Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ольга Васильева обозначила главные задачи ведомства

На состоявшейся в ноябре 2017 года пресс-конференции в «РГ» министр образования и науки РФ О.Ю.Васильева обозначила главные задачи ведомства на ближайшие годы.

Просмотров: 83

Материал опубликован в журнале №99 от 27.11.2017.

Все россияне смогут получать новые знания

Требуется реконструкция

По словам министра, в 2017 году за парты сели около 1,8 млн. первоклашек, что на 110 тыс. больше, чем в прошлом году. К сожалению, часть школьных зданий безнадежно устарела: есть аварийные, без удобств, столовых и спортзалов. До сих пор в школах некоторых регионов действует третья смена – так остро не хватает мест для учеников.

Как подчеркнула руководитель Минобрнауки РФ, 26 тыс. школ – сельские, которые были построены в основном сорок-шестьдесят лет назад. А есть некоторые сельские школы, чья история начинается с последней четверти ХIХ века. Конечно, требуется реконструкция таких зданий, обновление и, главное, создание абсолютно новой современной образовательной среды для детей.

Эти задачи решает проект министерства «Создание образовательной среды для школьников». За 2017 год уже удалось открыть 82 школы и создать дополнительно 55 тыс. новых мест.

– Это на 8 тыс. мест больше запланированного, что позволило частично отказаться от второй смены, а кое-где убрать и трехсменный режим. Это, в основном, кавказские регионы, – рассказала Ольга Васильева.

В селе появятся модульные школы. Это школы-трансформеры, которые могут по необходимости превращаться в ясли, детский сад, школу. Но такие дороже, чем обычные. Тем не менее министр уверена, что будущее – именно за школами-трансформерами.

​О шахматах

– Я недавно была во Франции, где <…> прошла рабочая встреча с министром образования. Кроме официальных вопросов, которые мы обсуждали, речь зашла о математике и шахматах… с этим он попросил нас помочь. Считаю, что один час шахмат в неделю должен быть обязательным с первого по четвертый классы. Дальше это может быть кружок по шахматам. В Армении, кстати, в школах уже есть обязательные уроки шахмат, и ученики показывают на олимпиадах очень хорошие результаты. В некоторых наших школах тоже уже есть кружки шахмат. Недавно я была в Чувашской Республике, мы объезжали сельские школы. Во многих есть огромные напольные шахматы, дети подходят во время переменки, играют.

После школы – в кванториум

– Второе важнейшее направление министерства – дополнительное образование и создание условий для внеурочной деятельности. Мы должны к 2020 году охватить дополнительным образованием почти 78 % наших детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет. Работа ведется по трем направлениям: создание инфраструктуры, кадры и методические сопровождение.

В рамках проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в 2017 году 9 регионов получили субсидии из федерального бюджета на создание своих модельных центров дополнительного образования. Как пояснила министр, эти центры должны стать ядром всей системы доп­образования. В ближайшее время число таких центров увеличится. Одновременно идет работа по созданию кванториумов с инженерно-техническим, научно-исследовательским направлениями.

– Мы провели обучающие семинары для руководителей практически всех модельных центров дополнительного образования. Есть еще один важный момент. Вместе с министерством труда мы прорабатываем пути привлечения студентов педагогических специальностей к системе доп­образования и вносим изменения в профстандарт педагога дополнительного образования для детей и взрослых, – рассказала Ольга Васильева.

В каждом регионе в ближайшее время появятся центры выявления и поддержки талантливых детей, и через систему, в том числе дополнительного образования, будет уделяться особое внимание поддержке школьников, которые показали способности к математике. Нынешняя молодежь будет жить в обществе цифровой экономики, в основе которой лежит базовая математика. Поэтому очень важно привить интерес к математике в средних классах школы.

В России еще с советских времен есть подобные математические центры – например, в Санкт-Петербурге, – и ученики, которые ходят в кружки этих центров, показывают потрясающие результаты. Нобелевские лауреаты Григорий Перельман и Станислав Смирнов занимались в одном из таких математических центров, который существует с 1974 года.

Вся кружковая работа в школе должна быть бесплатной. Иногда школы идут на хитрость: родителям говорят – мы хотим подтянуть ваших детей по математике или русскому языку и придумали кружок под названием «Занимательная математика». Затем родители получают соглашение, где говорится, что ребенку рекомендуется четыре-пять дополнительных занятий, и выставляется сумма.

– С этим мы будем бороться, – предупредила главаМинобрнауки РФ. – В одной из школ я видела расписание внеурочных дополнительных занятий по русскому языку для пятых-шестых классов, которые назвали лекциями. Занятия по русскому языку априори не могут быть платными.

О педобразовании

– Педагогическое образование – одно из стратегических в Минобрнауки. В России педагогов сейчас готовят 255 вузов. <Здесь> учатся 436 тыс. студентов – будущих учителей, 200 тыс. – по очной форме, 48 тыс. – на программах магистратуры, остальные – бакалавриат и специалитет. Проблемы с педагогическим образованием есть. Первое, что мы сделали, создали Совет по педобразованию, куда входят все педвузы нашей страны. Идет анализ, чему и как учат в этих вузах, и одновременно создание новых стандартов.

Колледж XXI века

Третий важный проект министерства связан со средним профессиональным образованием. Это проект «Рабочие кадры для передовых технологий». Министр подчеркнула, что отношение в обществе к среднему профобразованию сейчас меняется. «Может быть, еще рано говорить о дос­тижениях, но то, что большие подвижки есть, очевидно. В этом году 59 % выпускников-девятиклассников решили пойти в колледжи и техникумы», – напомнила Ольга Васильева.

В России подготовлен топ-50 перспективных профессий, которые будут востребованы в ближайшее время в экономике. По 44 из них уже готовы стандарты и 1 тыс. колледжей и 58 вузов уже начали работать по новым требованиям. Экзамены в колледжах тоже сильно поменялись. Теперь главное показать, что ты умеешь делать руками, доказать, что тебя научили тому, что требуется работодателям. Более 14 тыс. студентов из 242 колледжей уже участвовали в апробации демонстрационного экзамена по стандарту WordSkills. Сейчас министерство вносит поправки в законодательство, которые позволят сделать демонстрационный экзамен частью выпускного. Тогда он будет обязательным для всех выпускников колледжей. Вполне возможно, что экзамен на профессиональные умения станет обязательным и в вузах. Некоторые педагогические вузы уже проводят такие испытания.

Глава министерства сообщила, что более 5 тыс. мастеров производственного обучения из всех регионов страны прошли повышение квалификации с учетом новых стандартов. В рамках этого проекта в регионах созданы 7 образовательных площадок, ставших межрегиональными центрами компетенции. На базе этих центров могут заниматься более 2 тыс. человек. Направления самые разные: приоритетные отрасли экономики, промышленности, инженерные технологии, машиностроение, транспорт, логистика, дизайн, сфера услуг и другие. Сюда могут приезжать студенты из соседних регионов вместе со своими мастерами производственного обучения.

Университет «топнул»

Перед вузами поставлена амбициозная задача. Они должны стать центрами создания инноваций и войти в мировые рейтинги.

– Согласно указу, 5 вузов войдут в топ-100. На сегодняшний день в рейтинги вошли уже 6 вузов. Плановое значение 2017 года для топ-300 было 4, а у нас в топ-300 попали 13 вузов, – подчеркнула Ольга Васильева. – 121 вуз подал заявки на то, чтобы участвовать в конкурсе по созданию центров инноваций. Мы отберем 40 не менее чем из 30 регионов.

В министерстве рассказали, что никаких ограничений для вузов, которые захотят участвовать в конкурсе, нет. Это может быть и национальный исследовательский, федеральный, опорный или любой отраслевой университет. Например, вузы минкультуры, транспорта или сельского хозяйства.

Какую поддержку получат выбранные университеты? Министр уточнила, что, прежде всего, речь идет о научно-образовательном потенциале:

– Самый яркий пример вам хорошо известен. В частности, мы закрепили право за ведущими российскими вузами самостоятельно присуждать ученые степени. На сегодняшний день это 19 вузов.

В этом случае будет и финансовая помощь.

Большие надежды возлагаются на экспорт российского образования. Если сегодня в России обучается более 240 тыс. иностранных студентов, то к 2025 году их должно быть более 710 тыс. Речь идет, в том числе, и о дистанционном образовании, и о дополнительном образовании для иностранцев – выпускников российских вузов. Дело не только в престиже и качестве российского образования, особенно технического, естественнонаучного и творческого, но и в том, что во всех странах образование – серьезная статья дохода для университетов. Ольга Васильева привела пример: во Франции за год только за счет перелетов и покупки билетов на другой транспорт студенты оставляют в стране до 6 млн. евро. Плюс расходы на свое содержание, жилье.

Кого возьмут в лагерь

Финансирование проекта по поддержке экспорта российского образования начнется уже в 2018 году. Прежде всего, будет совершенствоваться правовая база, чтобы студентам было проще решать миграционные вопросы. Сейчас правила таковы, что если студент, скажем, уезжает на каникулы домой, чтобы вернуться на учебу, он должен снова пройти все процедуры, как при первой поездке в Россию. Студенческая виза, к сожалению, многим ограничивается. Эксперты отмечают, что снижение миграционных барьеров – очень сложная дорога, но «мы по ней идем», подчерк­нула министр.

За границей ты можешь рассылать заявления в университеты почти круглый год, а у нас прием документов идет строго один месяц – с конца июня до конца июля, что ограничивает возможности потенциальных абитуриентов. В некоторых странах к этому времени у выпускников школ еще нет на руках документов об образовании. Есть трудности с жильем. Комфортабельных общежитий мало, кампусов – пока тоже.

– Мы создали центр компетенций по подготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб всех наших образовательных организаций. Начал работу консорциум из 39 вузов, которые начнут массово принимать иностранных студентов. Ведется поддержка иностранных школьников, которые в перспективе могут стать нашими абитуриентами. Есть планы по летним лагерям. Это связано, в первую очередь, с изучением русского языка и русской, российской культуры. И в этом есть заинтересованность, – уточнила глава Минобрнауки РФ

Все ректоры единодушны: первые два года для иностранных студентов – самые сложные. Есть предложение: учить русскому потенциальных студентов в их странах на базе крупных вузов, чтобы они приезжали в Россию, уже владея языком. Среди других, например: обязать наши университеты готовить несколько версий сайта на разных языках, выдавать иностранцам гранты на оплату медицинской страховки, разрешить вставать на миграционный учет по интернету.

Зачет онлайн

В ближайшие годы образование по интернету станет привычным для всех. Российские вузы подготовили 254 сертифицированных онлайн-курса, которые позволяют студенту из любого университета послушать лекции лучших профессоров. Не важно, где они преподают: в МГУ или МИСиС. На специальной странице в сети – «Национальной платформе открытого образования» – размещены отк­рытые онлайн-курсы, подготовленные лучшими учеными ведущих вузов. Это МГУ, НИУ ВШЭ, МИСиС, СПбГУ, МФТИ, СПбГУ, УрФУ и Университет ИТМО. Только что к работе подключился Томский государственный университет. Онлайн-обучением на платформе пользуются уже около 400 тыс. человек, в том числе студенты вузов.

Как работает механизм? Допустим, университет определил список онлайн-курсов, которые он готов перезачесть. Студент выбирает то, что ему нравится, предупреждает об этом учебную часть, смотрит лекции, выполняет задания, оплачивает прохождение экзамена и, если набирает нужное количество баллов, получает электронную версию сертификата. Или вузы заключают между собой сетевой договор, где прописывается, какие именно курсы будут задействованы, кто и как возместит расходы вузу – автору курса. Эта модель сейчас особенно популярна. Количество перезачетов превышает 7-8 тыс.

– Цель – формирование цифрового образовательного пространства. В августе 2017 года мы выбрали по конкурсу 17 вузов из 105, которые будут работать по созданию и укреплению единого портала для размещения онлайн-курсов. Планируем создать сервер для хранения электронных портфолио. Там же будет организация оценки качества, их рейтингование. В начале 2018 года обучение на онлайн-курсах должны пройти 140 тыс. человек, – уточнила Ольга Васильева. – В ближайшее время планируется провести обучение почти тысячи специалистов наших колледжей и вузов по программе повышения квалификации в области онлайн-обучения на базе региональных центров компетенции.

К окончанию проекта по созданию цифровой образовательной среды онлайн-аудитория достигнет 3 млн. пользователей. Ценность этого проекта не только в том, что студенты получат дополнительные возможности, а в том, что все россияне смогут получать новые знания.

По замечанию министра, в ближайшие десять лет с рынка труда из-за внедрения новых технологий будут уходить очень многие профессии. Большинству россиян придется переучиваться.

Кто будет нужен? В частности, специалисты по искусственному интеллекту, 3D-технологиям, появятся новые профессии на стыке разных дисциплин. Востребованы будут специалисты по реверсивному инжинирингу, инженерии космических систем, технологии композитов, прототипированию. Понадобятся эксперты для оценки онлайн обучающих программ. В Минобрнауки РФ уже всерьез задумались о стратегическом планировании.

Ирина ЧЕРНОВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-99, ольга васильева, приоритеты, Минобрнауки

Похожие материалы:
Ольга Васильева: «Опыт Чувашии нужно взять на вооружение другим регионам»
В поддержку регионального образования
Ольга Васильева возглавила Министерство образования и науки РФ
Минобрнауки России открывает Дискуссионный клуб
Опорные университеты: от объединения к развитию
Новости рубрики «Новая школа России»
Образовательная политика: перемена мест слагаемых
Стипендии в России проиндексируют на 4 процента
За рейтингом вузов последует рейтинг факультетов
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#98Гусь-Хрустальный технологический колледж успешно внедряет дуальное обучение
#106Научно-образовательный центр Республики Дагестан
#102Проблемы организации инклюзивного образования в России
#104Ежегодная конференция ассоциации IREG состоялась в Бельгии
#101Медицинский колледж Управделами Президента РФ готовит конкурентоспособных специалистов
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний