Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новые идеи модульно-рейтинговой системы

«Положение о модульно-рейтинговой системе (МРС)», разработанное в Костромской государственной сельскохозяйственной академии, применяется при оценке деятельности студентов очной формы обучения с февраля 2012 года. Внедрение МРС в вузе осуществлялось в два этапа.

Просмотров: 1968

Модульно-рейтинговая система Костромской государственной сельскохозяйственной академии

С.Ю. ЗУДИН, ректор КГСХА, кандидат экономических наук

М.С. ВОЛХОНОВ, проректор по учебной работе КГСХА, доктор технических наук

И.А. МАМАЕВА, помощник проректора по учебной работе КГСХА, доктор педагогических наук

Результат налицо

«Положение о модульно-рейтинговой системе (МРС)», разработанное в Костромской государственной сельскохозяйственной академии, применяется при оценке деятельности студентов очной формы обучения с февраля 2012 года. Внедрение МРС в вузе осуществлялось в два этапа.

Вначале МРС апробировалась на уровнях «студент – преподаватель – кафедра», а с сентября 2012 года произошел переход на вторую ступень, когда к оценке деятельности студентов подключились научно-исследовательская часть, отдел по воспитательной работе, спортклуб, деканат, учебный отдел и центр качества образования.

Полтора года внедрения системы – срок небольшой, но уже позволяющий утверждать об эффективности, и об этом свидетельствуют важные для оценки качества образования показатели. Так, успеваемость студентов за год возросла с 57,9 до 74,3 процента, причем максимальный рост наблюдался на инженерно-технологическом факультете – в два раза. На 112 человек, или на 13,2 процента, стало больше студентов, получающих академическую стипендию. Резко снизились пропуски занятий, особенно на инженерных факультетах. В результате число студентов, отчисленных за неуспеваемость, уменьшилось, по сравнению с предшествующим годом, на 42 человека.

Стратегия разработки

К особенностям разработки модульно-рейтинговой системы следует отнести требование четкого и однозначного формулирования всех её положений. В этом ключе была выстроена вся структура управления учебным процессом в рамках МРС. Основополагающими стали следующие принципы:

  • МРС Костромской ГСХА является формой организации процесса освоения образовательной программы студентами, основанной на модульном структурировании содержания образовательной программы и рейтинговой системе оценки учебной и внеучебной деятельности;
  • модуль представляет собой фрагмент образовательной программы будущего специалиста или бакалавра, имеющий логическую завершенность по отношению к результатам обучения;
  • содержание отдельной дисциплины относится к модулю, содержание раздела – к дисциплинарному модулю;
  • курсовое проектирование, курсовая работа, все виды практики также являются модулями;
  • под рейтинговой системой понимается система процедур оценки успешности работы студентов, базирующаяся на применении баллов для оценки отдельных видов действий студентов.

Инструментом оценки стали показатели учебной или внеучебной деятельности студента: категории методики оценки, выделенные для определения успешности работы студента, и обобщенные характеристики учебной или внеучебной деятельности.

Техника расчета

Показателями для оценки учебной деятельности студента стали посещаемость занятий (П), успешность прохождения контрольных испытаний (У), самостоятельная работа (СР), творческая и «ситуативная» активность (А). Последний норматив характеризует инициативность студента на учебных занятиях («ситуативная» активность) и (или) творческую – при решении учебно-исследовательских и иных задач.

Для оценки внеучебной деятельности выделены три показателя: конкурсная и внеконкурсная деятельность, продукты деятельности.

Итогом оценки становится рейтинговый балл студента.

В модульно-рейтинговой системе академии обозначены пять видов рейтинга, учитывающих вид или совокупность видов деятельности студента: учебный рейтинг по модулю; текущий учебный рейтинг по модулю (аттестация); учебный рейтинг (по курсу, факультету и вузу); внеучебный (по курсу, факультету и вузу); интегральный рейтинг, объединяющий учебный и внеучебный рейтинги (по курсу, факультету и вузу). Все они, кроме аттестации, определяются в конце семестра.

Учебный рейтинг по модулю рассчитывается как сумма рейтинговых баллов по четырем показателям учебной деятельности (У, П, СР, А). Текущий учебный рейтинг по модулю (аттестация) определяется по тем же показателям, что и учебный рейтинг по модулю, и рассчитывается как выраженное в процентах отношение набранных студентом баллов по этим показателям к максимально возможному их значению к моменту аттестации.

Учебный рейтинг (RУЧ) определяется как среднее значение учебных рейтингов по всем модулям одного семестра. При этом существует возможность учитывать кредитные единицы дисциплин.

Внеучебный рейтинг (RВУЧ) студента определяется по результатам его участия в четырех видах деятельности: научной, общественной, творческой, спортивной – и рассчитывается как сумма рейтинговых баллов по ним.

В академии составлены таблицы максимально возможного результата по отдельным «подвидам» внеучебной деятельности. Причем, если полученная сумма превысит 100 баллов, в рейтинг ставится цифра 100: на наш взгляд, развитие личности нельзя измерить по какому-либо «установленному» уровню, лучше искать способы дополнительного стимулирования студентов.

Интегральный рейтинг (Rинт) рассчитывается как сумма учебного и внеучебного рейтингов студента с учетом их веса в его образовательной деятельности по формуле:

RИНТ = 0,8·RУЧ + 0,2·RВУЧ

Особенности МРС академии

Каковы особенности модульно-рейтинговой системы Костромской ГСХА?

  • Преподаватель самостоятельно распределяет максимальные рейтинговые баллы по показателям учебной деятельности: «посещаемость занятий студентом», «успешность прохождения студентом контрольных испытаний», «самостоятельная работа студента», «активность студента как творческая, так и «ситуативная». Это делает МРС гибкой и открытой для творчества преподавателей, что, в свою очередь, создает условия для эффективного формирования компетентностей выпускников.
  • Для оценки внеучебной деятельности используются обобщенные показатели: конкурсная и неконкурсная деятельность, продукты деятельности студента. Это позволяет оценивать её в условиях большого разнообразия научной, общественной, творческой, спортивной работы, анализировать, развивать и стимулировать её.
  • Соединение двух подходов в процедуре рейтинговой оценки учебной и внеучебной деятельности студентов: нормирование рейтингового балла по учебной деятельности на 100 баллов и ограничение рейтингового балла по внеучебной деятельности этой же цифрой с сохранением возможности оперировать фактическим значением баллов. Это позволяет в совокупности осуществлять оценку образовательной деятельности студента, уровня освоения программ, успешности личностного развития.
  • В академии используется авторская методика определения размера стипендии с учетом распределения студентов по восьми группам интегрального рейтинга, размера стипендиального фонда и коэффициента, указывающего, во сколько раз отличаются стимулирующие части стипендий студентов в каждой группе. Стипендии рассчитываются автоматически за считанные минуты после получения информации о количестве студентов в разных группах интегрального рейтинга.

По результатам интегральных рейтингов при условии успешного и своевременного освоения модулей в июле 2013 года, например, были начислены стипендии, размер которых составлял от 2 121 рубля до 10 910 рублей. Студенты, имеющие максимальный интегральный рейтинг, вносятся в ректорский список и, если они сумеют удержать лидирующие позиции, после окончания академии получат рекомендации вуза для трудоустройства.

Необходимыми условиями внедрения модульно-рейтинговой системы в академии стали разработка механизма работы отдельных структур вуза и создание программного продукта, позволяющего в on-line режиме преподавателям и сотрудникам структурных подразделений вносить и анализировать информацию, а студентам и родителям – видеть и верифицировать результаты учебной и внеучебной деятельности. В частности, в рамках МРС функционирует «Электронный журнал», доступ к которому обеспечивает Web-платформа.

Новое видение роста

В процессе реализации модульно-рейтинговой системы пришло новое понимание возможностей управления образовательным процессом.

Распределение рейтинговых баллов студентов по дисциплинам, их среднее значение по курсу или факультету становятся базой данных, позволяющей глубоко анализировать результаты обучения студентов и, следовательно, разрабатывать более продуманные корректирующие мероприятия.

МРС позволяет видеть как на ладони весь процесс образования, как на этапе планирования, так и на этапе мониторинга деятельности студентов. Появляются возможность управления содержанием рабочих программ, открытость и прозрачность образовательной деятельности преподавателя – как в рамках его учебной деятельности, так и в процессе ведения студенческих научных кружков, спортивных секций и другой работы.

В рамках МРС у преподавателя сохраняется возможность реализации творческого подхода к организации учебно-познавательной деятельности студентов, создаются предпосылки для насыщения её методического содержания творческими элементами.

В условиях аккредитации вуза возникает возможность оперативно оценивать качество образовательного процесса.

Модульно-рейтинговая система способствует организации учебной деятельности студентов, формированию дополнительной мотивации к обучению, навыков рационального планирования и организации самостоятельной работы. В результате её применения растет уровень объективности в оценке результатов учебной и внеучебной деятельности студентов, активизируется работа профессорско-преподавательского состава по совершенствованию содержания и методов обучения, оценочных средств. Растет качество методического обеспечения, происходит оптимизация управления образовательным процессом.

Рейтинговая система представляет собой более «чувствительный» инструмент по сравнению с традиционной методикой оценивания. Стобальная шкала делает наглядным и понятным для студентов процесс оценивания и повышает объективность оценок, а её применение обеспечивает более высокую степень дифференциации оценки успеваемости студентов, что особенно актуально для дисциплин, изучение которых завершается зачетом. Включение в рейтинг студента оценки активности учебной деятельности позволяет влиять на формирование творческой активности при освоении модулей.

Научный, общественный, творческий и спортивный рейтинги позволяют перевести оценку достижений студентов из числа субъективных в разряд измеряемых.

МРС способствует мобильности студентов в межвузовском образовательном пространстве, включая в это пространство международные вузы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: кредитно-модульная система, аграрное образование, ВПО, костромская государственная сельскохозяйственная академия, образовательные технологии, ао-66

Похожие материалы:
Академическая жизнь в старинном парке
Интернет-олимпиада для студентов вузов
Ивановская сельскохозяйственная академия: нести в село идеи
Ресурсы развития вуза – гибкость и профессионализм
Брянская сельскохозяйственная академия: труд во имя будущего
Технология измерения образовательной активности
Кредитная система и академическая мобильность
ТГСХА: аграрный вуз с историей
Демократичный фактор профессионального роста
Инновации в аграрном вузе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (118) 2020

Кадры новой формации не появятся сами по себе – их нужно правильно готовить. Для прорывных исследовательских решений необходимы как надлежащие условия, так и слаженная работа в команде. Развитие социально-экономического потенциала страны - это, прежде всего, приумножение человеческого капитала. Об этом и не только - в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#108РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ: новый раунд реформы
#112QUALITY ASSURANCE: развитие на примере образовательных систем ведущих стран мира
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
#111Рубцовский институт – центр образования, науки и культуры юго-западной части региона
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ