Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проблемы организации инклюзивного образования в России

В нашем государстве, как и в любом другом, есть особые дети, имеющие различные отклонения в развитии. Сейчас их принято называть «дети с особыми образовательными потребностями». Согласно Конституции РФ дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью имеют право на обучение и воспитание, как и их нормотипичные сверстники.

Просмотров: 2507

Материал опубликован в журнале №102 от 26.03.2018.

ФИЛАТОВА Мария Вячеславовна 

доцент кафедры дошкольного и начального общего образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, кандидат педагогических наук, доцент.

В нашем государстве, как и в любом другом, есть особые дети, имеющие различные отклонения в развитии. Сейчас их принято называть «дети с особыми образовательными потребностями». Согласно Конституции РФ дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью имеют право на обучение и воспитание, как и их нормотипичные сверстники.

Преодоление барьеров

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются фатальными ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. В итоге они смогут свободно общаться со своими ровесниками.

Однако дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, особом образовании, социализации и лечении. Следует также иметь в виду тип ограничений. Одна ситуация, когда, например, ограниченные возможности касаются только двигательной активности. И совсем другая, когда причиной особого статуса является умственная отсталость той или иной степени, называемая сейчас «интеллектуальной недостаточностью».

Базовая проблема инклюзивного образования – создание безбарьерной образовательной среды. Основное правило – доступность для детей с ОВЗ и инвалидностью, направленная на решение проблем и трудностей социализации.

На сегодняшний момент в России базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Тем не менее, несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольных образовательных организациях. Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Базовая проблема инклюзивного образования – создание безбарьерной образовательной среды. Основное правило – доступность для детей с ОВЗ и инвалидностью, направленная на решение проблем и трудностей социализации. В образовательных организациях, которые обеспечивают сопровождение таких детей, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности. Также особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться. С другой – усиливается неоднородность состава обучающихся с учетом уровня их физического, речевого, умственного и психического развития. Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация не только детей с ОВЗ и инвалидностью, но и их нормотипичных одноклассников.

Процесс взаимоадаптации

Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям. Во-первых, коллектив детей не всегда принимает особого ребенка за «своего». Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования и испытывают трудности при реализации методов обучения. В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «больным» ребенком. В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий. А обычная образовательная организация в массе своей пока не может предоставить таким обучающимся тьюторов и выделить рекреационные помещения.

Дети с ОВЗ и инвалидностью – это одна из основных проблем неспециализированной образовательной организации, поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Кроме того, одной из целей инклюзии является социализация «особенных» детей. Соответственно, приоритетной задачей современного инклюзивного образования является усиление внимания к социализации детей с ОВЗ и инвалидностью.

Помимо этого, необходима утвержденная адаптированная программа для обучения таких детей в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему. С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться. С другой – усиливается неоднородность состава обучающихся с учетом уровня их физического, речевого, умственного и психического развития. Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация не только детей с ОВЗ и инвалидностью, но и их нормотипичных одноклассников. Это приводит к дополнительным (нередко непреодолимым) трудностям при реализации педагогом индивидуального подхода.

Одна из необходимых форм работы – взаимодействие с семьей особенного ребенка. Основной целью является организация помощи родителям (законным представителям) в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ и инвалидностью. Также рекомендуется активно вовлечь семью в работу образовательной организации, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение, проводить консультирование родителей, обучить семью доступным приемам и методам оказания помощи, организовать обратную связь семьи и школы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
САФУ — центр развития инклюзивного образования в Поморье
Апрельские тезисы ректора юридического вуза
В САФУ открылся Региональный ресурсный центр инклюзивного образования
Инклюзивное добровольчество на форуме «Бирюса»
Евгений Ямбург о школьном образовании, о свободе, о России, о будущем
Роман Симуков: «Для начала нужно выйти за рамки привычного образа ребенка-сироты»
Инклюзивное значит гуманное
В Мининском университете обсудили российский и международный опыт реализации инклюзивного образования
Новосибирский профессионально-педагогический колледж развивает инклюзивное образование
Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ