Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Итоги законотворчества в образовании

Представляем вниманию читателей законопроекты, которые были рассмотрены или отклонены Комитетом по образованию ГД РФ, и те, которые вступили в законную силу, а также краткую характеристику законопроектов, описаны перспективы развития системы образования.

Просмотров: 1925

Законопроекты, прошедшие через Комитет Госдумы РФ по образованию в 2010 году

ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ:

1. О внесении изменения в ст. 29 Закона РФ «Об образовании», № 121-ФЗ от 17.06.2010 г.

Для предоставления равных прав детям внесено изменение в ч. 2 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в части предоставления органам государственной власти субъектов России права на дополнительное финансирование мероприятий по организации питания обучающихся негосударственных общеобразовательных учреждений, имеющих госаккредитацию.

2. О внесении изменений в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в части государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, № 198-ФЗ от 27.07.2010 г.

Согласно закону:

  • присуждение, лишение, восстановление ученых степеней и присвоение, лишение, восстановление ученых званий профессора и доцента по специальности, предусмотренных государственной системой аттестации, осуществляет ВАК;
  • присуждение ученой степени кандидата наук – совет по защите докторских и кандидатских диссертаций;
  • выдачу дипломов о присуждении ученых степеней и аттестатов о присвоении ученых званий профессора и доцента по специальности, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях осуществляет федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере науки;
  • присвоение, лишение, восстановление ученых званий профессора по кафедре или доцента по кафедре и выдачу соответствующих аттестатов осуществляет федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

К полномочиям «научного» органа исполнительной власти отнесено создание советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, установление и изменение состава этих советов, установление полномочий советов, приостановление, возобновление и прекращение их деятельности.

3. О внесении изменений в ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в части переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, № 215-ФЗ от 27.07.2010 г.

Закрепляет право педагогических работников на прохождение профессиональной переподготовки и повышение квалификации не реже, чем один раз в пять лет.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования, № 293-ФЗ от 08.11.2010 г.

Направлен на оптимизацию процедур лицензирования образовательной деятельности, госаккредитации образовательных учреждений и научных организаций, подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в части повышения «прозрачности» административных процедур, снижения административных барьеров для заявителей.

Основные изменения в части лицензирования:

  1. Исключается проведение экспертизы при лицензировании и возмещение заявителем затрат на ее проведение, сохраняется госпошлина.
  2. Предоставляется бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности; выдается разрешение на реализацию новых образовательных программ, программ профподготовки, на образовательную деятельность в новом филиале или по адресу, не указанному в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, путем его переоформления.
  3. Сокращается срок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе – до 45 дней.
  4. Предусматривается возможность взаимодействия между сторонами с использованием электронных средств.
  5. В процессе рассмотрения вопроса лицензирующий орган взаимодействует с другими органами исполнительной власти для получения необходимых заключений и подтверждения сведений.
  6. Лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения требований и условий лицензии через один год после предоставления лицензии.

Основные изменения в части госаккредитации образовательных учреждений и научных организаций:

  1. Экспертизу проводит аккредитационный орган с привлечением аккредитованных экспертов.
  2. Аккредитуются основные профессиональные образовательные программы по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей.
  3. Заявитель не возмещает затраты на проведение госаккредитации. Устанавливается госпошлина за выдачу свидетельства об аккредитации и (или) приложения к нему.
  4. Предусматривается возможность взаимодействия между сторонами с использованием электронных средств, вплоть до подачи заявления и необходимых документов.
  5. Формируются федеральная и региональные информационные системы госаккредитации.
  6. Образовательные учреждения и научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию – российскую, иностранную и международную. Сведения о такой аккредитации рассматриваются при проведении госаккредитации.

5. О внесении изменений в ст. 41 Закона РФ «Об образовании» в части уточнения нумерации пунктов, № 337-ФЗ от 08.12.2010 г.

РАССМОТРЕННЫЕ:

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части развития движения студенческих отрядов, № 388914-5.

2. О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части совершенствования единого государственного экзамена, № 391377-5.

Устанавливается, что содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению. Режим защиты КИМов подразумевает исключение несанкционированного, в том числе случайного, доступа к конфиденциальной информации контрольных измерительных материалов ЕГЭ, используемых в текущем году, результатом чего может стать их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение, а также иные несанкционированные действия.

3. О внесении изменений в ст. 52.2 Закона РФ «Об образовании», № 394584-5.

Направлен на предоставление субъектам РФ возможности самостоятельно определять размер компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Делается это для достижения адресности выплаты компенсации наиболее нуждающимся в ней семьям. Размер компенсации, определяемый субъектом РФ, не может быть ниже размера, установленного действующей редакцией Закона «Об образовании».

Предлагает исключить из ст. 52.2 Закона «Об образовании» положение о софинансировании Российской Федерацией расходов субъектов по выплате компенсации путем предоставления бюджетам субъектов субсидий.

Право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), предоставлявшееся сельским учителям, заменяется правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом новые нормативные акты не могут снижать объем мер социальной поддержки.

4. О внесении изменений в ст. 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части увеличения срока обучения в аспирантуре по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, № 416106-5.

По отдельным специальностям научных работников технической и естественных отраслей наук срок обучения в аспирантуре по очной форме может составлять четыре года, а по заочной форме – пять лет. Норма распространяется на тех, кто обучается по специальностям, перечисленным в перечне специальностей научных работников, при формировании которого учитываются наиболее востребованные экономикой страны технические и естественнонаучные специальности в соответствии с критическими технологиями.

ОТКЛОНЕННЫЕ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ:

1. О внесении изменения в ст. 55 Закона «Об образовании», предоставляющего педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев в РФ в порядке, устанавливаемом Правительством страны, № 63437-5.

Не поддержан, поскольку:

  • при внесении законопроекта не были соблюдены требования ст. 83 Бюджетного кодекса РФ;
  • предлагаемые изменения вносились в федеральное законодательство в области образования, хотя нормы правового регулирования должны решаться в рамках законодательства о культуре.

2. О внесении изменения в ч. 5 ст. 34 Закона «Об образовании» (в части усиления гарантий прав сельских жителей на образование).  Дополнение нормы о запрете ликвидации сельских детских садов или общеобразовательной школы без согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых этим учреждением, положением о запрете их реорганизации без согласия схода, № 175784-5.

Не поддержан, поскольку:

  • не решает проблемы реорганизации сельских образовательных учреждений, которая в большинстве случаев связана с сокращением детского контингента на селе из-за уменьшения рождаемости;
  • проблему сельских малокомплектных школ необходимо решать комплексно, в том числе уточняя понятие «сход», которое не предусмотрено в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

3. О внесении изменения в п. 4 ст. 15 Закона «Об образовании» (в части установления иной формы государственной итоговой аттестации), № 187896-5.

Закрепление права за Минобрнауки России устанавливать отличные от ЕГЭ формы проведения государственной (итоговой) аттестации для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в очно-заочной форме.

Не поддержан, поскольку результаты ЕГЭ признаются не только образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, но и образовательными учреждениями СПО и ВПО – как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам; в связи с этим обучающиеся, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования в очно-заочной форме, были бы лишены возможности поступить в образовательные учреждения по результатам государственной (итоговой) аттестации.

4. О внесении изменения в п. 1 ст. 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части изменения порядка вступительных испытаний для отдельных категорий поступающих в образовательные учреждения ВПО), № 187907-5.

Законодательно закрепляются права граждан, успешно завершивших среднее (полное) общее образование до 31 декабря 2008 года, по желанию поступать в вузы по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются вузом.

Не поддержан, поскольку вопрос мог быть урегулирован и впоследствии был урегулирован нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти.

5. О внесении изменений в ст. 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части установления уровней ВПО), № 187923-5.

Предусматривал изменение срока перехода к обучению в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами по образовательным программам соответствующих уровней ВПО с 1 сентября 2009 года на 1 сентября 2012 года.

Не поддержан, поскольку вступили в действие федеральные законы от 18.07.2009 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам выплаты стипендий и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях» и от 10.11.2009 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». В соответствии с ними переходный период установления уровней ВПО продлен до конца декабря 2010 года.

6. О внесении изменений в ст. 16 Закона «Об образовании» и ст. 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления порядка приема в образовательные учреждения СПО и ВПО), № 191546-5.

Предоставление права поступления в имеющие госаккредитацию образовательные учреждения СПО и ВПО по результатам вступительных испытаний, проводимых учреждением, гражданам, получившим среднее (полное) общее образование или среднее профессиональное образование до 1 января 2009 года.

Не поддержан, поскольку вопрос мог быть урегулирован (и уже урегулирован) нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти.

7. О внесении изменений в ст. 15, 16 и 28 Закона «Об образовании» и ст. 11 и 24 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части проведения вступительных испытаний в учреждениях СПО и ВПО), № 455479-4.

Закрепление положений о том, что:

  • обучающийся по желанию вправе пройти государственную итоговую аттестацию не в форме ЕГЭ, а в некогда традиционной форме устных или письменных испытаний;
  • по предметам «литература», «история» и предметам образовательной области «обществознание» ЕГЭ не проводится;
  • конкурс в государственные и муниципальные вузы и ссузы проводится не на основании ЕГЭ, а по результатам вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое ведется прием;
  • по желанию абитуриента вместо результатов вступительных испытаний при проведении конкурса могут учитываться результаты ЕГЭ, за исключением поступления в отдельные вузы, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Предлагается исключить положение о том, что при приеме в вузы по направлениям подготовки, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, вузы вправе проводить дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности.

Законопроект не поддержан, поскольку изменяет концептуальные основы ЕГЭ, и предоставление абитуриентам возможности выбора различных форм вступительных испытаний не обеспечивает единого подхода, что может привести к нарушению прав граждан на образование. Также проект содержит целый ряд противоречий и неточностей в формулировках и понятиях.

РАССМОТРЕННЫЕ КОМИТЕТОМ ГД РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НО ОТОЗВАННЫЕ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ И СНЯТЫЕ С РАССМОТРЕНИЯ

1. О внесении изменений в законодательные акты РФ (в части оплаты труда научно-педагогических работников высших учебных заведений), № 265987-5.

2. О внесении изменения в ст. 12 Закона «Об образовании» (в части дополнения перечня типов образовательных учреждений новым типом «казачьи кадетские корпуса»), № 290378-5.

3. О внесении изменения в ст. 12 Закона «Об образовании» (в части расширения перечня типов образовательных учреждений), № 354069-5.

4. О внесении изменения в ст. 10 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части дополнения перечня условий лицензионной экспертизы вузов спортивными объектами), № 164165-5.

Всего в 2010 году Комитет ГД РФ по образованию организовал и провел 5 парламентских слушаний (2 – совместно с другими комитетами), 8 круглых столов.


ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ

1. О законодательном регулировании деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности.
2. Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования.
3. Языковое многообразие РФ: проблемы и перспективы.
4. О проекте нового базового федерального закона об образовании в РФ.
5. Образование и повышение квалификации в аграрной сфере: проблемы, тенденции и перспективы.

КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

1. О совершенствовании физического воспитания в образовательных учреждениях: нормативно-правовые аспекты.
2. Статус педагогического работника: состояние, проблемы, перспективы.
3. Правовые основы и перспективы взаимодействия общественных институтов, семьи и школы в духовно-нравственном воспитании гражданина России.
4. Дистанционные технологии в общем образовании: законодательный аспект.
5. О введении профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования: законодательный аспект.
6. Индустрия электронного обучения: законодательный аспект.
7. Развитие нормативного правового обеспечения дошкольного обучения и воспитания.
8. О формировании нормативной правовой базы реализации ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ГТО: перезагрузка
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»
Закончен год, законотворчество продолжается
Комитет ГД РФ по образованию: системный подход к законотворчеству
Итоги весенней сессии 2010 Комитета по образованию ГД РФ
Комитет по образованию ГД: впереди большая работа
Внедрение нормативно-подушевого финансирования - скальпель или гильотина?
Законодательство: изменение статуса образовательных учреждений
Бюджет 2012. Образование
Государственная Дума: итоги и перспективы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ