НПО «Сатурн»: выпускникам необходима адаптацияНПО «Сатурн» - ключевая компания в Объединенной двигателестроительной корпорации и один из крупнейших работодателей Ярославской области. О кадровой политике предприятия и требованиях к выпускникам вузов рассказывает управляющий директор Илья Фёдоров. Просмотров: 2424
Выпускник должен завоевать место на предприятии
Научно-производственное объединение «Сатурн» – ключевая компания в Работа с французами многому научила– Илья Николаевич, расскажите, пожалуйста, в общих чертах о специфике производства НПО «Сатурн»? – Вот уже более тридцати лет НПО «Сатурн» занимается серийным производством авиационных двигателей семейства Д-30 для магистральных пассажирских и транспортных самолетов, таких как Ту-154М, Ил-76 и Ил-62. Однако серийные авиадвигатели этого семейства находятся на завершающем этапе своего жизненного цикла. Компания, своевременно спрогнозировав эти тенденции, диверсифицировала производство и сейчас находится на этапе запуска в серию целого ряда новых продуктов. Сегодня производство НПО «Сатурн» – мелкосерийное, в его арсенале газотурбинные двигатели различного назначения: для гражданских и боевых самолетов, крылатых ракет, кораблей Военно-морского флота и гражданских судов, а также наземные газотурбинные установки для газовиков, нефтяников, энергетиков. Специфика мелкосерийного производства в том, что оно требует от человека другой широты знаний. Ответственность работника за конечный результат возрастает многократно. Он не просто работает с дорогой заготовкой по определенному алгоритму, он должен предложить, как улучшить этот алгоритм, как не допустить брака, потому что любой брак, это уже опоздание по срокам в создании изделия и выводе его на рынок. – Какие специалисты сегодня наиболее востребованы в НПО «Сатурн»? – В первую очередь, высококвалифицированные рабочие 5-6 разряда (операторы и наладчики станков с программным управлением, полировщики лопаток двигателей), инженеры-технологи и инженеры-конструкторы высшей категории, современные специалисты всех уровней управления – от мастерского состава до директоров по направлениям. – Совсем недавно НПО «Сатурн» представило на рынок новый продукт – двигатель для перспективного российского регионального самолета «Сухой Суперджет 100». Ваше предприятие производит эти двигатели совместно с французской компанией «Снекма». Насколько сильным оказалось влияние международного сотрудничества на необходимость в совершенствовании персонала? – Работа в партнерстве с французскими специалистами нас многому научила. Ценность проекта состоит в том, что мы вплотную приблизились к западным технологиям, научились с ними работать. Ни одно конструкторское бюро, ни одна двигателестроительная фирма в России, кроме «Сатурна», такого опыта не имеет. Нам пришлось провести коренную перестройку предприятия под выпуск новых двигателей. А самое главное, что люди, которые работают над программой «SaM146», могут и на других отраслевых предприятиях посредством корпоративных университетов Объединенной двигателестроительной корпорации обучать своих коллег тому, как проектировать и производить двигатели по западным меркам – по другим канонам надежности и характеристикам. Наши специалисты прошли обучение во Франции, Германии и Японии, поэтому хорошо освоили самое современное зарубежное оборудование, изучили программирование, цифровое производство и т.д. – Много ли молодых специалистов работает в НПО «Сатурн», и какие возможности карьерного роста они имеют? – Головное предприятие НПО «Сатурн» расположено в городе Рыбинске, и основным для нас, конечно же, является рынок труда Рыбинска и Ярославской области. Ежегодно на предприятие трудоустраивается более 250 молодых специалистов (66 процентов – выпускники вузов, 16 – получившие среднее профессиональное образование и 18 – среднее общее). В настоящее время у нас работает 4246 сотрудников в возрасте от 16 до 35 лет, а это около трети работников компании. У нас есть примеры впечатляющего карьерного роста, когда молодой человек за три-пять лет проходит путь от выпускника вуза до ключевой менеджерской позиции на производстве, когда вслед за российским образованием может получить лучшее западное: например, в Аэрокосмической школе в Тулузе. Поэтому для компании в порядке вещей, когда молодой руководитель возглавляет ответственную службу или цех. И вузы, которые выпустили этих успешных в своей профессиональной деятельности специалистов, часто приводят такие примеры на своих презентациях. На «Сатурне» существует внутренний кадровый резерв руководителей, причем и на уровне нашей компании, и на уровне всей Объединенной двигателестроительной корпорации. Резервисты имеют возможность побывать на других предприятиях двигателестроения, активно участвуя в семинарах ОДК. Это значительно расширяет их кругозор, готовит к серьезной управленческой деятельности.
«Довести до ума»– Илья Николаевич, а насколько, на ваш взгляд, уровень знаний выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования Ярославской области, приходящих на предприятие, удовлетворяет требования современного высокотехнологичного производства? – Стартовая квалификация молодых специалистов далеко не всегда соответствует потребностям того подразделения, в котором приходится работать вчерашнему выпускнику. Это может проявляться по-разному: в неспособности использовать знания для решения практических задач, в неумении обращаться с современным оборудованием, в психологической неподготовленности к реалиям производства, в отсутствии представлений о структуре производства… Выйти из этой ситуации можно, предоставив студентам возможность проходить практику, постоянно работать по совмещению, начиная со второго-третьего курсов, а также дополнительно обучаться на курсах целевой подготовки. «Сатурн» тоже «доводит до ума» специалистов силами собственного учебного центра. Предприятие может дать им вторую профессию или повысить разряд по уже имеющейся специальности. Так или иначе, полноценным сотрудником выпускник становится лишь года через два-три работы на предприятии. Учебное заведение в силу сложившихся обстоятельств – из-за недостаточного уровня оснащения, нехватки квалифицированных преподавателей, падения престижа и интереса к производственным профессиям – не дает полного набора требуемых компетенций. Но оно обязано дать молодому человеку хороший общий уровень развития и базовые знания, способность аналитически мыслить, общаться и адаптироваться к изменяющимся условиям современности. – Расскажите, пожалуйста, подробнее об особенностях трудоустройства. – Что касается вопросов трудоустройства, сегодня государство дает нам, практически, уникальный шанс: оно субсидирует стажировку молодых специалистов. НПО «Сатурн» участвует в целевой программе «Обеспечение мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области» на 2009-2010 годы, одним из разделов которой предусмотрена полугодовая стажировка молодых специалистов. Эти мероприятия позволили привлечь средства государства и области в нашу корпоративную программу по адаптации молодых специалистов, которую компания реализует несколько лет подряд. Идеальный вариант стажировки представляется так: человек в течение полугодия должен отработать три месяца в производственном подразделении и три месяца – в инженерном. Для чего это нужно? Просто, прежде чем сотрудник начнет, например, проектировать оснастку, он должен побывать на месте рабочего, который эту оснастку использует. Тогда он более ответственно будет подходить к тому, чем ему предстоит заниматься в дальнейшем. Если брать итоги программы за 2009 год, то можно сказать, что из 200 выпускников, окончивших обучение в соответствии с ней, были трудоустроены 130. То есть место работы на предприятии автоматически не гарантируется, выпускник должен его завоевать. Но это не относится к тем, кто заканчивает вуз по программе целевой подготовки. Целевая подготовка предполагает и специальное обучение, и целевое трудоустройство. По окончании вуза выпускники приходят на «свои» рабочие места, где они уже работали во время учебы совместителями, где их уже знают. Время адаптации целевиков смещено, поэтому, устраиваясь на «Сатурн», они уже имеют полноценное представление обо всех технологических процессах, документообороте, специальных программах проектирования, да попросту знают многих сотрудников, что называется, в лицо. – Значит, вы считаете, что адаптация молодому человеку необходима? – Конечно. У нас действуют специальные образовательные программы, работают молодежные производственные бригады, существует институт наставничества, проводятся встречи с руководителями и главными специалистами компании. В разных подразделениях используются разные формы стимулирования труда молодых специалистов: поскольку наше предприятие – научно-производственное объединение, у нас есть серийная продукция, есть опытная продукция, мы не можем загнать всех под один стандарт. Адаптацией новых сотрудников в НПО «Сатурн» много лет активно занимается совет молодежи, который призван привить новобранцам корпоративный дух и традиции, выявить новых потенциальных лидеров, руководителей, креативных и неравнодушных к своему делу работников, что тоже очень важно. Под конкретное рабочее место– Вы говорили о том, что в НПО «Сатурн» есть собственный учебный центр. А какую роль вообще играет в компании внутрикорпоративное обучение, в частности, на базе учебного центра? – Что нам на входе дает система профессионального технического образования? Среднего универсального специалиста, в лучшем случае, по факту, третьего разряда. Мы готовим этого человека к специфике рабочего места, на котором ему предстоит трудиться. Наша методика позволяет целевым образом даже школьников доводить до нужного уровня компетенций. Условия учебного центра дают возможность готовить высококвалифицированные кадры не только для собственных нужд компании, но и для других предприятий машиностроения, реализующих программы технического перевооружения, – под конкретный набор оборудования и требования заказчика. Даже выпускной экзамен обученный работник сдает на том рабочем месте, на котором ему предстоит работать. Вообще, внутрифирменная система обучения действует на предприятии с 1953 года и постоянно совершенствуется. В марте 2010 года учебный центр НПО «Сатурн» переехал в новое здание площадью 3200 кв. метров. Возможности нового учебного центра, имеющего лицензию на образовательную деятельность по 34 специальностям, во многом уникальны: это специализированные аудитории, мультимедийные средства обучения, тренажеры, имитирующие работу стоек управления станков с ЧПУ (Sinumerik, Heidenhain, Fanuc), учебно-производственный участок, оснащенный современным металлообрабатывающим оборудованием и приборами для его настройки. – Можно ли в Ярославской области выделить учреждения образования, которые целенаправленно готовят кадры для НПО «Сатурн»? Как взаимодействует предприятие с учебными заведениями региона? – Для нас готовят кадры Рыбинская государственная авиационная технологическая академия им. П.А. Соловьева, Рыбинский авиационный колледж, который теперь входит в состав РГАТА, профессиональный лицей № 32. НПО «Сатурн» ведет активную политику в области подготовки молодых специалистов, взаимодействуя с профильными учебными заведениями, в том числе оказывая помощь в оснащении и развитии учебной базы, организации практики студентов и стажировок преподавателей, проведении совместных научно-исследовательских работ. Отдельное направление сотрудничества – целевая подготовка, когда после третьего курса студенты в течение двух лет дополнительно к основной программе проходят обучение продолжительностью 400 часов по необходимым для предприятия специальным курсам, учитывающим специфику производства. Значительную часть преподавательского коллектива РГАТА составляют специалисты НПО «Сатурн». Смешанные коллективы преподавателей и студентов нацелены на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ или их составных частей для предприятия, чтобы вся их научная деятельность была ориентирована на практику, позволяла увидеть результат исследования. Мы поддерживаем действия Министерства образования и науки РФ, нацеленные на активное выполнение вузами заказов предприятий, и практикуем такие формы взаимодействия еще с той поры, когда не была предусмотрена федеральная финансовая поддержка. В общеобразовательных школах г. Рыбинска с 2004 года мы ведем профориентационную работу и стараемся мотивировать учащихся к получению профессий, востребованных в НПО «Сатурн». Бакалавра – к станку?– При многоуровневой системе высшего образования выпуск бакалавров в России станет массовым. Готово ли НПО «Сатурн» принимать на работу выпускников вузов, получивших образование по программам бакалавриата? – Для высокотехнологичного бизнеса эта система пока не демонстрирует каких-либо положительных перспектив. Использовать бакалавра в качестве инженера мы не можем, он не имеет полного объема специальных знаний. И рабочим он сразу стать не сможет, так как у него нет навыков работы на высокотехнологичном оборудовании. Единственный выход – студента на этапе прохождения бакалавриата дополнительно, в виде производственной практики, готовить к работе на пятикоординатном станке, чтобы он мог стать квалифицированным рабочим. Тот, кто обладает организационными способностями, возможно, будет иметь шансы стать мастером. Но наши мастера сегодня, в большинстве, имеют законченное высшее образование. – В связи с принятием нового интегрированного закона «Об образовании» программы НПО будут реализовывать учреждения высших ступеней профессионального образования. Как вы считаете, к лучшему ли такие перемены в системе подготовки квалифицированных рабочих кадров? Отразятся ли они на НПО «Сатурн»? – Думаем, если при новой схеме обучения что-то недодаст учреждение СПО, мы всегда сможем воспользоваться возможностями корпоративного учебного центра. Поэтому неожиданностей нам изменения в законодательстве не принесут, НПО «Сатурн» к ним подготовилось. А в целом, мы выступаем за интегрированную систему, в которой начальное, среднее и высшее профессиональное инженерное образование взаимно перетекали бы друг в друга, работая в связке. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|