Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Менеджмент дистанционного обучения в современном вузе: слагаемые эффективности

Экспертное мнение Е.Ю. Захарченко, представителя Евразийского открытого института, на тему: «Менеджмент дистанционного обучения в современном вузе: слагаемые эффективности».

Просмотров: 1220

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Он содержит 111 статей, объединённых в 15 глав.

Впервые в истории российского образования в лексический оборот профессиональной педагогической деятельности и систему управления образованием официально вводится понятие электронного обучения (см. Ст.16. ФЗ-273 «Об образовании». Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).

Согласно тексту закона под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при  реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, а также взаимодействие участников образовательного процесса.

Одним из социально значимых нововведений Закона является дополнение п.6 ст. 33.1. Оно законодательно закрепляет возможность обучения студентов и слушателей независимо от места их нахождения. Принципиально важно данное положение при реализации программ инклюзивного обучения – лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность получить полноценное высшее образование, используя дистанционные образовательные технологии.

Практика российского  образования уже имеет определённый опыт в данной сфере. Многие ведущие университеты на протяжении нескольких последних лет успешно применяли технологии дистанционного обучения на различных этапах обучения: создавали электронный контент, формировали необходимую материальную базу, отрабатывали методологические подходы. Благодаря этому уже обозначились зримые предпосылки перемен в традиционных представлениях об эффективных способах реализации всех форм обучения на широком географическом пространстве РФ и методах управления этим процессом средствами дистанционного  образования. Сегодня удобство дистанционного образования оценило более 13,5% российского студенчества. Популярность данной технологии стремительно растёт. Не случайно в ближайшее время планируется создание Федерального электронного университета.

Евразийский открытый институт многие годы использует современные образовательные технологии. Большая часть студентов института учатся с использованием электронного обучения или на основе дистанционных образовательных технологий.

Однако перспектива дальнейшего продвижения дистанционного обучения диктует необходимость внесения серьёзных коррективов в менеджмент образовательного процесса. В условиях требований Болонской декларации (переход на кредитно-модульную систему оценки качества знаний) это становится особенно актуальным.

Традиционная система высшего образования, к сожалению, всё ещё сохраняет ориентацию на традиционные методы преподавания и оценки качества знаний. В то время, как современная система оценки качества «заточена» на тестирование. С этим нынешние студенты - бывшие выпускники средних школ практически не сталкивались, разве что при подготовке к ЕГЭ. Но это было связано всего лишь с несколькими предметами (3-5). А тут почти все!

Практика управления образованием, которой мы располагаем, даёт основания утверждать, что в целях обеспечения эффективности менеджмента дистанционного обучения необходимо:

Во-первых, часть вузовского контента адаптировать с помощью привлечения учебного материала из курса средней школы.

Во-вторых, провести специальные исследования с целью получения информации о том, как ведут себя студенты в новых цифровых средах.

В-третьих, обеспечить реализацию учебного процесса не только в лекционно-семинарском формате, но и с привлечением каких-либо собственных студенческих проектов.

И, наконец, - организовать поиск, разработку и внедрение новых педагогических инструментов.

Серьёзные трудности при организации процесса вызывает категория учебных курсов, которые имеют большую лабораторную компоненту. Последнее время появилось мощное поле виртуальных лабораторий (физические, химические, медицинские и т.п.). На подобные инструменты можно положиться, но стопроцентно заменить реальные лабораторные проекты они, конечно, не могут. Следовательно, есть смысл включать в практику домашних заданий выполнение студентами самостоятельных лабораторных работ с последующим предоставлением их видеозаписи для оценки преподавателем.

В одном ряду с данной проблемой стоит организация обратной связи с преподавателем на предмет оценивания сложного текстового материала объёмом 10 тысяч печатных знаков и более. Есть определённые попытки автоматизировать этот процесс, но положительного результата в плане обеспечения объективности оценки он пока не принёс.

Особое внимание следует уделить и решению задач, которые возникают в ходе образовательного процесса.  А именно:  

-      Как контролировать выполнение студентами учебных заданий?

-      Как организовать рациональное использование времени, отведённого студентам на изучение учебных дисциплин, и избежать перегрузки электронных сетей накануне  экзаменационной сессии?

-      Как устанавливать обратную связь с заказчиками услуг?  

Кроме того,  следует не забывать, что дистанционное обучение не исключает возможность коммуникации студентов друг с другом. Как раз наоборот. Общение в социальных сетях стало нормой современной жизни. Поэтому вузу необходимо обеспечить взаимодействие студентов как внутри конкретной учебной группы, так и со студентами предыдущих выпусков. Это даст возможность обсуждать изученное, осваивать дополнительные материалы, приобретать навыки критического мышления.

Не последняя роль отводится и качеству электронных учебников. Безусловно, они имеют массу преимуществ. Но их вовлечение в образовательную сетку учебного процесса  должно сопровождаться процедурой серьёзного отбора не только по содержанию, но и оформлению.

Практика показала, что дистанционное обучение по силам только подготовленной части абитуриентов, объективно оценивающих не только преимущества новой технологии, но и свою собственную готовность к самостоятельной деятельности.

Соблюдение выявленных нами условий позволит значительно продвинуть онлайн-технологии в образовательном пространстве современной России.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: евразийский открытый институт, дистанционное образование

Похожие материалы:
Конференция по вопросам применения технологий e-learning «EduLive 2013»
Проблемы внедрения электронного обучения в практику работы вуза
Дистанционные технологии расширяют возможности корпоративного обучения
Нелли Литвак: Голландские советы по профессиональной ориентации
Экспертное мнение: Реализация индивидуального подхода в дистанционной среде
Массовое онлайновое обучение бросает вызов российской системе образования
Стратегия развития вузов США и России. Экспертное мнение
Концепция развития электронного образования Республики Башкортостан
Расширение экспортных возможностей российских вузов
Почему образование нуждается в ребрендинге?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В «Сколково» пройдет восьмой форум «Открытые инновации»
МОСКВА, 7 октября 2019 года. — С 21 по 23 октября в Технопарке «Сколково» состоится VIII...
III Уфимский международный салон образования
С 6 по 9 ноября в г. Уфа Республики Башкортостан на площадке ВК «ВДНХ-ЭКСПО» состоится III...
В «Сколково» обсудят будущее медицины
МОСКВА, 4 октября 2019 года. —Цифровизация здравоохранения и внедрение инноваций в области...
В «Сколково» впервые пройдут иммерсивные экскурсии
МОСКВА, 10 октября 2019. —С 21 по 23 октября в Инновационном центре «Сколково» специально для...
Из журнала
#112QUALITY ASSURANCE: развитие на примере образовательных систем ведущих стран мира
#110Нюрбинский техникум активно развивает социальное партнерство
#110Дайджест № 110 «Аккредитация в образовании»
#105В Ярославском колледже управления и профессиональных технологий развивается инклюзивное образование
#105Профориентационная работа Ямальского многопрофильного колледжа
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ