Итоги законотворчества в образованииПредставляем вниманию читателей законопроекты, которые были рассмотрены или отклонены Комитетом по образованию ГД РФ, и те, которые вступили в законную силу, а также краткую характеристику законопроектов, описаны перспективы развития системы образования. Просмотров: 1929
Законопроекты, прошедшие через Комитет Госдумы РФ по образованию в 2010 годуВСТУПИВШИЕ В СИЛУ:1. О внесении изменения в ст. 29 Закона РФ «Об образовании», № 121-ФЗ от 17.06.2010 г. Для предоставления равных прав детям внесено изменение в ч. 2 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в части предоставления органам государственной власти субъектов России права на дополнительное финансирование мероприятий по организации питания обучающихся негосударственных общеобразовательных учреждений, имеющих госаккредитацию. 2. О внесении изменений в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в части государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, № 198-ФЗ от 27.07.2010 г. Согласно закону:
К полномочиям «научного» органа исполнительной власти отнесено создание советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, установление и изменение состава этих советов, установление полномочий советов, приостановление, возобновление и прекращение их деятельности. 3. О внесении изменений в ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в части переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, № 215-ФЗ от 27.07.2010 г. Закрепляет право педагогических работников на прохождение профессиональной переподготовки и повышение квалификации не реже, чем один раз в пять лет. 4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования, № 293-ФЗ от 08.11.2010 г. Направлен на оптимизацию процедур лицензирования образовательной деятельности, госаккредитации образовательных учреждений и научных организаций, подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в части повышения «прозрачности» административных процедур, снижения административных барьеров для заявителей. Основные изменения в части лицензирования:
Основные изменения в части госаккредитации образовательных учреждений и научных организаций:
5. О внесении изменений в ст. 41 Закона РФ «Об образовании» в части уточнения нумерации пунктов, № 337-ФЗ от 08.12.2010 г. РАССМОТРЕННЫЕ:1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части развития движения студенческих отрядов, № 388914-5. 2. О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части совершенствования единого государственного экзамена, № 391377-5. Устанавливается, что содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению. Режим защиты КИМов подразумевает исключение несанкционированного, в том числе случайного, доступа к конфиденциальной информации контрольных измерительных материалов ЕГЭ, используемых в текущем году, результатом чего может стать их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение, а также иные несанкционированные действия. 3. О внесении изменений в ст. 52.2 Закона РФ «Об образовании», № 394584-5. Направлен на предоставление субъектам РФ возможности самостоятельно определять размер компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Делается это для достижения адресности выплаты компенсации наиболее нуждающимся в ней семьям. Размер компенсации, определяемый субъектом РФ, не может быть ниже размера, установленного действующей редакцией Закона «Об образовании». Предлагает исключить из ст. 52.2 Закона «Об образовании» положение о софинансировании Российской Федерацией расходов субъектов по выплате компенсации путем предоставления бюджетам субъектов субсидий. Право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), предоставлявшееся сельским учителям, заменяется правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом новые нормативные акты не могут снижать объем мер социальной поддержки. 4. О внесении изменений в ст. 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части увеличения срока обучения в аспирантуре по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, № 416106-5. По отдельным специальностям научных работников технической и естественных отраслей наук срок обучения в аспирантуре по очной форме может составлять четыре года, а по заочной форме – пять лет. Норма распространяется на тех, кто обучается по специальностям, перечисленным в перечне специальностей научных работников, при формировании которого учитываются наиболее востребованные экономикой страны технические и естественнонаучные специальности в соответствии с критическими технологиями. ОТКЛОНЕННЫЕ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ:1. О внесении изменения в ст. 55 Закона «Об образовании», предоставляющего педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев в РФ в порядке, устанавливаемом Правительством страны, № 63437-5. Не поддержан, поскольку:
2. О внесении изменения в ч. 5 ст. 34 Закона «Об образовании» (в части усиления гарантий прав сельских жителей на образование). Дополнение нормы о запрете ликвидации сельских детских садов или общеобразовательной школы без согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых этим учреждением, положением о запрете их реорганизации без согласия схода, № 175784-5. Не поддержан, поскольку:
3. О внесении изменения в п. 4 ст. 15 Закона «Об образовании» (в части установления иной формы государственной итоговой аттестации), № 187896-5. Закрепление права за Минобрнауки России устанавливать отличные от ЕГЭ формы проведения государственной (итоговой) аттестации для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в очно-заочной форме. Не поддержан, поскольку результаты ЕГЭ признаются не только образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, но и образовательными учреждениями СПО и ВПО – как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам; в связи с этим обучающиеся, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования в очно-заочной форме, были бы лишены возможности поступить в образовательные учреждения по результатам государственной (итоговой) аттестации. 4. О внесении изменения в п. 1 ст. 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части изменения порядка вступительных испытаний для отдельных категорий поступающих в образовательные учреждения ВПО), № 187907-5. Законодательно закрепляются права граждан, успешно завершивших среднее (полное) общее образование до 31 декабря 2008 года, по желанию поступать в вузы по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются вузом. Не поддержан, поскольку вопрос мог быть урегулирован и впоследствии был урегулирован нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти. 5. О внесении изменений в ст. 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части установления уровней ВПО), № 187923-5. Предусматривал изменение срока перехода к обучению в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами по образовательным программам соответствующих уровней ВПО с 1 сентября 2009 года на 1 сентября 2012 года. Не поддержан, поскольку вступили в действие федеральные законы от 18.07.2009 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам выплаты стипендий и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях» и от 10.11.2009 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». В соответствии с ними переходный период установления уровней ВПО продлен до конца декабря 2010 года. 6. О внесении изменений в ст. 16 Закона «Об образовании» и ст. 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления порядка приема в образовательные учреждения СПО и ВПО), № 191546-5. Предоставление права поступления в имеющие госаккредитацию образовательные учреждения СПО и ВПО по результатам вступительных испытаний, проводимых учреждением, гражданам, получившим среднее (полное) общее образование или среднее профессиональное образование до 1 января 2009 года. Не поддержан, поскольку вопрос мог быть урегулирован (и уже урегулирован) нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти. 7. О внесении изменений в ст. 15, 16 и 28 Закона «Об образовании» и ст. 11 и 24 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части проведения вступительных испытаний в учреждениях СПО и ВПО), № 455479-4. Закрепление положений о том, что:
Предлагается исключить положение о том, что при приеме в вузы по направлениям подготовки, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, вузы вправе проводить дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности. Законопроект не поддержан, поскольку изменяет концептуальные основы ЕГЭ, и предоставление абитуриентам возможности выбора различных форм вступительных испытаний не обеспечивает единого подхода, что может привести к нарушению прав граждан на образование. Также проект содержит целый ряд противоречий и неточностей в формулировках и понятиях. РАССМОТРЕННЫЕ КОМИТЕТОМ ГД РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НО ОТОЗВАННЫЕ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ И СНЯТЫЕ С РАССМОТРЕНИЯ1. О внесении изменений в законодательные акты РФ (в части оплаты труда научно-педагогических работников высших учебных заведений), № 265987-5. 2. О внесении изменения в ст. 12 Закона «Об образовании» (в части дополнения перечня типов образовательных учреждений новым типом «казачьи кадетские корпуса»), № 290378-5. 3. О внесении изменения в ст. 12 Закона «Об образовании» (в части расширения перечня типов образовательных учреждений), № 354069-5. 4. О внесении изменения в ст. 10 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части дополнения перечня условий лицензионной экспертизы вузов спортивными объектами), № 164165-5. Всего в 2010 году Комитет ГД РФ по образованию организовал и провел 5 парламентских слушаний (2 – совместно с другими комитетами), 8 круглых столов. ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ
1. О законодательном регулировании деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности.
2. Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования.
3. Языковое многообразие РФ: проблемы и перспективы.
4. О проекте нового базового федерального закона об образовании в РФ.
5. Образование и повышение квалификации в аграрной сфере: проблемы, тенденции и перспективы.
КРУГЛЫЕ СТОЛЫ
1. О совершенствовании физического воспитания в образовательных учреждениях: нормативно-правовые аспекты.
2. Статус педагогического работника: состояние, проблемы, перспективы.
3. Правовые основы и перспективы взаимодействия общественных институтов, семьи и школы в духовно-нравственном воспитании гражданина России.
4. Дистанционные технологии в общем образовании: законодательный аспект.
5. О введении профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования: законодательный аспект.
6. Индустрия электронного обучения: законодательный аспект.
7. Развитие нормативного правового обеспечения дошкольного обучения и воспитания.
8. О формировании нормативной правовой базы реализации ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|