О научных исследованиях, морской качке и белых медведяхВторой рейс «Арктического плавучего университета — 2013» отличался от первого. Во время второго рейса команда судна «Профессор Молчанов» впервые за время существования проекта совершила попытку пройти в Карское море. К сожалению, из-за большого количества льдов этого сделать не удалось. Просмотров: 922
Второй рейс «Арктического плавучего университета — 2013» отличался от первого. Во время второго рейса команда судна «Профессор Молчанов» впервые за время существования проекта совершила попытку пройти в Карское море. К сожалению, из-за большого количества льдов этого сделать не удалось. Экспедиция вернулась в Баренцево море и проделала путь вдоль западного побережья Новой Земли к мысу Желания, чтобы попасть в Карское море с севера. Здесь судно смогло продвинуться намного дальше, и достигло максимальной северо-восточной точки маршрута — остров Визе (его координаты — 79 градусов северной широты, 76 градусов восточной долготы). Экспедиция исследовала северо-восточную часть Карского моря, а затем направилась к Земле Франца-Иосифа. Во время второго рейса было выполнено множество высадок участников экспедиции на берег. Участники посетили острова Колгуев, Вайгач, северный остров Новой Земли, острова архипелага Земли Франца-Иосифа. На суше студенты собирали образцы растений и изучали физические свойства снега и льда. На судне проводились психофизиологические исследования участников рейса (в основном студентов). В частности, исследовалась реакция неподготовленного организма на условия морского плавания. В начале и конце рейса были выполнены замеры: снималась энцефалограмма, проводились психологические тесты и опросы. Ученые изучали, как организм адаптируется к морским условиям. Что касается погодных особенностей, то во время второго рейса наблюдалась повышенная туманность. Особенно после пересечения 75 градуса северной широты. Погода была прохладная и однообразная, напоминающая Архангельскую весну. На пути через Баренцево море судно попало в сильный шторм. В течение нескольких дней была качка — 4-5 баллов. Но студенты работали даже при сильном волнении моря. — При сильной качке чувствуешь себя неважно, и медицинские препараты помогают неважно, — объяснил один из участников рейса, инженер научно-исследовательского управления САФУ Дмитрий Поликин. — Но если продолжать работать в обычном режиме, про качку начинаешь забывать. Так что лучшее лекарство от качки — двигаться и работать, а не лежать. Если во время качки занимаешь исключительно горизонтальное положение, то ощущаешь апатию, сонливость, в целом чувствуешь себя плохо. Конечно, когда человек оказывается на море, ему бывает сложно адаптироваться к морским условиям и качке, особенно если он новичок. Но опять-таки помогают вылазки на сушу, когда можно сойти на берег и постоять на твердой почве. Арктика — место суровое, поэтому любая высадка на сушу жестко регламентировалась в соответствии с техникой безопасности. Если группа высаживались в безлюдном месте, то подготавливались списки участников по научным блокам, определялся старший в каждой группе. Прежде, чем высылать студентов на землю, судно вставало на рейд в месте высадки и в течение часа производилось наблюдение за тем, что происходит на берегу. В случае, если белых медведей нигде не наблюдалось, то высаживались сперва люди с оружием, которые тщательно осматривали территорию. Если они приходили к выводу, что там безопасно, то производилась высадка студентов. Осторожность в Арктике никогда не бывает лишней. Белые медведи — очень умные хищники, умеют маскироваться, могут приплыть на льдине и появиться со стороны моря. При встрече с ними никому не поздоровится. Высадка производилась со шторм-трапа (веревочной лестницы) на корме судна. Всем студентам заранее объясняли, что делать во время высадки, куда ставить руки и ноги, чтобы при сильной качке не получить травму. Перед высадкой все участники обязательно надевали спасательные жилеты. Кроме того, в зависимости от погоды им выдавалась спецодежда. В течение рейса на судне сложился очень дружный коллектив. Студенты работали дружно, не возникало никаких проблем ни в общении, ни на бытовом плане. В этом отношении рейс получился удачным. Для морского плавания уютный психологический климат — едва ли не самое важное. — Общаться с участниками экспедиции было очень приятно, — рассказал Дмитрий Поликин. — На судне были не только студенты, но и магистранты, аспиранты, причем из разных городов, не только из Архангельска и Архангельской области. Прошло два или три дня — и все уже знали друг друга по именам. Сообща проблемы решить проще, и это касается не только студентов, но и состоявшихся ученых. На корабле был достаточно высокий уровень комфорта. Студенты на «Профессоре Молчанове» живут в каютах, где, к слову, есть душ. Раз в неделю участники АПУ могут сходить в сауну. Есть стиральные машины с сушкой,. Питание — четырехразовое. На корабле есть врач. В общем, все условия — и для работы, и для отдыха. Вечером, как правило, у студентов свободное время; в это время они собираются в кают-компании, чтобы пообщаться, посмотреть кино. Дмитрий Поликин напомнил, что примерно с октября этого года будет набираться новый состав студентов для следующего «Плавучего университета». С этого времени все желающие смогут подать анкеты для участия в проекте. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|