Менеджмент дистанционного обучения в современном вузе: слагаемые эффективностиЭкспертное мнение Е.Ю. Захарченко, представителя Евразийского открытого института, на тему: «Менеджмент дистанционного обучения в современном вузе: слагаемые эффективности». Просмотров: 1278
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Он содержит 111 статей, объединённых в 15 глав. Впервые в истории российского образования в лексический оборот профессиональной педагогической деятельности и систему управления образованием официально вводится понятие электронного обучения (см. Ст.16. ФЗ-273 «Об образовании». Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий). Согласно тексту закона под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, а также взаимодействие участников образовательного процесса. Одним из социально значимых нововведений Закона является дополнение п.6 ст. 33.1. Оно законодательно закрепляет возможность обучения студентов и слушателей независимо от места их нахождения. Принципиально важно данное положение при реализации программ инклюзивного обучения – лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность получить полноценное высшее образование, используя дистанционные образовательные технологии. Практика российского образования уже имеет определённый опыт в данной сфере. Многие ведущие университеты на протяжении нескольких последних лет успешно применяли технологии дистанционного обучения на различных этапах обучения: создавали электронный контент, формировали необходимую материальную базу, отрабатывали методологические подходы. Благодаря этому уже обозначились зримые предпосылки перемен в традиционных представлениях об эффективных способах реализации всех форм обучения на широком географическом пространстве РФ и методах управления этим процессом средствами дистанционного образования. Сегодня удобство дистанционного образования оценило более 13,5% российского студенчества. Популярность данной технологии стремительно растёт. Не случайно в ближайшее время планируется создание Федерального электронного университета. Евразийский открытый институт многие годы использует современные образовательные технологии. Большая часть студентов института учатся с использованием электронного обучения или на основе дистанционных образовательных технологий. Однако перспектива дальнейшего продвижения дистанционного обучения диктует необходимость внесения серьёзных коррективов в менеджмент образовательного процесса. В условиях требований Болонской декларации (переход на кредитно-модульную систему оценки качества знаний) это становится особенно актуальным. Традиционная система высшего образования, к сожалению, всё ещё сохраняет ориентацию на традиционные методы преподавания и оценки качества знаний. В то время, как современная система оценки качества «заточена» на тестирование. С этим нынешние студенты - бывшие выпускники средних школ практически не сталкивались, разве что при подготовке к ЕГЭ. Но это было связано всего лишь с несколькими предметами (3-5). А тут почти все! Практика управления образованием, которой мы располагаем, даёт основания утверждать, что в целях обеспечения эффективности менеджмента дистанционного обучения необходимо: Во-первых, часть вузовского контента адаптировать с помощью привлечения учебного материала из курса средней школы. Во-вторых, провести специальные исследования с целью получения информации о том, как ведут себя студенты в новых цифровых средах. В-третьих, обеспечить реализацию учебного процесса не только в лекционно-семинарском формате, но и с привлечением каких-либо собственных студенческих проектов. И, наконец, - организовать поиск, разработку и внедрение новых педагогических инструментов. Серьёзные трудности при организации процесса вызывает категория учебных курсов, которые имеют большую лабораторную компоненту. Последнее время появилось мощное поле виртуальных лабораторий (физические, химические, медицинские и т.п.). На подобные инструменты можно положиться, но стопроцентно заменить реальные лабораторные проекты они, конечно, не могут. Следовательно, есть смысл включать в практику домашних заданий выполнение студентами самостоятельных лабораторных работ с последующим предоставлением их видеозаписи для оценки преподавателем. В одном ряду с данной проблемой стоит организация обратной связи с преподавателем на предмет оценивания сложного текстового материала объёмом 10 тысяч печатных знаков и более. Есть определённые попытки автоматизировать этот процесс, но положительного результата в плане обеспечения объективности оценки он пока не принёс. Особое внимание следует уделить и решению задач, которые возникают в ходе образовательного процесса. А именно: - Как контролировать выполнение студентами учебных заданий? - Как организовать рациональное использование времени, отведённого студентам на изучение учебных дисциплин, и избежать перегрузки электронных сетей накануне экзаменационной сессии? - Как устанавливать обратную связь с заказчиками услуг? Кроме того, следует не забывать, что дистанционное обучение не исключает возможность коммуникации студентов друг с другом. Как раз наоборот. Общение в социальных сетях стало нормой современной жизни. Поэтому вузу необходимо обеспечить взаимодействие студентов как внутри конкретной учебной группы, так и со студентами предыдущих выпусков. Это даст возможность обсуждать изученное, осваивать дополнительные материалы, приобретать навыки критического мышления. Не последняя роль отводится и качеству электронных учебников. Безусловно, они имеют массу преимуществ. Но их вовлечение в образовательную сетку учебного процесса должно сопровождаться процедурой серьёзного отбора не только по содержанию, но и оформлению. Практика показала, что дистанционное обучение по силам только подготовленной части абитуриентов, объективно оценивающих не только преимущества новой технологии, но и свою собственную готовность к самостоятельной деятельности. Соблюдение выявленных нами условий позволит значительно продвинуть онлайн-технологии в образовательном пространстве современной России. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|