Новые идеи модульно-рейтинговой системы«Положение о модульно-рейтинговой системе (МРС)», разработанное в Костромской государственной сельскохозяйственной академии, применяется при оценке деятельности студентов очной формы обучения с февраля 2012 года. Внедрение МРС в вузе осуществлялось в два этапа. Просмотров: 2109
Модульно-рейтинговая система Костромской государственной сельскохозяйственной академии
Результат налицо«Положение о модульно-рейтинговой системе (МРС)», разработанное в Костромской государственной сельскохозяйственной академии, применяется при оценке деятельности студентов очной формы обучения с февраля 2012 года. Внедрение МРС в вузе осуществлялось в два этапа. Вначале МРС апробировалась на уровнях «студент – преподаватель – кафедра», а с сентября 2012 года произошел переход на вторую ступень, когда к оценке деятельности студентов подключились научно-исследовательская часть, отдел по воспитательной работе, спортклуб, деканат, учебный отдел и центр качества образования. Полтора года внедрения системы – срок небольшой, но уже позволяющий утверждать об эффективности, и об этом свидетельствуют важные для оценки качества образования показатели. Так, успеваемость студентов за год возросла с 57,9 до 74,3 процента, причем максимальный рост наблюдался на инженерно-технологическом факультете – в два раза. На 112 человек, или на 13,2 процента, стало больше студентов, получающих академическую стипендию. Резко снизились пропуски занятий, особенно на инженерных факультетах. В результате число студентов, отчисленных за неуспеваемость, уменьшилось, по сравнению с предшествующим годом, на 42 человека. Стратегия разработкиК особенностям разработки модульно-рейтинговой системы следует отнести требование четкого и однозначного формулирования всех её положений. В этом ключе была выстроена вся структура управления учебным процессом в рамках МРС. Основополагающими стали следующие принципы:
Инструментом оценки стали показатели учебной или внеучебной деятельности студента: категории методики оценки, выделенные для определения успешности работы студента, и обобщенные характеристики учебной или внеучебной деятельности. Техника расчетаПоказателями для оценки учебной деятельности студента стали посещаемость занятий (П), успешность прохождения контрольных испытаний (У), самостоятельная работа (СР), творческая и «ситуативная» активность (А). Последний норматив характеризует инициативность студента на учебных занятиях («ситуативная» активность) и (или) творческую – при решении учебно-исследовательских и иных задач. Для оценки внеучебной деятельности выделены три показателя: конкурсная и внеконкурсная деятельность, продукты деятельности. Итогом оценки становится рейтинговый балл студента. В модульно-рейтинговой системе академии обозначены пять видов рейтинга, учитывающих вид или совокупность видов деятельности студента: учебный рейтинг по модулю; текущий учебный рейтинг по модулю (аттестация); учебный рейтинг (по курсу, факультету и вузу); внеучебный (по курсу, факультету и вузу); интегральный рейтинг, объединяющий учебный и внеучебный рейтинги (по курсу, факультету и вузу). Все они, кроме аттестации, определяются в конце семестра. Учебный рейтинг по модулю рассчитывается как сумма рейтинговых баллов по четырем показателям учебной деятельности (У, П, СР, А). Текущий учебный рейтинг по модулю (аттестация) определяется по тем же показателям, что и учебный рейтинг по модулю, и рассчитывается как выраженное в процентах отношение набранных студентом баллов по этим показателям к максимально возможному их значению к моменту аттестации. Учебный рейтинг (RУЧ) определяется как среднее значение учебных рейтингов по всем модулям одного семестра. При этом существует возможность учитывать кредитные единицы дисциплин. Внеучебный рейтинг (RВУЧ) студента определяется по результатам его участия в четырех видах деятельности: научной, общественной, творческой, спортивной – и рассчитывается как сумма рейтинговых баллов по ним. В академии составлены таблицы максимально возможного результата по отдельным «подвидам» внеучебной деятельности. Причем, если полученная сумма превысит 100 баллов, в рейтинг ставится цифра 100: на наш взгляд, развитие личности нельзя измерить по какому-либо «установленному» уровню, лучше искать способы дополнительного стимулирования студентов. Интегральный рейтинг (Rинт) рассчитывается как сумма учебного и внеучебного рейтингов студента с учетом их веса в его образовательной деятельности по формуле: RИНТ = 0,8·RУЧ + 0,2·RВУЧ Особенности МРС академииКаковы особенности модульно-рейтинговой системы Костромской ГСХА?
По результатам интегральных рейтингов при условии успешного и своевременного освоения модулей в июле 2013 года, например, были начислены стипендии, размер которых составлял от 2 121 рубля до 10 910 рублей. Студенты, имеющие максимальный интегральный рейтинг, вносятся в ректорский список и, если они сумеют удержать лидирующие позиции, после окончания академии получат рекомендации вуза для трудоустройства. Необходимыми условиями внедрения модульно-рейтинговой системы в академии стали разработка механизма работы отдельных структур вуза и создание программного продукта, позволяющего в on-line режиме преподавателям и сотрудникам структурных подразделений вносить и анализировать информацию, а студентам и родителям – видеть и верифицировать результаты учебной и внеучебной деятельности. В частности, в рамках МРС функционирует «Электронный журнал», доступ к которому обеспечивает Web-платформа. Новое видение ростаВ процессе реализации модульно-рейтинговой системы пришло новое понимание возможностей управления образовательным процессом. Распределение рейтинговых баллов студентов по дисциплинам, их среднее значение по курсу или факультету становятся базой данных, позволяющей глубоко анализировать результаты обучения студентов и, следовательно, разрабатывать более продуманные корректирующие мероприятия. МРС позволяет видеть как на ладони весь процесс образования, как на этапе планирования, так и на этапе мониторинга деятельности студентов. Появляются возможность управления содержанием рабочих программ, открытость и прозрачность образовательной деятельности преподавателя – как в рамках его учебной деятельности, так и в процессе ведения студенческих научных кружков, спортивных секций и другой работы. В рамках МРС у преподавателя сохраняется возможность реализации творческого подхода к организации учебно-познавательной деятельности студентов, создаются предпосылки для насыщения её методического содержания творческими элементами. В условиях аккредитации вуза возникает возможность оперативно оценивать качество образовательного процесса. Модульно-рейтинговая система способствует организации учебной деятельности студентов, формированию дополнительной мотивации к обучению, навыков рационального планирования и организации самостоятельной работы. В результате её применения растет уровень объективности в оценке результатов учебной и внеучебной деятельности студентов, активизируется работа профессорско-преподавательского состава по совершенствованию содержания и методов обучения, оценочных средств. Растет качество методического обеспечения, происходит оптимизация управления образовательным процессом. Рейтинговая система представляет собой более «чувствительный» инструмент по сравнению с традиционной методикой оценивания. Стобальная шкала делает наглядным и понятным для студентов процесс оценивания и повышает объективность оценок, а её применение обеспечивает более высокую степень дифференциации оценки успеваемости студентов, что особенно актуально для дисциплин, изучение которых завершается зачетом. Включение в рейтинг студента оценки активности учебной деятельности позволяет влиять на формирование творческой активности при освоении модулей. Научный, общественный, творческий и спортивный рейтинги позволяют перевести оценку достижений студентов из числа субъективных в разряд измеряемых. МРС способствует мобильности студентов в межвузовском образовательном пространстве, включая в это пространство международные вузы. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|