Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Для студентов в Японии масса преимуществ

О том, как живется и учится российским гражданам за рубежом, мы спросили студентку Университета Хоккайдо (Япония) Катю Ф. Выяснилось: живется неплохо, спать на занятиях можно беспрепятственно, признать диплом PhD в России проблематично. Об учебе, научной работе и японских студенческих буднях читайте наш материал.

Просмотров: 4355

Катя Ф. – студент 3 курса PhD Аспирантуры Университета Хоккайдо (Саппоро, Япония).

Родилась в 1983 году в городе Южно-Сахалинске. Окончила Сахалинский государственный университет по специальности «Учитель японского языка». В 2006 году уехала учиться в Японию по программе стажер-исследователь. В 2010 году защитила магистерскую диссертацию на филфаке Аспирантуры Университета Хоккайдо.

Научные интересы связаны с японской литературой.

– Катя, где, чему вы учитесь, как давно?

– Учусь в аспирантуре Хоккайдского Университета, г. Саппоро. Изучаю японскую женскую литературу столетней давности.

– Что повлияло на ваше решение уехать в другую страну? Почему выбор пал именно на Японию?

– В школе мне хотелось быть переводчиком. Правда, в выпускном классе внезапно захотелось стать менеджером. Чтобы в пиджаке, очках и с папочкой. К счастью, «морок» спал своевременно. Для поступления надо было выбирать второй язык. И поездка в Японию в юном возрасте, 14-ти лет, в общем-то, этот выбор и определила. Чисто, красиво, близко. Суши, опять же. Чего еще надо?

– Как выглядел процесс поступления?

– Существует двухгодичная программа «Стажер-исследователь» по линии японского Министерства образования. По ее завершении большинство поступает в аспирантуру на магистра (2 года), потом на доктора (PhD), это еще 3 года (насколько я знаю, в России PhD называется скромным словом «кандидат», и доктора в тебе признавать отчаянно отказываются). Все 7 лет обучения получаешь стипендию. Информация по программе есть в каждом консульстве и на их официальных сайтах. Кстати, поступать можно как с японским, так и с английским языком. Но те, кто едет с английским, бедненькие, слабо себе представляют, что их ждет. Потому что, хоть им и разрешается писать исследование и диссертацию на английском языке, все лекции и семинары все равно на японском! Как они через это проходят - ума не приложу... Я б застрелилась.

– Вы учились в российском вузе? Чем принципиально отличается учебная (научная) деятельность в Японии и в России?

– Да, я училась в одном из дальневосточных университетов. В чем разница? В России нельзя выбирать предметы и храпеть под носом у преподавателя. А в Японии можно.

– Как выглядит процесс обучения? Опишите учебный день.

– Все это зависит от выбранной программы и от того, какой вам достался научный руководитель. На программе стажера-исследователя вы, в общем-то, вообще никому ничего не должны и можете 2 года наслаждаться жизнью за счет японского правительства. Однако некоторые преподаватели ухитряются своих подопечных загрузить настолько, что те днями из лабораторий не вылазят. На магистерской программе нужно набрать определенное количество баллов, чтоб выпуститься, поэтому надо ходить на пары, которые опять же вы сами выбираете. Магистр – это уже аспирантура, но некоторые пары можно брать и с факультета, баллы начисляются по той же схеме.

– Насколько дорого обходится жизнь и учеба? Дает ли статус студента какие-то преимущества?

– Преимуществ для студентов масса. От крайне дешевой медицинской страховки до всяческих скидок в магазинах, ресторанах, кинотеатрах (которые жуть какие дорогие по сравнению с Россией, несмотря на то, что ничего особо примечательного в них нет), музеях и пр. В зоопарк вообще бесплатно пустят. Ну и еще с учетом того, что со стипендии вы не платите налогов, к примеру, детский сад (если есть, кого туда водить, конечно) будет почти бесплатным. Стипендии на жизнь хватает вполне.

– Много ли российских студентов в Японии? Студент российский и японский: в чем разница?

– Соотечественников здесь хватает. Однако в сотни раз меньше, чем, скажем, китайских и корейских ребят.

Японские студенты после многих лет крайне стрессовой зубрежки с целью поступить в вуз, поступив-таки в него, расслабляются и наслаждаются жизнью в перерывах между подработками и секциями при университете. Кстати, в Японии родители своих чад-студентов материально практически не поддерживают, поэтому подрабатывает большинство. Университетские секции (хор, там, каратэ, дзюдо, баскетбол, бальные танцы, любителя чая, нелюбителей войн... ну, и много чего еще) посещают, наверно, процентов 90 от всех студентов, по крайней мере, на первых курсах. Учеба как таковая их волнует меньше. Ну, и да, спят они еще на лекциях в открытую, даже если лекция начинается в полдень.

– Как устроена Система высшего профессионального образования в Японии (в сравнении с нашей, отечественной системой)? Является ли в Японии высшее образование для иностранных студентов платным? Как вы считаете, их образование имеет преимущества, по сравнению с образованием в России? Как обеспечивается безопасность иностранных студентов или вопрос об их безопасности вообще не стоит? Как организована научно-исследовательская работа в системе высшего и послевузовского образования? Как происходит, выражаясь нашим языком, карьерный рост молодых ученых за границей?

– Платно вы будете учиться, или платить будут вам - зависит от того, по какой программе вы сюда приедете. Если выиграете стипендию - платить за учебу не надо, проживание покроется стипендией. Если сами частно - жизнь здесь не очень дешевая, придется подрабатывать и экономить на всем. Из преимуществ образования - выбор предметов. Зачем мне в российском вузе нужны были лыжи и высшая математика, я до сих пор не понимаю. Лучше бы я это время потратила на то, чтобы выучить лишнюю сотню иероглифов.

Что касается безопасности, то безопасность в Японии одна из самых высоких в мире. Не думаю, что иностранным студентам здесь грозят какие-то особые напасти.

– Рассматриваете ли вы для себя перспективу возвращения в Россию? (Почему решили вернуться?)

– Не знаю, посмотрим. Сегодняшние российские тенденции меня не очень радуют.

– Как вы представляете дальнейшую свою карьеру?

– У меня вообще с долгосрочным планированием не очень хорошо. Я, если честно, могу работать где угодно, если придется. В идеале неплохо бы остаться в академической среде и исследовать, исследовать... Хотя не исключено, что через пару лет мне это все надоест и захочется оказаться где-нибудь в теплых краях и открыть джаз-бар на пляже. Не знаю, правда. Посмотрим.

– Российские специалисты каких направлений имеют больше шансов получить работу и возможность заниматься наукой в Японии?

– Программисты. Технари. Это если про работу. Что касается науки, то тут все зависит от знания языка, связей, нужности вашего исследования данному региону/институту/преподавателю и т.д. Как повезет.

– Насколько схема финансирования научных исследований в Японии отличается от российской?

– Я понятия не имею, как в России финансируют научные исследования и финансируют ли вообще. Но я слышала страшное слово «Сколково». Если это и есть то самое финансирование, то, думаю, в Японии все гораздо оптимистичней.

– Как отмечают специалисты, в России всего 1 процент опрошенных с уважением относится к профессии ученого, в США – 56 процентов. Расскажите, пожалуйста, о социальном статусе ученого в Японии. Комфортно ли вам в социальном плане быть японским преподавателем, исследователем?

– Вполне себе. Зарплата очень достойная. Статус тоже.

– По вашим наблюдениям, много ли ученых, наших соотечественников, работает в Японии?

– Есть. В основном преподают русский язык. Остальные приезжают по грантам на несколько месяцев.

– Расскажите кратко о своей научной работе.

– Тема моего исследования – японские женские эссе эпохи Сёва: Кода Ая и Мукода Кунико. Если вам знакомы более 4-х слов из этого предложения, то я вас боюсь. Я пытаюсь выявить взаимосвязь материальных предметов и выражения человеческих чувств и эмоций. Японцы же не говорят близким людям прямо ни "Я тебя люблю" (по крайней мере, сто лет назад точно не говорили), ни "Я тебя ненавижу", но через определенные предметы окружающего обихода очень ловко ухитряются все это показать. И собеседник это, как правило, понимает. Такая невербальная коммуникация, на первый взгляд, совершенно невозможна для расшифровки неяпонцем. Вот я и расшифровываю.

– Что сыграло роль в вашем выборе стези ученого?

– Мне всегда было интересно учиться. Сидеть в офисе и строчить переводы про бульдозеры и генераторы целыми днями – занятие, конечно, крайне увлекательное, однако несколько рутинное. Тупеешь, проще говоря, через несколько лет. Перспектива тупеть мне показалась непривлекательной, поэтому, поработав год, поехала учиться дальше.

– В последнее время в России делается большая ставка на привлечение иностранных ученых: запущены проект «Сколково», конкурс «Мегагранты». Являются ли предпринятые шаги серьезным стимулом к возвращению российских специалистов, работающих за рубежом, на ваш взгляд? Что вообще, на ваш взгляд, могло бы послужить серьезным стимулом к возвращению российских специалистов?

– Сколково помянешь, оно и явится. Не уверена, что это как-то сильно исправит ситуацию. Уж слишком Россия в плане технологий отстала.

Ученому ведь что нужно? Как специалисту - хорошо оборудованная лаборатория и возможность сосредоточиться на работе, не отвлекаясь на посторонние нервные затраты. Как человеку - приличная зарплата и нормальная социальная система. Обеспечат первое и второе - вернутся.

Но боюсь, что к тому времени я уже буду дряхлой брюзжащей старушкой вязать внукам носки в кресле-качалке.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: личный опыт, ВПО, япония, соотечественники

Похожие материалы:
Педагогические кадры для Башкортостана
Непрерывность образования - залог его качества
Методика внутреннего аудита
Кубанский государственный университет: наука побеждать
ОмГТУ в системе рыночных отношений
Актуальные проблемы лесного образования
Челябинская область - научные результаты мирового уровня
За японским языком - в японскую школу
Ориентир – личность выпускника
Формирование специалиста и личности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#101Нацаккредсовет принял решение по аккредитации программ Университета Цзинань
#110Хабаровский технический колледж готовит кадры для строительной индустрии региона
#110Кто ты в атомной отрасли? Try a Skill! Профессиональные пробы как эффективная форма профориентации
#97Владимир ЗЕРНОВ: «Образование – источник пищи для ума»
#104Навстречу 20-летнему юбилею Старооскольского филиала БелГУ
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний