Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инженерное дело – основа развития России

На заседании круглого стола «Инженерное дело – основа развития России» в Совете Федерации сенаторы, руководители предприятий и ректоры вузов провели обсуждение вопросов развития законодательства в сфере российского инженерного дела, инжиниринга и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности.

Просмотров: 1592

Кадры должны расти на успехе

На заседании круглого стола «Инженерное дело – основа развития России» в Совете Федерации в апреле сенаторы, руководители предприятий и ректоры вузов провели обсуждение вопросов развития законодательства в сфере российского инженерного дела, инжиниринга и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности.

Закон начал работать

Открывая заседание, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила отойти от канонических форм докладов о былом величии инженерного дела в стране и вести речь о насущных проблемах.

– Прикладная наука, которой издавна славилась страна, практически разрушена, – признала спикер верхней палаты парламента. – Её остатки, по сути, сосредоточены в оборонном и топливно-энергетическом комплексах, где крупные компании еще стремятся поддержать свои исследовательские структуры. Инновационная система страны выдает на мировой рынок лишь около 40 патентов в год, при этом количество российских патентных заявок ежегодно сокращается на 8-10 процентов, а зарубежных – напротив, растет на 26.

В прошлом году в Московском государственном строительном университете были проведены парламентские слушания о государственной политике в области подготовки инженерно-технических кадров. О поднятых проблемах и путях их решения рассказывалось в публикации «Инженер – автор модернизации страны» («АО», № 63). Значительная часть рекомендаций и сейчас остается актуальной: например, о разработке и реализации комплексной программы модернизации инженерно-технического образования, формировании с учетом мирового опыта системы сертификации инженерных квалификаций, о введении мониторинга кадровой ситуации в отраслях экономики и создании системы прогнозирования потребностей в специалистах.

Но налицо и позитивные изменения, в том числе по развитию кооперации учебных заведений с промышленными предприятиями. В настоящее время Агентство стратегических инициатив активно продвигает в регионах новый проект по развитию системы дуального образования.

– Благодаря усилиям законодательной власти появились новые возможности развития инженерного образования, – отметил положительные стороны министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. – В частности, законом об образовании предусмотрена реализация сетевых образовательных программ. Планируется запустить программу дополнительной поддержки развития сетевых инженерных магистратур для подготовки инженеров-магистров высшей квалификации, проектировщиков и конструкторов, которых сейчас так не хватает. Активно формируются соглашения о совместной деятельности инженерных вузов с ведущими российскими компаниями, действуют научно-образовательные кластеры. Именно сотрудничество вузов и предприятий является магистральным путем развития инженерного образования, для которого недостаточно университетских аудиторий и библиотек. Следовательно, необходимо дальнейшее развитие базовых кафедр, когда часть образовательной программы реализуется непосредственно на предприятиях. Нормативная база для этого уже создана.

– Но деятельность инженеров, – особо выделил министр, – не может быть эффективной без квалифицированных техников, поэтому в центре внимания находится и подготовка специалистов со средним профессиональным образованием.

Инжиниринг и рогатки

Анатолий АЛЕКСАНДРОВ, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана:

– Теперь законодательство разрешает вузам создавать малые предприятия. Зеленый свет включен, а рельсы не проложены, поскольку малое предприятие, как предполагалось сначала, должно получить льготы по предоставлению площади, разрешение работать на уникальном оборудовании и прочее. Но этого нет, и вузы работают с МП посредством конкурса, как с обычными предприятиями, которые хотят арендовать помещение, причем конкурс может выиграть абстрактное ООО «Ромашка», пекущее пирожки. Всё вроде в законодательстве хорошо, но на одну крутку не докручено.

Валентина Матвиенко отметила, что сделаны первые важные шаги по формированию государственной политики в области инжиниринга. Разработана подпрограмма развития инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна в рамках госпрограммы развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности, утвержден план мероприятий, предполагающий основать инжиниринговые центры на базе технологических вузов. Конкурс по их созданию уже проведен Минобрнауки и Минпромторгом РФ, выделено около 500 млн. рублей на реализацию 11 пилотных проектов. Планируется под эгидой Минэкономразвития РФ стимулировать организацию таких центров и в регионах для поддержки компаний малого и среднего бизнеса. Конечно же, для формирования современной инжиниринговой сети и ликвидации технологического отставания стране необходимы и новые законодательные акты. Законопроект о промышленной политике, разработанный Минпромторгом, уже вынесен на обсуждение экспертного сообщества.

В январе этого года в Совете Федерации создана временная комиссия по вопросам развития законодательства об инженерной и инжиниринговой деятельности. Работа над будущими законами предполагает тесное взаимодействие органов государственной власти и профессионального экспертного сообщества.

Участники круглого стола сочли важным законодательно защитить рынок интеллектуальных инжиниринговых услуг и включить в Гражданский кодекс понятие авторского права в этой сфере, поработать над вопросами о предоставлении инжиниринговым компаниям налоговых льгот, определить размер государственной поддержки в виде субсидий центрам и заказчикам их услуг, привести в соответствие с международными правилами национальные нормативы и стандарты, применяемые в инжиниринге.

– МГТУ им. Н.Э. Баумана пошел по пути создания таких центров, куда почтут за честь приехать на работу иностранные ученые, – отметил ректор прославленного вуза Анатолий Александров. – Центр плазменных технологий возглавил директор Института внеземной физики общества Макса Планка Грегор Морфилл – крупнейший в мире специалист в области плазмы. Центром фотоники и инфракрасной техники также руководят видные специалисты. Принцип, реализуемый Бауманкой, прост: инженер не обычный разработчик, а управленец интеллектуальными системами. Говоря о разработках и их внедрении, следует видеть инжиниринг не просто конкретного изделия, а инжиниринг системного решения.

– Инженерное дело – это тоже бизнес, инженер должен считать себя равным бизнесмену или финансисту, в том числе, может быть, по уровню оплаты труда, – продолжил мысль ректора генеральный директор ОАО «Е4» Андрей Малышев. – Но прежде чем говорить о глобальном повышении конкурентоспособности, хотелось бы пояснить, с чем мы сталкиваемся и почему видим законодательную площадку как точку опоры для дальнейшего продвижения инжиниринговой деятельности. Это все-таки не до конца сформировавшийся бизнес, и здесь есть ряд серьезных, в том числе законодательных вопросов.

– Во-первых, – продолжил А. Малышев, – сегодня в кодах видов деятельности по ОКВЭД инжиниринговой деятельности нет. Есть строительная, проектная, но комплексная деятельность, которая должна внутри себя иметь самое главное для заказчика – инструментарий управления стоимостью сооружения любого объекта, отсутствует.

Во-вторых, зарубежная конкуренция на российском рынке была бы нормальным явлением, если бы стороны находились в равных условиях. Все конкуренты, в первую очередь китайские, получая займы под два процента, а в приграничных с Россией регионах КНР – беспроцентные ссуды, выходят с серьезным кредитным плечом и изначально обрекают нас на неуспех.

Кроме того, заказчики, страхуясь от недобросовестных поставщиков услуг инжиниринга, требуют обеспечения гарантий, а гарантия – это тоже финансовая нагрузка. Вопрос страхования рисков сегодня вообще отсутствует. Почему нужны страховые компании? Они получили бы предварительный аудит предприятий-исполнителей, соответственно, в конкурсах нельзя было бы играть просто на понижение стоимости и таким образом выигрывать, поскольку налицо был бы уровень квалификации, подтвержденный страховыми компаниями.

Наконец, требования по закупкам не позволяют сегодня вести работу с учетом обоюдных интересов. Сегодня заказчик вынужден, исходя из действующей нормативной базы, разбивать заказ на определенные лоты по видам работ, не получая комплексного продукта, а инжиниринговая компания не может поделиться экономией от управления проектом.

Реверсивное движение

Важнейшим механизмом подготовки инженерных кадров становится целевое обучение, нормативную базу которого закладывает ФЗ-273.

– В настоящее время в государственную программу развития образования внесены поправки, направленные на реализацию специальной подпрограммы «Подготовка квалифицированных кадров для оборонно-промышленного комплекса», – проинформировал участников круглого стола министр образования и науки Дмитрий Ливанов. – Инженерные вузы получат дополнительную поддержку по целевому обучению – не менее 15 тыс. студентов для работы в конструкторских бюро и технологических центрах. Абитуриенты будут поступать на специально предназначенные для этого бюджетные места. Став студентами, они получат от предприятий меры социальной поддержки, но после окончания учебы обязаны отработать на предприятии от трех до пяти лет.

Больше внимания стало уделяться и дополнительному техническому образованию школьников. На базе ведущих университетов действуют 6 центров и 12 дистанционных школ для работы с одаренными детьми преимущественно по естественнонаучным и техническим направлениям. В 2013 году федеральный центр технического творчества был присоединен к Московскому государственному технологическому университету «СТАНКИН», что позволило улучшить координацию работы 730 учреждений дополнительного образования. Всё это дало результаты: доля школьников, выбирающих ЕГЭ по физике, выросла с 22 процентов в 2010 году до 28 процентов в 2013 году.

К опыту прошлого обратился и член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Эдуард Россель:

– Насколько чтились инженеры в России? Когда Николай II принимал построенный железнодорожный вокзал и он ему не понравился, император подозвал инженера и предупредил: «Если еще раз такой вокзал построишь, переведу тебя в архитекторы». Или другой пример: Никита Демидов не только основал цифирную школу, после чего на Урале началось обучение подростков премудростям металлургии, геодезии, маркшейдерии, но и учредил Демидовскую премию. Академия наук оценивала поданные инженерами идеи и разработки, достойные работы поощрялись денежной наградой. Эту премию я поддерживаю и финансирую двадцать пять лет. Но для повышения престижа её стоило бы вручать на уровне президента страны.

Законодательное направление

Председатель Временной комиссии Совета Федерации по вопросам развития законодательства РФ об инженерной и инжиниринговой деятельности Игорь Зуга подчеркнул необходимость законодательного определения прав, обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, научных, проектных, образовательных организаций, промышленных предприятий для расширения возможностей разработки новых технологий, проектирования, создания и эксплуатации материальных объектов.

– В отсутствие базового федерального закона, регулирующего отношения в сфере инженерной деятельности, и идентификации инжиниринга как вида экономической деятельности нам необходима интеграция зарубежного опыта правового регулирования этой сферы, – отметил И. Зуга. – Следует закрепить такие важные определения, как «инженер», «инженерное дело», «инжиниринг», «инжиниринговая деятельность» в российском законодательстве.

Сенатор считает, для того чтобы стать полноценным участником международного рынка и осуществлять экспорт технологий через инжиниринг, необходимо законодательно защитить свой рынок и обеспечить отечественным производителям приоритетные условия для конкурирования по отношению к иностранным компаниям.

Игорь Зуга предложил рассмотреть целесообразность создания уполномоченного органа, который будет присваивать звание «профессиональный инженер», проводить аттестацию инженеров, совместно с образовательными организациями разрабатывать программы послевузовского обучения, контролировать этическую сторону ведения инженерного бизнеса.

Вместо заключения

Во время поездки в Бурятию министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на уроке физкультуры в национальном лицее-интернате двадцать раз подтянулся на турнике. Так же успешно, думается, подтянется и инженерное образование страны.

Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ:

– В 537 высших учебных заведениях учится около 1,7 млн. будущих инженеров. При этом в бюджетном приеме прошлого года студентов, зачисленных на инженерно-технические направления и специальности, было уже около 50 процентов. Таким образом, каждый год в структуре контрольных цифр приема на бюджетные места появляется все больше студентов именно на технические специальности. Из перечисленного видно, что подготовка инженеров является приоритетом.

Ставка в этой работе осуществляется на ведущие университеты. Только в рамках реализации программы развития национальных исследовательских университетов технические вузы получают около 50 млрд. рублей. Для них предусмотрены повышенное нормативное финансирование и приоритет при распределении контрольных цифр приема, прежде всего, для обучения в магистратуре и аспирантуре с учетом потребностей ключевых отраслей промышленности. В ближайшее время планируется обновить программы развития ведущих университетов в связи с принятием нового закона об образовании, давшего больше возможностей, в том числе и по взаимодействию вузов с работодателями.

В ведущие вузы, где готовят инженеров, мечтают попасть наиболее талантливые абитуриенты. Например, в МФТИ самый высокий проходной балл среди всех вузов страны – 94. Но есть и очень слабые высшие учебные заведения, где материальная база и кадровый потенциал пока не позволяют организовать эффективное обучение. Для поддержки таких вузов второй год реализуется программа «Кадры для регионов».

Виктор КРЕСС, заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике:

– Всего за какие-то два десятка лет произошел массовый переход большинства отраслей экономики и социальной сферы на импортную технику и технологии. Наложи вето на продажу некоторых изделий в нашу страну – что мы тогда будем делать? Выход очевиден: всё больше рассчитывать на собственные силы.

Первоочередным условием успешного проведения очередной волны индустриализации страны является повышение качества инженерного образования.

Как известно, кадры растут на успехе, а его в этой сфере почти не было. Престиж и зарплата инженеров, за исключением энергетики, атомной и нефтегазовой отраслей, низки. Да и само понятие «инженер» оказалось размытым. После подписания Россией Болонской декларации и переходом на уровневую подготовку специалистов не последовало действий, направленных на регламентирование деятельности бакалавров и магистров, выпускаемых из технических вузов. Производственники оказались не готовыми использовать их. Более того, бакалавров стали называть недоученными инженерами. Это привело к еще большему снижению престижа инженерной профессии.

Для того чтобы России сделать рывок, стать конкурентоспособной в мире, необходимо готовить инженеров завтрашнего дня и шире привлекать к учебному процессу ученых, производственников, западных специалистов.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Как вырастить специалиста, востребованного работодателем?
Инженерное образование: механизм подготовки требует ремонта
Чего не хватает молодым специалистам?
Инженер – автор модернизации страны
Шанс для развития кораблестроительного образования
Развитие инженерного образования и его роль в модернизации
«Транснефть» и УГТУ: новый уровень сотрудничества
Современное инженерное образование: проблемы модернизации
Кадры для предприятий оборонно-промышленного комплекса
Кадры должны расти на успехе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ