Качество образования: проблемы и решенияРеформа образования, проводимая в России, требует, чтобы в каждом учреждении были современные средства для обучения, а не устаревшие плакаты. Настало время иных технологий. О том, какую работу ведет челябинский инженерно-производственный центр «Учебная техника», в интервью генеральный директор, доктор технических наук, профессор Юрий Галишников. Просмотров: 361
Реформа образования, проводимая в России, требует, чтобы в каждом учреждении были современные средства для обучения, а не устаревшие плакаты. Настало время иных технологий. О том, какую работу ведет челябинский инженерно-производственный центр «Учебная техника», в интервью генеральный директор, доктор технических наук, профессор Юрий ГАЛИШНИКОВ. – Юрий Петрович, более десяти лет ИПЦ «Учебная техника» проектирует, производит и поставляет лабораторное оборудование для учебного практикума в сфере профессионального инженерно-технического образования. Ваше оборудование пользуется большим спросом на рынке учебной техники. В каком направлении развивается инженерно-производственный центр? – Лабораторный практикум играет огромную роль в подготовке инженерно-технических кадров. Мало того, что будущий инженер приобретает опыт лабораторных исследований, собирая цепи, производя измерения, обрабатывая экспериментальные данные. Он ещё изучает характеристики различных современных, в данном случае электротехнических, электронных и электромеханических устройств. Самое главное, что при надлежащей организации практикума студент, решая поставленные перед ним нетривиальные задачи, развивает свои творческие задатки. Уместно в этой связи напомнить, что, согласно «Этимологическому словарю русского языка» Макса Фасмера, само слово «инженер» происходит от латинского «ingenium», означающего «остроумное изобретение». Важным преимуществом производимого центром оборудования является гибкая модульная структура и большое разнообразие аналогов реального оборудования. Это предоставляет максимальные возможности учащемуся для творческой, в том числе изобретательской деятельности. В отличие от других отечественных производителей, ИПЦ «Учебная техника» не стремится «объять необъятное». Поле деятельности центра– электричество, понимаемое в техническом смысле как электрические цепи, электроника, электромеханика, автоматика, электроэнергетика. Сегодня предлагается более 300 видов и разновидностей стендов, охватывающих названные академические дисциплины. Подробно продукция представлена в интернете на сайте www.электролаб.рф. В настоящее время есть что предложить учреждениям профобразования всех уровней: от технических и исследовательских университетов до профессиональных лицеев. – В течение года проводится несколько общероссийских образовательных выставок, на которых вы всегда представляете новые разработки. Как удается находить и воплощать новые идеи? – Да, ИПЦ «Учебная техника» проводит активную инновационную политику, поэтому номенклатура постоянно расширяется. Для этого создано и успешно работает подразделение НИОКР. Возглавляет его кандидат технических наук Павел Николаевич Сенигов. Он, будучи по первоначальному образованию инженером-электроэнергетиком, сумел выйти за пределы своей узкой специализации и обеспечивает эффективное руководство по всему спектру ведущихся в центре проектов. В числе разработчиков – вузовские педагоги с общим стажем работы более ста лет. Они прекрасно понимают лабораторные потребности образовательных учреждений, создают концепции и макеты новых стендов, разрабатывают необходимые схемотехнические решения. На этапе изготовления опытных образцов ключевую роль играет то обстоятельство, что центр располагает собственным производством. В изготовлении образцов и серийных изделий участвует производственное подразделение – бывшие сотрудники оборонных предприятий, отличающиеся высокой квалификацией и уважением к производственной дисциплине. – Какие новинки учебной техники были разработаны за последнее время? – Среди новшеств актуальны относящиеся к разделу возобновляемых источников энергии: компьютеризованная версия натурной модели ветроэнергетической установки, тепловой насос. Разработана учебная лаборатория энергоаудита, состав которой соответствует базовой учебной программе Минэнерго России по подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований с целью повышения энергоэффективности. Большой интерес заказчиков вызвал не имеющий аналогов стенд «Радиотехнические цепи и сигналы». Специально для подготовки квалифицированных рабочих разработаны наборы для монтажа и наладки электрических сетей жилых и офисных помещений, цепей управления трехфазным асинхронным двигателем, которые предполагается использовать вместе с производимыми центром электромонтажными столами. В содружестве с российским филиалом компании Mitsubishi Electric сформулированы такие стенды, как «Автоматизация технологических процессов и производств», «Исполнительный шаговый двигатель». Число новинок пополнили стенды «Умный счетчик электрической энергии», «Определение повреждения кабельной линии». – Обращение преподавателя с новым оборудованием требует подготовки. Как осуществляется решение этого вопроса? – Продукция центра, представляя собой новое поколение учебно-лабораторного оборудования, существенно отличается от того, к чему привыкли работники учреждений профобразования. Поэтому освоение оборудования при введении его в учебный процесс требует определенных усилий от преподавателей. Хорошо понимая это, мы изначально взяли за правило предоставлять нашим заказчикам с каждым лабораторным стендом подробные методические указания по выполнению лабораторных работ, а также руководства по эксплуатации. Эти пособия, с одной стороны, адресованы преподавателю и помогают ему освоить новую для него технику. С другой стороны – могут и должны быть использованы как основа для разработки и введения в учебный процесс методических указаний уже для учащихся с учетом тех правил и требований, которые имеются в данном вузе, колледже, лицее. Разумеется, преподаватели не остаются один на один с приобретенным оборудованием и на стадии его поставки. Хотя все блоки произведенных стендов приходят к заказчику после настройки и тотальной проверки качества, представители ИПЦ – сотрудники группы послепродажного сервиса приводят стенды «в полную боевую готовность». Наш интерес состоит в том, чтобы приобретенное оборудование реально функционировало, а заказчики обращались к нам снова. – Приобретая оборудование центра, учебные заведения существенно повышают качество подготовки квалифицированных кадров. Достаточными ли темпами, на ваш взгляд, сегодня идёт переоборудование учебной лабораторной базы в профессиональной школе? – Заметные изменения в переоснащении учебных лабораторий произошли в ходе исполнения национального проекта «Образование». Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что сотни и сотни учреждений профобразования всех уровней (не только в России, но и в странах ближнего зарубежья – Казахстане, Таджикистане, Азербайджане, Грузии) успешно эксплуатируют наши лабораторные стенды. Однако вряд ли можно считать этот процесс завершенным. Ведь вузы или колледжи из-за недостатка средств приобретают всего один-два стенда того или иного наименования. Но ведь ясно, что для организации полноценного лабораторного практикума, когда каждому учащемуся предоставляется возможность активно участвовать в работе, таких стендов в лаборатории должно быть пять-шесть. При этом все еще имеется множество подразделений (кафедр или отделений колледжа), которые до сих пор ничего не получили. Словом, впереди у инженерно-производственного центра много работы. – Над какими новыми проектами и по каким направлениям ведется работа в настоящее время? – Планы на будущее в определяющей степени зависят от того, как российская власть будет исполнять свои социальные обязательства, в частности, в сфере образования. Сотрудники ИПЦ, со своей стороны, готовы делать всё необходимое, чтобы способствовать укоренению инновационной модели профобразования и тем самым активно участвовать в реиндустриализации России в новых условиях. Текущие проекты «Учебной техники» связаны с разработкой учебно-лабораторного оборудования для подготовки рабочих кадров, острый дефицит которых сегодня стал очевидным для всех. В этой ситуации многие крупные производственные объединения организуют подготовку таких кадров собственными силами, и центр помогает им оснащать учебные лаборатории и учебно-производственные мастерские современным оборудованием. В качестве примера можно привести сотрудничество с московским подразделением «Учебного центра подготовки рабочих» Союзатомстроя, где в мае 2013 года ИПЦ «Учебная техника» оснастил 9 учебных классов. Другим примером стала совместная работа с корпоративным университетом Уральской горно-металлургической компании, открывшимся в сентябре 2013 года в городе Верхняя Пышма (Свердловская область). Здесь оборудование, произведенное инженерно-производственным центром, установлено в нескольких учебных лабораториях. Такое взаимодействие планируется продолжать.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|