Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Роль стандартов качества в деятельности техникума

В условиях изменения законодательной базы Елецкий промышленно-экономический техникум проходит этап становления образовательного кластера, который включает в себя уровень НПО, координирует взаимодействие с работодателями, обществом, другими образовательными учреждениями.

Просмотров: 2362
ЕВСЕЕВ Роман Юрьевич – директор Елецкого промышленно-экономического техникума, кандидат педагогических наук, почетный работник СПО

Ориентация на рыночные отношения и развитие высокотехнологичного производства требуют, чтобы в системе СПО улучшилось качество подготовки специалистов. Это означает, что должны измениться структура и содержание образования, технологии и методики обучения, а также подвергнуться пересмотру перечень рабочих профессий и специальностей. Контроль качества подготовки специалистов тоже должен измениться, потому что возросли запросы населения к уровню образовательных услуг, усилились процессы регионализации образовательных систем, в образовании стала развиваться новая область научного знания – менеджмент, и появилась возможность использовать современные управленческие технологии и механизмы.

Современные инструменты обеспечения качества, известные как Международные стандарты качества ИСО серии 9000 и Всеобщее управление качеством (TQM), будучи одинаково ориентированными на потребителя, по-разному решают свои задачи. Так, стандарт серии ИСО-9000 направлен на совершенствование результатов деятельности организации посредством контроля всех этапов и уровней управления на основе разработанной для этого нормативной документации – это предполагает создание мощной системы мониторинга образовательного процесса. Стандарт TQM направлен на совершенствование всех идущих в учреждении процессов за счет изменений организационной структуры, что способствует вовлечению всех участников образовательного процесса в управление качеством. Вопрос: что выбрать?

Для эффективной деятельности и развития образовательного учреждения важно выявить факторы, определяющие качество подготовки выпускников. Прежде всего это востребованность приобретенных специалистом общих и профессиональных компетенций. С такой точки зрения стандарт TQM представляется более подходящим, хотя реальная практика показывает, что в учебном заведении могут использоваться оба стандарта. В этом случае целесообразно обратиться сначала к ИСО-9000. Он задает следующие принципы менеджмента качества: ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников, процессный подход, системный подход, постоянное совершенствование, принятие основанных на фактах решений. С опорой на эти ключевые положения в техникуме разработаны и реализуются программа развития и бизнес-план на 2011 – 2015 годы и текущие годовые планы, которые предусматривают следующее:

  • создание и введение в практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ;
  • внедрение прогрессивных форм и методов организации образовательного процесса на базе современных учебно-методических и программных материалов;
  • включение образовательного процесса техникума и его потенциала в реальный сектор развития экономики Липецкой области;
  • достижение высокого качества подготовки специалистов за счет привлечения материально-технических и кадровых возможностей предприятий;
  • формирование у выпускников профессиональных компетенций, гарантирующих их конкурентоспособность на рынке труда;
  • удовлетворение потребности предприятий города и области в квалифицированных и ориентированных на конкретное производство кадрах.

Самым важным направлением деятельности техникума, влияющим на работу всех структурных подразделений, является создание интегрированного регионального образовательного центра, предназначенного для удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах и получения качественного образования различными категориями населения. В первую очередь это предполагает разработку практикоориентированных методологических и нормативно-правовых основ его деятельности. В техникуме разработаны положение о ресурсном центре, перспективный план работы на 2010-2012 годы и другие необходимые документы.

Второе направление – формирование и развитие ресурсной базы техникума. В его рамках разработана программа опережающего профессионального обучения, осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников предприятий и организаций. Подготовлен, согласован и утвержден комплект учебно-программной документации по повышению квалификации работников ОАО «Елецгидроагрегат» по профессии «оператор станков с программным управлением». Корректировка и обновление рабочих учебных планов по новым профессиям и специальностям проводится ежегодно.

Реализуя принцип ориентации на потребителя, техникум вошел в состав Объединения работодателей г. Ельца, а директор избран заместителем председателя совета этой организации. Главное, что помогает ориентироваться на потребителя – социальное партнерство. Техникум заключил договоры о сотрудничестве с пятью ведущими предприятиями машиностроительного комплекса города (ОАО «Энергия», ОАО «Елецгидроагрегат», ОАО «Гидропривод», ОАО «Прожекторные угли», ОАО «Елецкий машиностроительный завод»). Активно внедряются в жизнь и другие формы социального партнерства.

В рамках направления «определение совместно с работодателями требований к уровню подготовки выпускников» разработаны региональные стандарты по специальностям «Технология машиностроения», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», – согласованные с объединением работодателей города Ельца.

Направление «мониторинг рынка образовательных услуг» предполагает создание рекламной продукции и организацию рекламной кампании, которая должна убедить граждан в необходимости получения как можно большего числа квалификаций и профессий, что поможет им выжить в условиях экономического кризиса. В техникуме проводятся круглые столы, педагогические чтения и другие мероприятия, на которые привлекаются социальные партнеры, родители и потенциальные студенты, а также слушатели курсов повышения квалификации. Примером может служить круглый стол «Ресурсный центр – центр профессионального образования на современном этапе», организованный с целью привлечения рабочих и специалистов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации. Достичь этой цели, к сожалению, довольно трудно. Для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку по укрупненным группам специальностей – таких как «Металлургия, машиностроение и материалообработка», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Информатика и вычислительная техника», – проводились областные публичные чтения «Условия обеспечения качественного профессионального образования на современном этапе в ресурсном центре».

По направлению «создание центра сертификации профессиональных квалификаций» техникум активно взаимодействует с Торгово-промышленной палатой области, в состав которой вошел в мае 2010 года.

Следует сказать и об экспериментальной деятельности. Созданы два интегрированных плана. Один – по специальностям «Технология машиностроения» и «Токарь-универсал», другой – по специальностям «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» и «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Суть эксперимента в том, что учащиеся должны освоить в сокращенные сроки рабочую профессию с повышенным разрядом и программы СПО. Результаты квалификационных экзаменов подтверждают такую возможность.

Внедрение стандарта ИСО-9000 сыграло ведущую роль в достижениях техникума. В настоящее время система менеджмента качества совершенствуется, в том числе и посредством внедрения стандарта TQM. В 2011 году техникум получил свидетельство о внесении в реестр «Инновационный менеджмент в образовании».

Таким образом, в условиях изменения законодательной базы техникум проходит этап становления образовательного кластера, который включает в себя уровень НПО, координирует взаимодействие с работодателями, обществом, другими образовательными учреждениями.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Автономное учреждение: плюсы и минусы
Белгородский механико-технологический колледж: воспитание как система
Психологическая служба в системе учебного заведения
Развитие внеучебной деятельности студентов
Управление введением ФГОС в ссузе
Инновационная деятельность: варианты и перспективы
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Лебедянский педагогический колледж
От ремесленной мастерской до ресурсного центра
Ставка на патриотическое воспитание

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ