Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

E-leaning в системе корпоративного обучения

Для выпускников образовательных учреждений Ульяновский области автозавод на протяжении почти семидесяти лет остается одним из самых привлекательных региональных предприятий для трудоустройства. Однако в последнее время темпы набора молодых специалистов на предприятие снизились из-за невысокого уровня подготовки и профессиональной направленности выпускников вузов.

Просмотров: 2120

В 2004 году ОАО «Ульяновский автомобильный завод» внедрило в корпоративное обучение дистанционные электронные технологии. Если первые три года их использование носило в основном единичный характер, то сегодня в системе дистанционного обучения зарегистрированы все работники предприятия – от генерального директора до рядового сотрудника.

Программа для адаптации

Для выпускников образовательных учреждений Ульяновской области автозавод на протяжении почти семидесяти лет остается одним из самых привлекательных региональных предприятий для трудоустройства. Однако в последнее время темпы набора молодых специалистов на предприятие снизились из-за невысокого уровня подготовки и профессиональной направленности выпускников вузов. В завершающемся 2010 году ОАО «УАЗ» смогло трудоустроить по специальности только 34 выпускника высших учебных заведений. По традиции, каждый из молодых специалистов, трудоустроенных на завод, стал участником корпоративных мероприятий, направленных на их профессиональную адаптацию.

Адаптация призвана в минимально короткие сроки при минимальных затратах сформировать из новичка квалифицированного работника, а также выявить его потенциал и направления для профессионального роста. Руководитель профессиональной адаптации разрабатывает вместе с молодым специалистом план, предусматривающий полное освоение должностных обязанностей и приобретение необходимых практических и организаторских навыков. Он оказывает новобранцу практическую помощь в изучении технологических процессов, вопросов совершенствования организации производства, управления, труда и основ трудового законодательства. Индивидуальный план адаптации предусматривает решение одной из производственных задач, разработку предложений по совершенствованию организации производства и управления, повышению производительности труда, усовершенствованию технологических процессов, участие в научных конференциях, семинарах, тренингах и т.д.

Итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, продолжающейся на протяжении года, подводит квалификационная комиссия. Примечательно, что она не просто выносит вердикт о соответствии или несоответствии сотрудника занимаемой должности, а может принять решение о повышении его в должности и увеличении оклада.

В рамках Программы поддержки занятости населения Ульяновской области на ОАО «УАЗ» второй год подряд проходит стажировка выпускников образовательных учреждений выпуска 2009-2010 годов. Благодаря стажировке, к заводской практике за это время приобщились десятки молодых специалистов. С большой долей уверенности можно сказать, что такие сотрудники будут весьма конкурентоспособны на рынке труда Ульяновска.

Преимущество – в квалификации

Профессиональное развитие и обучение персонала – приоритетное направление кадровой работы на Ульяновском автомобильном заводе. В компании считают, что работники должны полностью соответствовать предъявляемым требованиям. А поскольку требования с развитием технологий изменяются, необходимо, чтобы сотрудники своевременно овладевали ими.

Практика показывает, что в настоящее время предприятиям в России все труднее находить «готовых» специалистов. Кадровые проблемы зачастую вызваны несоответствием структуры образования структуре потребности предприятий в персонале. В частности, на Ульяновском автомобильном заводе особо остро вопрос стоит в отношении рабочих специальностей.

– Конкурентное преимущество многих компаний обеспечивается высокой квалификацией и профессионализмом ее сотрудников, – рассуждает начальник отдела развития персонала Департамента персонала ОАО «УАЗ» Александр Жегалов. – Наша цель – обеспечить компанию квалифицированным персоналом. К нам приходят работать молодые специалисты и рабочие, а новые проекты и амбициозные цели задают очень высокие требования к компетентности сотрудников. Поэтому мы должны играть на опережение, предвидеть потребности бизнеса и обеспечивать подготовку сотрудников к выполнению задач, которые им предстоит решать в будущем. Мы активно сотрудничаем с учебными заведениями высшего, среднего и начального профессионального образования – как в плане подбора кадров, так и рамках повышения квалификации персонала.

Плюсы такого сотрудничества очевидны. Но есть и проблемы. Учебным заведениям необходимо повышать качество подготовки, учебные программы недостаточно адаптированы к требованиям современного производства, а также сужается перечень рабочих специальностей, по которым ведется подготовка.

ОАО «Ульяновский автомобильный завод» – ведущий российский производитель полноприводных автомобилей повышенной проходимости: внедорожников, легких грузовиков и микроавтобусов, а также запасных частей к ним. Входит в состав российского автомобильного холдинга «Соллерс».

На конец ноября 2010 года списочная численность персонала ОАО «УАЗ» составляла почти 10 тыс. человек.

Средний возраст работников – 42 года.

Структура кадрового состава по образованию (в процентах):

  • высшее и среднее профессиональное – 41,
  • начальное профессиональное – 15,
  • среднее полное, основное общее – 44.

Оценить уровень подготовки и заинтересованность выпускников учебных заведений позволяет организация на предприятии производственной практики, предполагающей дальнейшее трудоустройство лучших практикантов.

В Ульяновской области можно выделить несколько учреждений образования, подготовка в которых ориентирована на требования ОАО «УАЗ»: это Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ), Ульяновский автомеханический техникум (УАМТ) и Ульяновский профессионально-педагогический колледж (УППК). Автозавод предоставляет учреждениям образования свои производственную и учебно-методическую базы, учебные аудитории. Многие преподаватели и мастера производственного обучения университета и колледжа прошли стажировку на заводе по специальным программам для получения знаний о специфике производства.

Прохождение производственной практики студентов и учащихся происходит непосредственно на рабочих местах в структурных подразделениях завода. Для практикантов подбираются руководители и наставники из числа высококвалифицированных специалистов и рабочих, предусматриваются средства в бюджете для оплаты их труда. Ежегодно около 400 студентов вузов и ссузов проходят практику в ОАО «УАЗ», из них около 300 – студенты УППК.

Для студентов колледжа практика начинается со второго курса и продолжается вплоть до окончания учебы. Рабочие места подбираются, исходя из программ производственного обучения, и закрепляются за студентами на весь период практики. Выпускники колледжа получают высокие квалификационные разряды и прекрасно владеют оборудованием и технологиями, используемыми на предприятии. Поэтому многие из них трудоустраиваются на ОАО «УАЗ».

«Школа» на рабочем месте

Автозавод традиционно уделяет большое внимание подготовке, обучению и повышению квалификации своего персонала. Ежегодно по различным видам и формам проходят обучение порядка 8,5-9 тыс. работников предприятия. За 10 месяцев 2010 года обучено 8472 человека, из них 4238 рабочих, 4234 руководителей и специалистов, 797 работников дочерних обществ.

Отдел развития персонала Департамента персонала ОАО «УАЗ» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по 193 рабочим профессиям, разрешение Ростехнадзора на обучение работников по 28 надзорным направлениям и свидетельство Министерства труда и социального развития Ульяновской области, дающее право обучать персонал охране труда.

На предприятии функционирует развитая система профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочего персонала, нацеленная на непрерывное развитие профессиональных знаний, умений и навыков, рост квалификации и мастерства. Она включает подготовку новых рабочих, обучение вторым (смежным) профессиям, переподготовку к другой профессии, присвоению более высокого квалификационного разряда. Различные курсы целевого назначения проводятся по таким важным направлениям, как обеспечение безопасных условий труда, внедрение инструментов бережливого производства, повышение качества выпускаемой продукции, освоение новой техники и технологий, освоение стандартов системы менеджмента качества.

Не менее хорошо отлажен процесс повышения квалификации руководителей и специалистов ОАО «УАЗ». Направления их обучения совпадают с теми, что предлагаются рабочим, но кроме того, включают и иные: например, методы внедрения новых информационных технологий и развитие управленческих компетенций.

В роли преподавателей выступают как лучшие работники Ульяновского автомобильного завода, так и представители ведущих образовательных организаций России.

Недавно ОАО «УАЗ» сделало ставку на систему корпоративного обучения, которая непрерывно развивается и позволяет эффективно повышать квалификацию и профессионализм работников в соответствии с последними тенденциями в сфере автомобилестроения. С 2004 года в компании внедряется система электронного дистанционного обучения (СЭДО). Первые три года она проходила становление и использовалась в единичных случаях, а сегодня носит массовый характер.

В октябре 2007 года введен в эксплуатацию специализированный компьютерный класс на 11 рабочих мест, оснащенных выходом в Интернет. Его создание позволило значительно расширить перечень предлагаемых к обучению программ с минимальными затратами, охватить электронным и дистанционным обучением работников, не имеющих компьютеров на рабочем месте или доступа к Интернету, организовать групповое дистанционное обучение и добавлять электронные и дистанционные курсы в традиционные программы, использовать в процессе online-трансляции и видеоконференции. С учетом того, что в среднем курс обучения продолжается 25 часов, за год класс СЭДО способен принять до 660 сотрудников. Обучение ведется ежедневно в три потока, каждый из которых занимается по два часа.

К 2008 году электронное дистанционное обучение доказало свою состоятельность, и компания приняла решение о создании собственной системы, которая должна предусматривать минимальные затраты на оборудование, программное обеспечение и сетевой трафик, предоставив максимальную скорость доступа к образовательным ресурсам всем сотрудникам предприятия с любого компьютера в локальной сети. Все работники ОАО «УАЗ», от генерального директора до рядового сотрудника, были зарегистрированы в системе дистанционного обучения с индивидуальными логинами и паролями.

Сегодня предприятие закупило два учебных курса и четыре разработало собственными силами. Свои курсы посвящены изменениям в международной системе ИСО 9001:2008, улучшениям в системе менеджмента качества ОАО «УАЗ», актуальным вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда и основным принципам производственной системы компании. Проходят тестирование в СЭДО курсы по охране труда, а также по организации и проведению техническогообслуживания и гарантийного ремонта автомобилей «УАЗ-Patriot».

С созданием и развитием СЭДО у компании появилась возможность применять групповое обучение в специализированном компьютерном классе, а также включать дистанционные технологии в традиционную аудиторную форму обучения. Но наиболее ценной стала возможность проведения массового обучения персонала на рабочих местах в сжатые сроки. И это очень важный фактор в условиях тщательного распределения финансовых ресурсов, модернизации производства и расширения спектра используемых современных технологий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ульяновская область, ульяновский автомобильный завод, дистанционное образование, кадровая политика, ао-43

Похожие материалы:
Социальное партнерство – залог подготовки профессионала
Эволюционный характер обучения
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
Формирование общеславянского образовательного пространства
Ульяновская область. Региональный обзор
Ульяновский государственный университет: перспективы
Дистанционные технологии расширяют возможности корпоративного обучения
Как объективно оценить качество образования?
Обзор рынка труда Ульяновской области
Бизнес и образование – вместе к общей цели

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#104Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
#104Профориентационная работа в информационно-коммуникационном пространстве «школа – вуз»
#96«Учебная техника» помогает реализовывать инновации
#101ВУЗПРОМЭКСПО – территория инноваций
#109Успешно реализуется проект К(П)ФУ «Послы русского языка в мире»
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний