Инновационный центр региональной экономикиЗабайкальский госуниверситет – крупнейший научно-образовательный региональный центр, обеспечивающий квалифицированными специалистами 85 процентов направлений социально-экономической сферы Забайкалья. Об основных направлениях подготовки кадров, достижениях вуза и планах на будущее рассказывает ректор Сергей ИВАНОВ. Просмотров: 208
Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016. Забайкальский государственный университет (ЗабГУ, г. Чита) – крупнейший научно-образовательный региональный центр, обеспечивающий квалифицированными специалистами 85 процентов направлений социально-экономической сферы Забайкалья. В этом году университет отмечает пятидесятилетие высшего инженерного образования в крае. Об основных направлениях подготовки кадров, достижениях вуза и планах на будущее рассказывает ректор Сергей ИВАНОВ. ИВАНОВ Сергей Анатольевич – ректор Забайкальского государственного университета, доктор технических наук, профессор.
Родился в 1959 году в Чите. После окончания Читинского политехнического института (1981) поступил в аспирантуру Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина. В 1986 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук и приступил к работе в ЧитГУ. В 1998 году назначен на должность декана энергетического факультета, в 2000 году стал директором энергетического института. С 2004 года первый проректор ЧитГУ – ЗабГУ. В 2012 году назначен и.о. ректора Забайкальского госуниверситета, с 2013 – ректор университета. Автор более 130 научных публикаций, в том числе монографий и учебных пособий с грифом Минобрнауки РФ. Имеет 9 авторских свидетельств на изобретения и патенты. Подготовил 15 кандидатов технических наук. Почетный работник высшего образования РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки и техники Читинской области, награжден медалью «За заслуги перед городом Чита». – Сергей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о деятельности университета в качестве регионального научно-образовательного и инновационного центра. – Для обеспечения региона квалифицированными кадрами университет реализует свыше 140 образовательных программ. На базе ЗабГУ развиваются 49 научных направлений и функционируют 93 научных и научно-образовательных подразделения. Самые передовые из этих направлений связаны с горнодобывающей промышленностью, энергосбережением и педагогикой. Объясняется это тем, что основой экономики Забайкальского края является горнорудная промышленность, энергетика также считается одной из ведущих отраслей, а энергетический факультет, наряду с горным, в университете был создан одним из первых. Что касается педагогики, то она снова становится актуальной и востребованной, так как без хорошей подготовки в школах не может быть и хороших студентов. Кроме того, университет решает актуальные проблемы региона, внедряя свои инновационные разработки. Так, например, за прошлый год по НИР было освоено более 95 млн. рублей. Ученые вуза состоят в различных организациях, начиная от совета при губернаторе Забайкальского края и заканчивая научно-техническими советами предприятий, а подготовка кадров преимущественно реализуется в рамках договорной деятельности между предприятиями и университетом. Ярким примером сотрудничества является научно-образовательный кластер «ЗабГУ – Приаргунский производственный горно-химический комбинат», в рамках которого осуществляются совместные научные разработки и внедрение инноваций на производстве. – Качество подготовки кадров – один из самых актуальных вопросов, волнующих сегодня профессиональную общественность. Чем обеспечивается качество образования в ЗабГУ? – В университете функционирует система гарантии качества образования, которая включает два направления. Первое – это плановая работа по внутреннему аудиту образовательных программ и второе – использование независимых инструментов оценки качества образования. В первую очередь, здесь нужно отметить профессионально-общественную аккредитацию, которую у нас прошли такие направления подготовки как «Горное дело», «Строительство уникальных зданий и сооружений», «Юриспруденция» и ряд других. Кроме того, университет принимает активное участие во всероссийском проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России», демонстрируя стабильно высокие показатели1.
– Четыре факультета университета реализуют образовательные программы инженерного профиля, закрывающие весь спектр инженерных направлений и специальностей, которые требуются для эффективного развития региона. Какие инновационные подходы используются при их разработке? – К инновационным подходам проектирования образовательных программ можно отнести модульный и контекстный подходы, принцип функциональности, ориентации на результат, деятельностный характер образования, нелинейность образовательного процесса. Так, например, модульный подход позволяет оперативно обновлять отдельные блоки при изменении требований к выпускнику со стороны работодателей, сочетать теоретическую и практическую подготовку, индивидуализировать обучение для каждого студента за счет комбинации необходимых модулей, обеспечивать направленность подготовки студентов, получение ими дополнительной квалификации в соответствии с запросами регионального рынка труда. Контекстный подход предусматривает ориентацию на ценности профессиональной подготовки выпускников. В его рамках происходит сопряжение образовательных и профессиональных стандартов, осуществляется постоянная обратная связь разработчиков образовательных программ с работодателями, предъявляются требования к результатам образования. Необходимо отметить, что инновационные подходы используются в разработке образовательных программ не только инженерного, но и других профилей и, прежде всего, направлены на опережающую подготовку кадров нового поколения. – А как ведется подготовка специалистов, способных к инновационной деятельности? – На всех факультетах вуза имеются специализированные кабинеты и аудитории, оснащенные оборудованием для проведения лабораторных и практических занятий. Помимо этого, в университете создаются базовые кафедры. Скажем, совместно с Сибирским отделением РАН организована работа базовой кафедры геофизики, по направлению подготовки «Юриспруденция» функционирует базовая кафедра, созданная при участии избирательной комиссии Забайкальского края. Широко используются и сетевые технологии: на основе взаимодействия со школами Забайкальского края ведется подготовка учителей, также осуществляется совместная работа с профессиональными образовательными организациями региона и рядом ведущих вузов РФ – Российским университетом дружбы народов, Сибирским федеральным университетом, Томским госуниверситетом. – Важную роль в подготовке кадров играет реализация траектории непрерывного образования на всех этапах обучения. Что вы можете сказать по поводу профориентационной работы вуза? – Университет активно занимается профориентационной деятельностью, и одной из новых ее форм стало создание профильных классов совместно с работодателями. Примером может служить организация энергетических классов в школах при взаимодействии с компанией «ТГК-14». Занятия со школьниками по дисциплинам, необходимым для поступления на технические направления и специальности, проводят преподаватели вуза, представители предприятия-партнера рассказывают о будущей профессии, пробуждая интерес к инженерной деятельности. Следует отметить, что результатом работы энергокласса стало значительное увеличение конкурса на энергетический факультет университета. Учитывая факт, что региону необходимы специалисты инженерного и других профилей, мы намерены использовать этот опыт с целью открытия новых профильных классов. – В этом году университет отмечает юбилей высшего инженерного образования в Забайкальском крае. Какие мероприятия проводятся в связи с этим знаменательным событием? – Много знаковых мероприятий проводится в юбилейный год. В газете «Университет» ежемесячно публикуются интервью с ветеранами, готовится к выпуску энциклопедическая монография «Забайкальский государственный университет: история и современность высшего инженерного образования». Университет гордится своими выпускниками, которые являются руководителями всех крупных предприятий, организаций, властных структур города и края. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Подготовка новых кадров должна соответствовать динамике изменений современной экономики. Нам есть к чему стремиться, над чем работать – и в плане инновационного развития образовательных программ, и в плане развития материально-технической базы. Мы видим эти цели и задачи, уверенно идем к ним. Хотелось бы поздравить коллектив вуза с пятидесятилетием высшего инженерного образования в Забайкальском крае и выразить слова благодарности коллегам за их добросовестность и самоотверженность в деле подготовки молодых специалистов на благо региона и страны. 1 Подробнее: http://bit.ly/ZabSUok Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|