Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Менеджмент дистанционного обучения в современном вузе: слагаемые эффективности

Экспертное мнение Е.Ю. Захарченко, представителя Евразийского открытого института, на тему: «Менеджмент дистанционного обучения в современном вузе: слагаемые эффективности».

Просмотров: 1219

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Он содержит 111 статей, объединённых в 15 глав.

Впервые в истории российского образования в лексический оборот профессиональной педагогической деятельности и систему управления образованием официально вводится понятие электронного обучения (см. Ст.16. ФЗ-273 «Об образовании». Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).

Согласно тексту закона под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при  реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, а также взаимодействие участников образовательного процесса.

Одним из социально значимых нововведений Закона является дополнение п.6 ст. 33.1. Оно законодательно закрепляет возможность обучения студентов и слушателей независимо от места их нахождения. Принципиально важно данное положение при реализации программ инклюзивного обучения – лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность получить полноценное высшее образование, используя дистанционные образовательные технологии.

Практика российского  образования уже имеет определённый опыт в данной сфере. Многие ведущие университеты на протяжении нескольких последних лет успешно применяли технологии дистанционного обучения на различных этапах обучения: создавали электронный контент, формировали необходимую материальную базу, отрабатывали методологические подходы. Благодаря этому уже обозначились зримые предпосылки перемен в традиционных представлениях об эффективных способах реализации всех форм обучения на широком географическом пространстве РФ и методах управления этим процессом средствами дистанционного  образования. Сегодня удобство дистанционного образования оценило более 13,5% российского студенчества. Популярность данной технологии стремительно растёт. Не случайно в ближайшее время планируется создание Федерального электронного университета.

Евразийский открытый институт многие годы использует современные образовательные технологии. Большая часть студентов института учатся с использованием электронного обучения или на основе дистанционных образовательных технологий.

Однако перспектива дальнейшего продвижения дистанционного обучения диктует необходимость внесения серьёзных коррективов в менеджмент образовательного процесса. В условиях требований Болонской декларации (переход на кредитно-модульную систему оценки качества знаний) это становится особенно актуальным.

Традиционная система высшего образования, к сожалению, всё ещё сохраняет ориентацию на традиционные методы преподавания и оценки качества знаний. В то время, как современная система оценки качества «заточена» на тестирование. С этим нынешние студенты - бывшие выпускники средних школ практически не сталкивались, разве что при подготовке к ЕГЭ. Но это было связано всего лишь с несколькими предметами (3-5). А тут почти все!

Практика управления образованием, которой мы располагаем, даёт основания утверждать, что в целях обеспечения эффективности менеджмента дистанционного обучения необходимо:

Во-первых, часть вузовского контента адаптировать с помощью привлечения учебного материала из курса средней школы.

Во-вторых, провести специальные исследования с целью получения информации о том, как ведут себя студенты в новых цифровых средах.

В-третьих, обеспечить реализацию учебного процесса не только в лекционно-семинарском формате, но и с привлечением каких-либо собственных студенческих проектов.

И, наконец, - организовать поиск, разработку и внедрение новых педагогических инструментов.

Серьёзные трудности при организации процесса вызывает категория учебных курсов, которые имеют большую лабораторную компоненту. Последнее время появилось мощное поле виртуальных лабораторий (физические, химические, медицинские и т.п.). На подобные инструменты можно положиться, но стопроцентно заменить реальные лабораторные проекты они, конечно, не могут. Следовательно, есть смысл включать в практику домашних заданий выполнение студентами самостоятельных лабораторных работ с последующим предоставлением их видеозаписи для оценки преподавателем.

В одном ряду с данной проблемой стоит организация обратной связи с преподавателем на предмет оценивания сложного текстового материала объёмом 10 тысяч печатных знаков и более. Есть определённые попытки автоматизировать этот процесс, но положительного результата в плане обеспечения объективности оценки он пока не принёс.

Особое внимание следует уделить и решению задач, которые возникают в ходе образовательного процесса.  А именно:  

-      Как контролировать выполнение студентами учебных заданий?

-      Как организовать рациональное использование времени, отведённого студентам на изучение учебных дисциплин, и избежать перегрузки электронных сетей накануне  экзаменационной сессии?

-      Как устанавливать обратную связь с заказчиками услуг?  

Кроме того,  следует не забывать, что дистанционное обучение не исключает возможность коммуникации студентов друг с другом. Как раз наоборот. Общение в социальных сетях стало нормой современной жизни. Поэтому вузу необходимо обеспечить взаимодействие студентов как внутри конкретной учебной группы, так и со студентами предыдущих выпусков. Это даст возможность обсуждать изученное, осваивать дополнительные материалы, приобретать навыки критического мышления.

Не последняя роль отводится и качеству электронных учебников. Безусловно, они имеют массу преимуществ. Но их вовлечение в образовательную сетку учебного процесса  должно сопровождаться процедурой серьёзного отбора не только по содержанию, но и оформлению.

Практика показала, что дистанционное обучение по силам только подготовленной части абитуриентов, объективно оценивающих не только преимущества новой технологии, но и свою собственную готовность к самостоятельной деятельности.

Соблюдение выявленных нами условий позволит значительно продвинуть онлайн-технологии в образовательном пространстве современной России.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: евразийский открытый институт, дистанционное образование

Похожие материалы:
Проблемы внедрения электронного обучения в практику работы вуза
Госдума приняла в третьем чтении закон Об образовании в РФ
Массовое онлайновое обучение бросает вызов российской системе образования
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
Экспертное мнение: Реализация индивидуального подхода в дистанционной среде
Стратегия развития вузов США и России. Экспертное мнение
В АлтГУ обсудили проблемы электронного обучения
Расширение экспортных возможностей российских вузов
Как дистанционное образование сделать эффективным?
Кабинет министров рассмотрел государственную программу развития образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#102Евгений Ямбург о школьном образовании, о свободе, о России, о будущем
#98Система менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума
#104БАЙХОСТ развивает российско-баварское сотрудничество в области высшего образования и науки
#96Опыт изменений системы ФУМО в СПО
#107Опыт внедрения проектного обучения в Инженерно-технологической академии ЮФУ
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний