Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Педагогические технологии: методы ориентированы на результат

Ориентация на компетентностный подход в организации учебного процесса ставит перед Институтом права и экономики (г. Липецк) задачу внедрения инноваций в отношении различных аспектов своей деятельности и является важнейшим условием конкурентоспособности.

Просмотров: 2457
А.К. КУРАНОВ, ректор Института права и экономики (г. Липецк), кандидат юридических наук, профессор

Ориентация на компетентностный подход в организации учебного процесса ставит перед Институтом права и экономики (г. Липецк) задачу внедрения инноваций в отношении различных аспектов своей деятельности и является важнейшим условием конкурентоспособности. Инновации, прежде всего, призваны совершенствовать педагогическую технологию и создавать условия для мотивации, стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Из технологий обучения, ориентированных на деятельностный подход и воспитание творческой активности и инициативы студентов, на многих кафедрах вуза приветствуются неимитационные.

Например, в отличие от информационной, проблемная лекция начинается с вопросов, постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При выборе такой формы учебного занятия особая роль отводится диалогу между преподавателем и студентами, а деятельность учащегося приближается к поисковой, исследовательской. Лекция-визуализация учит преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. Проведение занятия сводится к развернутой презентации учебного материала, которая используется при изучении нового раздела или темы. Учебный материал лекции преподносится студентам в форме диалогического общения двух преподавателей, демонстрирующих культуру совместного поиска решений задачи. Профессиональные дискуссии, как правило, моделируются разными специалистами: например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определенной концепции. Студенты тоже вовлекаются в общение, высказывая собственную позицию. Лекция с заранее запланированными ошибками предполагает подбор наиболее распространенных ошибок, которые студенты должны обнаружить и обсудить. Тема лекции в форме пресс-конференции объявляется заранее, и в ее рамках студенты письменно задают вопросы, преподаватель в свою очередь проводит оценку вопросов, выявляя таким способом знания и интересы студентов. Анализ конкретной ситуации студентами совместно с преподавателем составляет основу лекции-беседы или лекции-дискуссии. Большая часть лекции-консультации отводится ответам на вопросы студентов, в том числе с привлечением специальных консультантов – квалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы.

Преподаватели Института права и экономики активно работают над освоением и использованием в образовательном процессе неигровых имитационных технологий, которые имеют одновременно личностную и профессионально-практическую направленность. Среди них использование кейс-метода, различных тренингов, занятия с применением затрудняющих условий, групповое решение творческих задач (метод Дельфи, метод дневников, метод 6-6), метод развивающейся кооперации. Неигровые имитационные технологии используются, когда учебный материал подается студентам в виде проблем, а знания приобретаются в процессе самостоятельной постановки цели, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения и самоконтроля результатов. Особенно часто при проведении практических занятий преподавателями вуза используется метод развивающейся кооперации, то есть решение задач в группах с последующим обсуждением. Группа формируется так, чтобы в ней имелись лидер, генератор идей, функционер, оппонент, исследователь. Смена лидера происходит через каждые два-три практических занятия, что стимулирует развитие организаторских способностей студентов.

Использование игровых имитационных технологий – таких как мозговой штурм, деловая игра, ситуационное проектирование – в учебном процессе воспринимается преподавателями вуза как наиболее сложная деятельность, требующая и высокого уровня мотивации у студентов, и серьезной объемной подготовки. Однако свободная форма дискуссии, позволяющая быстро включить в работу всех членов учебной группы, генерация разнообразных идей, их отбор и критическая оценка, использование совокупности учебно-познавательных приемов для самостоятельного решения проблем в виде проекта с презентацией результатов позволяют даже самые трудные аспекты освоения знаний превратить в увлекательный процесс.

Инновационные поисково-творческие технологии, внедренные в учебный процесс Института права и экономики, способствуют развитию креативности у студентов, формированию навыков анализа и критического мышления, а также соединению теории и практики. Но одновременно они требуют и обязательной предварительной подготовки слушателей, наличия развитой материально-технической базы и соответствующего уровня подготовки преподавателя.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-50, образовательные технологии, институт права и экономики (липецк)

Похожие материалы:
Митио Каку: Учёба уже не будет базироваться на запоминании
Московский международный салон образования
Деловая игра в процессе образования
Управление введением ФГОС в ссузе
Кадровые проблемы фармотрасли. Пути решения
Образование: через призму двух парадигм
Инновационная среда как условие формирования педагогической культуры
Цифровые технологии экономят время учителей
От ученика рабочего до инженера
Фактор конкурентоспособности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ