Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Конкурсы студенческих инициатив - фактор развития самоуправления

В настоящее время студенческое самоуправление обретает новый смысл – развитие социально значимой деятельности студенческой молодежи, вовлечение ее в решение социальных проблем общества, воспитание неравнодушия к окружающему миру и окружающим людям. Конкурс студенческих социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании» с этой точки зрения - особый конкурс. Главное его достоинство в том, что он помогает человеку стать смелее. У тебя есть идея – не бойся ее реализовать!

Просмотров: 4317

Татьяна ЛОХИНА - куратор Студенческого совета РГПУ им. А.И. Герцена.
 
Родилась 7 марта 1986 года в городе Ленинграде.
Окончила факультет философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по специальности «Реклама». Учится в аспирантуре по специальности "Эстетика".
 
Научные интересы: философия праздника, философия события.
 
Кредо жизни: «Каждый день должен содержать яркий поступок».

– Татьяна, в нескольких словах расскажите где, чему вы учитесь? Почему выбор пал именно на эту специальность? Принимаете ли вы участие в жизни студенческого сообщества во внеучебное время, в чем это участие выражается?

– В 2008 году я окончила факультет философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по специальности «Реклама» и поступила в аспирантуру на кафедру эстетики и этики. А в 2009 году была принята на работу в управление развитием воспитательной деятельности РГПУ им. А.И. Герцена на должность специалиста по учебно-методической работе и стала курировать деятельность студенческого совета университета. С 2010 года я координирую конкурс студенческих социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании».

– Что, по Вашему мнению, дает студенту участие в студенческом самоуправлении?

– Я думаю, что это зависит от самого студента. Один занимается студенческим самоуправлением для того, чтобы получить опыт, применить полученные знания на практике. Другой стремится найти друзей, расширить круг своих знакомств. Третий использует студенческое самоуправление как некий «социальный лифт». В конечном итоге смысл студенческого самоуправления состоит не в том, чтобы студенты включались в существующие пирамиды руководства-исполнения, а в том, чтобы ребята приобретали личный опыт демократических отношений, принятия решений и ответственности за них, совместной и самостоятельной деятельности.

– Какую роль, на Ваш взгляд, играет студенческое самоуправление в обществе и государстве на данный момент? И что лично Вам хотелось бы изменить?

Студенческое самоуправление обретает новый смысл – развитие социально значимой деятельности студенческой молодежи, вовлечение ее в решение социальных проблем общества, воспитание неравнодушия к окружающему миру и окружающим людям.

– Согласно требованиям сегодняшнего времени, высшее учебное заведение обязано способствовать развитию социально воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления. При освоении основных образовательных программ в части развития социально-личностных компетенций студенты должны участвовать в развитии студенческого самоуправления, в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

В соответствии с новыми тенденциями в развитии страны студенческое самоуправление обретает новый смысл – развитие социально значимой деятельности студенческой молодежи, вовлечение ее в решение социальных проблем общества, воспитание неравнодушия к окружающему миру и окружающим людям. Мне бы лично хотелось, чтобы было меньше бездумного или механистичного копирования деятельности различных «дум», «правительств», которые превращают молодых людей в «прозаседавшихся». Студенческое самоуправление становится модным, а это в свою очередь влечет появление все большего числа различных советов, палат, которые иногда не ведут никакой конкретной деятельности. Хотелось бы, чтобы этого было меньше.

– Вы – куратор Студенческого совета РГПУ им. А.И. Герцена. Расскажите, как он формируется?

– Студенческий совет существует в нашем вузе уже почти 12 лет, с 2000 года. Он формируется в сентябре каждого года на конкурсной основе и ведет деятельность по 11 направлениям Росмолодежи: Лидерство; Волонтерство; Толерантность; Творчество; Информационный поток; Культура и история; Спорт и здоровье; Национальный туризм; Молодежное предпринимательство; Профориентация; Инновации и техническое творчество (наука). Всего в студенческий совет входит 13 человек (председатель, заместитель председателя, секретарь, 11 руководителей направлений).

29 февраля 2012 года студенческий совет при ученом совете РГПУ им. А.И. Герцена стал абсолютным победителем конкурса на лучший орган студенческого самоуправления вузов Санкт-Петербурга. Конкурс проводился Студенческим советом Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга и Дома молодежи на Новоизмайловском проспекте.

– Расскажите о деятельности Совета. Какие реализуемые (реализованные) проекты Вы отметили бы как наиболее важные?

– Совместно с управлением развитием воспитательной деятельности студенческий совет выступает в качестве организатора ежегодного конкурса социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании». В рамках конкурса студенческий совет координирует проведение нескольких событий: Осенний учебно-проектировочный семинар для организаторов и экспертов конкурса (для студентов из вузов Санкт-Петербурга, отдельно для студентов из вузов Российской Федерации), Городской тур конкурса социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании». В городском туре принимают участие команды авторов проектов из вузов Санкт-Петербурга. По итогам городского тура выявляются победители по 7 коллективным и 7 индивидуальным номинациям конкурса, которые выдвигаются на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга и приглашаются на Герценовский молодежный форум.

В конечном итоге, именно сама деятельность, полученный результат, благодарные отклики дают самый мощный стимул не останавливаться, двигаться дальше.

Студенческий совет ежегодно проводит студенческую конференцию, делегатами которой являются студенты 1-2 курсов и активисты всех факультетов университета. В ходе конференции проходит презентация конкурса социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании» и других проектов органов студенческого самоуправления университета.

В целях развития студенческого самоуправления в университете студенческий совет в 2012 году впервые провел конкурс на лучший студенческий совет факультета/института/филиала РГПУ им. А.И. Герцена. Конкурс состоял из заочного и очного этапов, по результатам которых выявлялся победитель.

Еще одним проектом студенческого совета является официальная студенческая газета «Герценовский колокол», которая выпускается с 2005 года и выходит ежемесячно тиражом 999 экземпляров, финансируется за счет средств университета.

Главный творческий проект студенческого совета - проект «Herzen Art». С его помощью осуществляется информационная поддержка творческих мероприятий и коллективов, привлекаются студенты к деятельности направления, объединяются все творческие коллективы. Проект реализуется при поддержке различных структурных подразделений университета (Студенческого дворца культуры, управления развитием воспитательной деятельности и др.). Одно из центральных событий проекта - Зимний студенческий бал.
Основной проект «Информационного потока» - Проект «Пресс-центр» (включает в себя такие отделы, как информационная служба, фотослужба, пресс-служба, дизайн-студия и др.). В рамках пресс-центра развивается проект «Herzen Movie» (создание видеосюжетов о событиях университета). Пресс-центр подразумевает проведение большого числа мероприятий, в том числе рабочих встреч, акций, пресс-конференций. Среди традиционных мероприятий пресс-конференция студенческого совета, акция «Я люблю РГПУ» (14 февраля), акция «День защитника Отечества» (22 февраля), акция «8 марта в женском университете» (7 марта).

С 2011 года студенческим советом реализуется Проект «Ethno party». В ходе реализации проекта проводятся этноигры, мастер-классы по национальным танцам и игре на национальных инструментах. Звучит этническая музыка в современной обработке, живая этническая музыка в исполнении студентов (Этно-RNB, этно-рок, этно-электромиксы, этно-поп).

Другой проект - «Sport Side» - представляет собой формирование и развитие единого спортивного пространства университета. Его цель – пропаганда здорового образа жизни среди герценовцев, приобщение их к физической культуре и спорту. В рамках проекта проходят: Чемпионат РГПУ им. А.И. Герцена по футболу, Чемпионат РГПУ им. А.И. Герцена по пляжному футболу, Серия игр по настольному теннису.

В рамках направления «Культура и история» реализуется Проект «Герц ТВ». Деятельность по проекту заключается в создании видеосюжетов о значимых культурных событиях в жизни университета. На май запланирован открытый отчетный видеопоказ проекта.

– Социологи отмечают значительную общественную пассивность молодежи: так, только около 3 процентов молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Что сегодня способно в хорошем смысле «расшевелить» молодое поколение россиян?

Эффективное современное самоуправление должно предполагать развитие инициативы, активности, как студентов, так и преподавателей при определенном разграничении их обязанностей и ответственности.

– Окончив кафедру связей с общественностью и рекламы, я сама в социальную рекламу, например, не очень верю. Не думаю, что ролик, плакат, речевка, способны на 100 процентов пробудить в молодом человеке желание делать что-то от сердца, от души. Здесь важен, наверное, личный пример – родных, друзей, знакомых, однокурсников. Хорошо действует правило: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». А еще, конечно, важна идея, внутреннее содержание деятельности, которые увлекут человека, наполнят его жизнь другим смыслом.

– Какую роль в процессе «активизации» молодежи могут сыграть проекты вроде Конкурса социально значимых студенческих инициатив?

– Конкурс студенческих социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании» с этой точки зрения - особый конкурс, ведь он включает несколько этапов: вузовский, городской и финальный, межвузовский, практически всероссийский – форум.

Конкурс включен в Перечень региональных и межрегиональных олимпиад, иных конкурсных мероприятий Санкт-Петербурга, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», утвержденный вице-губернатором Санкт-Петербурга. За эти годы премии получили 6 студентов. За 7 лет в конкурсе приняли участие более 7500 студентов из более чем 100 вузов РФ всех федеральных округов, было разработано и реализовано более 1500 проектов. В Дальневосточном (г. Хабаровск), Уральском (г. Екатеринбург, г. Нижневартовск), Северо-Западном (г. Санкт-Петербург) федеральных округах проходят региональные туры конкурса.

Главное достоинство конкурса «Моя инициатива в образовании» в том, что он помогает человеку стать смелее. У тебя есть идея – не бойся ее реализовать! Попробуй свои силы сначала на вузовском этапе. Собери команду. Не смог победить на вузовском этапе – ничего страшного, ведь ты уже приобрел опыт выступлений, написания, реализации и защиты своего проекта. Я знаю многих ребят, кто участвует в конкурсе каждый год, и на второй-третий раз действительно добивается успеха. А если студент выиграл на вузовском этапе и прошел в городской тур – то тут уже есть возможность узнать об опыте других вузов, инициативах других ребят. 16 апреля на городском этапе я как раз была свидетелем того, как у нескольких команд из разных вузов Санкт-Петербурга появились идеи совместных дел и проектов. В конечном итоге, именно сама деятельность, полученный результат, благодарные отклики дают самый мощный стимул не останавливаться, двигаться дальше.

А Герценовский молодежный форум, на который приезжают студенты из вузов всех федеральных округов, предоставляет широкие возможности и для обмена опытом, и для дальнейшего творчества. 21-24 мая 2012 года прошел VII Герценовский молодежный форум, в программе которого были защита студенческих социально значимых проектов, вечер дружбы на теплоходе, разработка и реализация социальных проектов в режиме реального времени (студенческий десант добрых дел «Мы-местному сообществу»), знакомство с театрами и достопримечательностями Санкт-Петербурга, открытый показ научно-популярных фильмов киностудии «ЛенНаучфильм» и встреча с их авторами, конкурс «Команда Экстра-КЛАСС!» (дебаты, чемпионат по спортивному «Что?Где?Когда?», фото-кросс, конкурс электронных студенческих газет, конкурс социальной рекламы), III общественный аудит Герценовских инициатив (работа творческих, дискуссионных, образовательных и др. площадок университета, на которых студенты демонстрировали реализацию своих проектных идей).

– Расскажите о критериях оценивания студенческих проектов, представленных на Конкурс. По Вашим наблюдениям, с какими трудностями сталкиваются авторы проектов при реализации своих инициатив?

Главные условия, обязательные для всех проектов, представляемых на конкурс, следующие: проект должен быть реализован и должен основываться на нравственных, моральных ценностях.

– Главные условия, обязательные для всех проектов, представляемых на конкурс, следующие: проект должен быть реализован и должен основываться на нравственных, моральных ценностях.

Каждый участник конкурса представляет на экспертизу текст проекта и отчет о его реализации, а также дважды проводит презентацию своего проекта перед экспертами: на этапах разработки и уже непосредственной реализации проекта. Для каждого из этих этапов разработаны свои критерии. Так, например, текст проекта должен отражать значимость и актуальность выдвинутой проблемы, реалистичность замысла, соответствовать заданной положением о конкурсе структуре, быть внутреннее согласованным. В отчете о реализации проекта участник должен осветить его основные результаты и перспективы, приобретенный опыт и наиболее яркие впечатления от деятельности по проекту, а также рассказать об основных проблемах в реализации проекта и путях их решения. На этапе презентации проекта участникам предстоит продемонстрировать умение раскрыть основный замысел проекта и его основные результаты, логичность и последовательность представления проекта, умение отвечать на вопросы.

Основным затруднением для авторов проектов при реализации инициатив является, пожалуй, недостаток опыта: в разработке и написании проекта, в поиске партнеров, готовых оказать помощь, привлечении средств на реализацию проекта. Но эти трудности всегда решаемы, если у автора есть упорство и желание их преодолевать. К тому же в рамках вузовского этапа конкурса мы организуем образовательные площадки по разработке, презентации и экспертизе проектов для всех желающих, осенью проводим масштабный учебно-проектировочный семинар, на который приглашаем студентов из других вузов и городов – так что возможность учиться и приобретать опыт есть всегда!

– В развитых странах студенты активно участвуют в политике вуза, в управлении учебным заведением. У нас же студенческие союзы зачастую не имеют возможности организовать ничего более, чем развлекательное мероприятие. Есть мнение, что подобное положение вещей в целом отражает инертность основной массы студенческого сообщества, неспособность и нежелание брать на себя бОльшую ответственность. Так ли это, на Ваш взгляд? Каким образом можно изменить ситуацию?

– Я не думаю, что студенческое сообщество в массе своей инертно. Во многом интересы студентов определяются тем, что они видят, тем, что им предлагается. Если говорить все время о том, что студенческое самоуправление – это только организация досуга, и не поддерживать никакую другую деятельность, то так оно и будет. Другое дело – давать возможность выбора, освещать все возможные сферы, в которых студент может попробовать, проявить себя как участник, организатор. У нашего студенческого совета, например, 11 направлений, и в каждом есть время и досугу, и серьезной деятельности. Ничто не мешает студенческому совету провести опрос по качеству образования, конкурс студенческих советов факультетов, а потом организовать тот же студенческий бал. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности студентов. Но развивается оно быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. В то же время, развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других видах деятельности.

На мой взгляд, на всех уровнях: от факультета в вузе до города, - должна существовать система педагогической поддержки, сопровождения деятельности органов студенческого самоуправления. Эффективное современное самоуправление должно предполагать развитие инициативы, активности, как студентов, так и преподавателей при определенном разграничении их обязанностей и ответственности. Ну и конечно, в вузе должна быть создана обстановка, при которой каждый студент ощущает сопричастность к решению главных, общих задач, стоящих перед педагогами и учащимися, перед всем вузом в целом.

– Подводя небольшой итог нашей беседе, хотелось бы спросить, какие самые важные уроки Вы вынесли из своего опыта студенческой деятельности? Учитывая Вашу специальность (PR) , какой вы видите свою профессиональную траекторию на ближайшие годы? Может (будет) ли она как-то связана с Вашей внеучебной студенческой активностью?

– Самый важный для меня урок – идти на компромиссы, учиться договариваться. Часто студенты уверены, что они все понимают и знают лучше всех – это, наверное, свойство молодых людей вообще. Такая горячность и неумение прислушиваться к чужому мнению мешают в любой деятельности, не только в студенческом самоуправлении. Другой, не менее важный урок – не отчаиваться, не унывать, не опускать рук, не бросать начатое. Не получилось сегодня – обязательно получится завтра, послезавтра. Нужно уметь преодолевать трудности, в том числе главную трудность – неуверенность в собственных силах.

А моя специальность – неожиданно – очень удачно «влилась» в мою деятельность: я координатор межвузовского конкурса, куратор студенческих инициатив. Полученное образование очень помогает. Так получилось, что в студенческие годы, получая основное образование, я была отличницей, но мало проявляла себя вне учебы. Теперь я «компенсирую» это на все сто.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
КемГУКИ в составе объединения вузов «Педагогические кадры России»
Студенческое самоуправление - пределы самостоятельности
Подписан меморандум о создании всероссийского студенческого медиа-портала
Сетевое взаимодействие вузов в действии
Всероссийская студенческая стройка на объектах Росатома в Волгодонске
Школа студенческого самоуправления «Лидер 21 века» откроется 5 августа
Уникальная лаборатория для подготовки спасателей
Глава Российского студсоюза Артем Хромов - Уполномоченный по правам студентов
В России появится студенческий рейтинг вузов
Студенческое самоуправление – инструмент обратной связи

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ