Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Омский государственный технический университет отметил юбилей

В ноябре 2017 года ОмГТУ отметил 75-летие. О стратегии развития образовательной организации читайте в интервью ректора А.В.Косых

Просмотров: 51

Материал опубликован в журнале №94 от 29.03.2017.

Университет в пространстве инноваций

В ноябре Омский государственный технический университет отметит семидесятипятилетие. Пройдя славный путь от машиностроительного института до университета инновационно-исследовательского типа, ОмГТУ одним из первых стал в прошлом году опорным вузом страны. О стратегии развития образовательной организации читайте в интервью ректора доктора технических наук, профессора Анатолия КОСЫХ.

– Среди отечественных вузов ОмГТУ стабильно занимает лидирующие позиции. Анатолий Владимирович, в чем секрет успеха?

– Секрет успеха в правильно выбранной стратегии развития. Уже около десяти лет университет живет по тщательно продуманным многолетним планам. Стратегическая программа развития вуза построена с учетом концепции развития Омской области на срок до 2025 года. В соответствии с ней ОмГТУ выступает в роли главного поставщика инженерных кадров для высокотехнологического и нефтехимического кластеров региона, а также в роли драйвера их научно-технического развития. Программы разрабатываются в соответствии с основными трендами в образовании, науке, промышленности страны. Отмечу, что все они успешно выполняются и будут выполняться независимо от наличия дополнительного финансирования со стороны Минобрнауки РФ. С учетом сказанного, наверное, главный компонент нашего успеха – теснейшая связь с реальным сектором экономики и Омского региона, и России в целом.

– Среди первых 11 опорных вузов страны более половины образованы на базе технических университетов. Думается, это неслучайно. Развитая образовательная, научная и производственная инфраструктура ОмГТУ в области машиностроения, радиоэлектроники, нефтехимии и энергетики создает прочную основу для качественной подготовки кадров. Ваши выпускники востребованы?

– Вы, безусловно, правы. Наши выпускники всегда были востребованы, востребованы сейчас и будут востребованы в любом обозримом будущем. Начиная с момента своего возникновения, в 1942 году, наш вуз был ориентирован на подготовку инженерных кадров для оборонно-промышленного комплекса. В настоящее время мы ежегодно набираем около 500 целевых студентов в рамках госпрограммы «Подготовка инженерных кадров для предприятий ОПК». В основном это направления, связанные с ракетно-космической техникой, радиоэлектроникой, транспортным машиностроением, информационными технологиями. Выпускники ОмГТУ востребованы не только на предприятиях ОПК: в течение многих лет в вузе дейст вует программа подготовки специалистов для предприятий «Газпромнефти», начиная от химиков-технологов и заканчивая информационщиками, энергетиками и экономистами. В рамках сотрудничества с «Транснефтью» мы обеспечиваем кадрами все строящиеся газо- и нефтепроводы к востоку от Урала. Выпускники энергетического института ОмГТУ успешно трудятся на предприятиях не только Омского региона, но и всего севера Западной Сибири. С 2016-2017 учебного года началась подготовка магистров в области разработки и производства новейших углеродных материалов по заказу Института проблем переработки углеводородов СО РАН и «Омск техуглерода».

Недавний яркий пример. В конце марта пришел один из руководителей дружественного нам машиностроительного предприятия и попросил двух-трех выпускников для работы с новыми обрабатывающими центрами. Так вот, мы вынуждены были отказать, поскольку все выпускники направления «Станки» уже трудоустроены.

– Инновационный потенциал университета успешно развивается в научно-образовательных ресурсных центрах, студенческих конструкторских бюро, десятках лабораторий и малых предприятий. Какое практическое применение находят разработки ОмГТУ?

– Вуз активно сотрудничает со многими промышленными предприятиями. Естественно, это относится не только к подготовке инженерных кадров, но и к научно-техническим разработкам, которые проводятся в ОмГТУ. Все-таки не нужно забывать, что для инженера главный критерий – возможность практического использования, поэтому значительная часть наших разработок ведется по непосредственному заказу заинтересованных предприятий и организаций. Так же, как и в сфере подготовки кадров, мы много работаем с предприятиями ОПК в научно-технической области. Здесь география наших партнеров заметно шире и включает не только предприятия Омского региона, но и ведущие НИИ и КБ Москвы и Петербурга. Также занимаемся и гражданскими направлениями: разработана технология и начинается производство медицинских имплантов, которые, не уступая по качеству зарубежным аналогам, в два раза дешевле.

Все сказанное не означает, что ученые ОмГТУ не занимаются фундаментальной наукой, но выбор тех направлений, которые нами поддерживается, определяется их потенциальной применимостью. Приведу два достаточно характерных примера. Первый – математическая лаборатория, занимающаяся абстрактными проблемами алгебры, которые могут иметь применение в криптографии. Второй – лаборатория новых органических материалов, занимающаяся созданием полимеров, которые могут быть использованы в органической электронике. Руководители этих лабораторий – крупные специалисты, приглашенные из других организаций. Многие наши разработки уже используются в промышленности, некоторые скоро будут использоваться, а на часть мы просто надеемся.

– На ведущих предприятиях региона создано 17 базовых кафедр ОмГТУ. Одна из них работает на Омском нефтезаводе – крупном социальном партнере университета. Расскажите, пожалуйста, о реализуемом здесь проекте «Школа – ссуз/вуз – предприятие».

– Действительно, уже несколько лет Омский нефтезавод совместно с нами и Омским промышленно-экономическим колледжем реализует проект «Школа – ссуз/вуз – предприятие». Вкратце изложу суть этого интересного проекта. Начнем с того, что территориально вуз, колледж и завод находятся в одном районе города. И вуз, и завод уже довольно давно развивали сеть базовых и подшефных школ, основная часть которых, естественно, оказалась в одном и том же районе, а многие и совпали. Колледж является базовым и для завода, и для вуза. Таким образом, сложились все предпосылки для перехода сотрудничества на новый уровень. Теперь мы как партнеры в школы приходим совместно. У каждого свои задачи, но в итоге все добиваемся одного: чтобы старшеклассники отчетливо понимали – работать в производственной сфере почетно, выгодно, интересно. И самое главное – для того, чтобы там работать, нужно учиться.

Каждый партнер играет свою роль. Завод оказывает существенную финансовую поддержку, организует экскурсии на производство, участвует в профориентации в процессе набора студентов, разработке учебных планов, предоставляет базу практики. Вуз и колледж организуют проведение различных профильных олимпиад, конкурсов, научно-технических конференций для школьников и студентов, согласуют свои учебные планы с предприятием.

За последние четыре года несколько школ получили новые кабинеты химии и физики, на десятки миллионов приобретено оборудование для специализированных учебных лабораторий вуза и колледжа. Созданы отдельные группы студентов, обучающихся по специальным программам. Это лишь малая часть успешной совместной работы.

– Университет поддерживает связи с десятками образовательных, производственных, научно-исследовательских организаций в стране и за рубежом. Каковы основные направления развития сетевого и международного сотрудничества?

– В настоящее время заключено 41 международное соглашение о научно-техническом и образовательном сотрудничестве с университетами Германии, Австрии, Китая, Чехии, Египта, Беларуси, Украины, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Это позволяет непрерывно быть в курсе мировых тенденций в науке и образовании, изучать и осваивать передовой зарубежный опыт.

Университет в составе международной команды, включающей 22 партнера из шести стран (России, Беларуси, Украины, Германии, Великобритании и Литвы) и возглавляемой Вильнюсским техническим университетом им. Гедеминеса, выиграл грант на реализацию проекта Tempus «NETCENG» «Новая модель третьего уровня высшего инженерного образования в соответствии с рекомендациями Болонского процесса в Белоруссии, России и Украине». Проект направлен на построение и апробирование модели аспирантской подготовки для вывода образовательных программ третьего уровня высшего образования на качественно новые позиции.

В 2017 году продолжается обучение по программе магистратуры «Прикладная информатика» Erasmus+. Принимающей стороной стал Политехнический институт г. Браганса (Португалия). Действует программа Erasmus Mundus Action 2 «Создание условий для развития высшего образования: усовершенствование учебных программ по инженерным специальностям для развития дуального образования». Грантодержатель – Университет Ровили и Виргили (Испания). ОмГТУ является постоянным членом Европейской ассоциации социальных работников EuroDIR.

Действует соглашение об академическом сотрудничестве с Французским институтом нефти и компанией АО «Газпромнефть – ОНПЗ». В соответствии с ним реализуется совместная образовательная программа, финансируемая «Газпромнефтью». Программа предназначена для обучения инженеров, работающих в компании, и направлена на формирование у них профессиональных компетенций, получение теоретических и практических знаний в области нефтепереработки.

В университете обучается около 3 тыс. граждан стран СНГ и дальнего зарубежья, большую часть из которых составляют граждане Республики Казахстан. Мы посылаем своих студентов и преподавателей на стажировки в Великобританию, Германию, Португалию, Литву, Италию, Беларусь, Польшу. Есть среди наших студентов иностранные граждане по «гослинии», которых по специальным направлениям присылает профильное министерство. Из них мы готовим высококлассных специалистов для дружественных стран: Казахстана, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии.

Беседовала Екатерина СИНДЕЕВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: юбилей, ао-94, ОмГТУ, инновации, екатерина синдеева

Похожие материалы:
От Эдуарда Днепрова до Ольги Васильевой: министры образования новой России
Инновационный центр региональной экономики
Десять ресурсных центров одного университета
Дальневосточный государственный университет путей сообщения отметил юбилей
В России создан новый рейтинг вузов
Генератор инновационного развития региона
Сохраняя традиции, поддерживая инновации
Беспилотник ОмГТУ лучший в России
Томский государственный архитектурно-строительный университет достойно встретил 65-летие
Госуниверситет – УНПК: проекты и труд на благо региона

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#103Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С. Солнцева развивает сетевое взаимодействие
#106Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан
#98Гусь-Хрустальный технологический колледж успешно внедряет дуальное обучение
#98Общество «Знание» и Кубанское казачье общество основали техникум
#110Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний