Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О научных исследованиях, морской качке и белых медведях

Второй рейс «Арктического плавучего университета — 2013» отличался от первого. Во время второго рейса команда судна «Профессор Молчанов» впервые за время существования проекта совершила попытку пройти в Карское море. К сожалению, из-за большого количества льдов этого сделать не удалось.

Просмотров: 893

Второй рейс «Арктического плавучего университета — 2013» отличался от первого. Во время второго рейса команда судна «Профессор Молчанов» впервые за время существования проекта совершила попытку пройти в Карское море.

К сожалению, из-за большого количества льдов этого сделать не удалось. Экспедиция вернулась в Баренцево море и проделала путь вдоль западного побережья Новой Земли к мысу Желания, чтобы попасть в Карское море с севера. Здесь судно смогло продвинуться намного дальше, и достигло максимальной северо-восточной точки маршрута — остров Визе (его координаты — 79 градусов северной широты, 76 градусов восточной долготы). Экспедиция исследовала северо-восточную часть Карского моря, а затем направилась к Земле Франца-Иосифа.

Во время второго рейса было выполнено множество высадок участников экспедиции на берег. Участники посетили острова Колгуев, Вайгач, северный остров Новой Земли, острова архипелага Земли Франца-Иосифа. На суше студенты собирали образцы растений и изучали физические свойства снега и льда.

На судне проводились психофизиологические исследования участников рейса (в основном студентов). В частности, исследовалась реакция неподготовленного организма на условия морского плавания. В начале и конце рейса были выполнены замеры: снималась энцефалограмма, проводились психологические тесты и опросы. Ученые изучали, как организм адаптируется к морским условиям.

Что касается погодных особенностей, то во время второго рейса наблюдалась повышенная туманность. Особенно после пересечения 75 градуса северной широты. Погода была прохладная и однообразная, напоминающая Архангельскую весну. На пути через Баренцево море судно попало в сильный шторм. В течение нескольких дней была качка — 4-5 баллов. Но студенты работали даже при сильном волнении моря.

— При сильной качке чувствуешь себя неважно, и медицинские препараты помогают неважно, — объяснил один из участников рейса, инженер научно-исследовательского управления САФУ Дмитрий Поликин. — Но если продолжать работать в обычном режиме, про качку начинаешь забывать. Так что лучшее лекарство от качки — двигаться и работать, а не лежать. Если во время качки занимаешь исключительно горизонтальное положение, то ощущаешь апатию, сонливость, в целом чувствуешь себя плохо. Конечно, когда человек оказывается на море, ему бывает сложно адаптироваться к морским условиям и качке, особенно если он новичок. Но опять-таки помогают вылазки на сушу, когда можно сойти на берег и постоять на твердой почве.

Арктика — место суровое, поэтому любая высадка на сушу жестко регламентировалась в соответствии с техникой безопасности. Если группа высаживались в безлюдном месте, то подготавливались списки участников по научным блокам, определялся старший в каждой группе. Прежде, чем высылать студентов на землю, судно вставало на рейд в месте высадки и в течение часа производилось наблюдение за тем, что происходит на берегу.

В случае, если белых медведей нигде не наблюдалось, то высаживались сперва люди с оружием, которые тщательно осматривали территорию. Если они приходили к выводу, что там безопасно, то производилась высадка студентов. Осторожность в Арктике никогда не бывает лишней. Белые медведи — очень умные хищники, умеют маскироваться, могут приплыть на льдине и появиться со стороны моря. При встрече с ними никому не поздоровится.

Высадка производилась со шторм-трапа (веревочной лестницы) на корме судна. Всем студентам заранее объясняли, что делать во время высадки, куда ставить руки и ноги, чтобы при сильной качке не получить травму. Перед высадкой все участники обязательно надевали спасательные жилеты. Кроме того, в зависимости от погоды им выдавалась спецодежда.

В течение рейса на судне сложился очень дружный коллектив. Студенты работали дружно, не возникало никаких проблем ни в общении, ни на бытовом плане. В этом отношении рейс получился удачным. Для морского плавания уютный психологический климат — едва ли не самое важное.

— Общаться с участниками экспедиции было очень приятно, — рассказал Дмитрий Поликин. — На судне были не только студенты, но и магистранты, аспиранты, причем из разных городов, не только из Архангельска и Архангельской области. Прошло два или три дня — и все уже знали друг друга по именам. Сообща проблемы решить проще, и это касается не только студентов, но и состоявшихся ученых.

На корабле был достаточно высокий уровень комфорта. Студенты на «Профессоре Молчанове» живут в каютах, где, к слову, есть душ. Раз в неделю участники АПУ могут сходить в сауну. Есть стиральные машины с сушкой,. Питание — четырехразовое. На корабле есть врач. В общем, все условия — и для работы, и для отдыха. Вечером, как правило, у студентов свободное время; в это время они собираются в кают-компании, чтобы пообщаться, посмотреть кино.

Дмитрий Поликин напомнил, что примерно с октября этого года будет набираться новый состав студентов для следующего «Плавучего университета». С этого времени все желающие смогут подать анкеты для участия в проекте.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: САФУ, наука

Похожие материалы:
Молодой ученый САФУ работает над проектом стабилизации энергосистемы региона
Преподаватель САФУ получила грант Российского Фонда фундаментальных исследований
Глава Рослесхоза Виктор Масляков высоко оценил научные центры САФУ
X Международный фестиваль информационных технологий в Архангельске
Опорные точки научной инфраструктуры
В САФУ открылся Учебно-научный центр энергетических инноваций
«Арктика» — территория науки
Состоялось заседание рабочей группы «Развитие образования и науки»
Александр Шеповальников прочтет лекции в рамках курса «Психофизиология функциональных состояний»
В Архангельске состоялась конференция «Биотехнологии в химико-лесном комплексе»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (118) 2020

Кадры новой формации не появятся сами по себе – их нужно правильно готовить. Для прорывных исследовательских решений необходимы как надлежащие условия, так и слаженная работа в команде. Развитие социально-экономического потенциала страны - это, прежде всего, приумножение человеческого капитала. Об этом и не только - в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#111Преобразования в профобразовании
#111От маркшейдеров до переводчиков: современные кадры для ведущих отраслей
#110Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
#112Технические кадры для гражданской авиации России
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ