Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Институту развития образования Ярославской области – 75 лет

В Ярославской области уже семьдесят пять лет действует учреждение системы ДПО, которое в разные периоды своей деятельности выполняло многие задачи, связанные как с развитием педагогических кадров региона, так и сопровождением совершенствования региональной системы образования в целом.

Просмотров: 147

Времен связующая нить

В каждом регионе России созданы организации дополнительного профобразования: институты повышения квалификации, развития образования и другие, – призванные обеспечивать соответствие квалификации и компетенций педагогических и руководящих работников региональной профильной системы современному уровню науки, образования и менеджмента.

В Ярославской области уже семьдесят пять лет действует учреждение системы ДПО, которое в разные периоды своей деятельности выполняло многие задачи, связанные как с развитием педагогических кадров региона, так и сопровождением совершенствования региональной системы образования в целом.

ЗОЛОТАРЕВА Ангелина

ЗОЛОТАРЕВА Ангелина Викторовна – ректор Института развития образования Ярославской области, доктор педагогических наук.

Окончила Ярославский технологический институт (ныне – ЯГТУ) по специальности «машиностроение». Работала заместителем директора Института педагогики и психологии по научной работе, руководителем научно-исследовательских лабораторий проблем дополнительного образования детей, заведующей кафедрой управления образованием ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. С 2014 года – ректор ИРО Ярославской области.

В сферу научных интересов входят педагогика дополнительного образования, интеграция общего и дополнительного образования, сопровождение развития одаренного ребенка, менеджмент образования. Профессор.

Являлась руководителем и участником ряда федеральных проектов в сфере образования.

Заслуженный учитель РФ. Член Совета по присуждению премий губернатора Ярославской области в области образования. Индивидуальный член Европейской ассоциации учреждений свободного времени детей и молодежи (EAICY, штаб-квартира в Праге, Чехия).


ИСТОРИЯ института начала складываться в 40-е годы ХХ столетия, когда образовательная политика государства была направлена на всеобщее обучение граждан страны, и в связи с этим остро стоял вопрос о повышении квалификации учителей. На основании решения исполкома местного совета депутатов трудящихся в октябре 1940 года был образован Ярославский областной институт усовершенствования учителей (ИУУ), целью деятельности которого стало систематическое повышение профессиональной квалификации педагогов.

Первым директором была назначена Нина Ивановна Веденеева. Штатное расписание в то время включало всего 29 сотрудников. Институт продолжал работать и в трудные годы Великой Отечественной войны, играя огромную роль в оказании помощи по устройству и организации обучения более 120 тыс. эвакуированных детей, прибывших на ярославскую землю. В военные годы учреждение возглавлял Николай Васильевич Медведев, имевший за плечами большой опыт педагогической и административной деятельности.

В те годы система повышения квалификации педагогических кадров заметно отличалась. Особое внимание уделялось организаторам образования, методистам районных, городских методических служб, руководителям школ. Сотрудники института в основном вели консультационную работу в учреждениях образования города и области. Мето­дическая – совмещалась с инспекторскими функциями: методистов ИУУ хорошо знали не только в ярославских центральных школах, но и в отдаленных сельских. Много внимания уделялось областным мероприятиям: педаго-гическим чтениям, научно-практическим конференциям по самым различным направлениям образовательной практики.

В 1991 году институт усовершенствования учителей был преобразован в Ярославский областной институт повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования. В это же время произошли и наиболее радикальные изменения в его структуре: появились 7 научно-методических кафедр, центры, увеличилось количество профильных кабинетов.

В числе первых была создана кафедра педагогики, которую много лет бессменно возглавлял профессор Герман Константинович Селевко. Это подразделение первым взяло на себя функцию переподготовки кадров по второй педагогической специальности – социальный педагог­-психолог. В рамках международной программы «Наука, культура, образование» (СССР – США) по проекту «Пилотные школы» в институте открыли региональный центр новых информационных технологий (РЦ НИТ), который осуществлял организационное, научно-методическое и технологическое сопровождение 32 площадок региона (Архангельской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Тверской и Ярославской областей, Республики Коми). Центр сыграл ведущую роль в информатизации Ярославской области, внедрении информационных и коммуникационных технологий в деятельность института.

Впоследствии, в период с 1997 по 2011 годы, институт еще несколько раз изменял свое название, однако структурные преобразования не повлияли на предмет основной деятельности, функции и задачи.

СЕГОДНЯ Институт развития образования Ярославской области – государственное образовательное автономное учреждение – является федеральной инновационной площадкой по теме «Формирование образовательного комплекса региона как условие развития пространства образовательных возможностей».

В своей деятельности ИРО реализует следующие приоритетные направления:

  • центр дополнительного профессионального образования (ДПО), обеспечивающий формирование новых компетенций кадров всех типов образовательных учреждений, в том числе средствами повышения квалификации и переподготовки;
  • научно-методический центр, сопровождающий становление инновационной инфраструктуры региональной системы образования;
  • коммуникационно-­инновационная площадка развития образовательной сферы региона.
  • клиентоориентированная и конкурентоспособная организация, имеющая устойчивый авторитет у потребителей и заказчиков.

При ведущем участии ИРО в области осуществляется развитие системы непрерывного педагогического образования через совершенствование приоритетных направлений ДПО:

  • разработка подходов к развитию и оценке профессиональных компетенций работников региональной системы образования в соответствии с актуальными и перспективными федеральными и региональными требованиями;
  • разработка персонифицированной модели ДПО, реализация индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагога;
  • совершенствование механизма формирования заказа на ДПО;
  • разработка содержания ДПО, обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования;
  • применение технологий стажировки, дистанционного обучения, формирующего оценивания и мониторинга результатов ДПО;
  • развитие форм сетевого взаимодействия с вузами региона по организации ДПО.

В институте работают 2 доктора и 34 кандидата наук, 8 заслуженных учителей. Преподаватели реализуют более 200 программ ДПО, ежегодно на курсах переподготовки и повышения квалификации обучается около 15 тыс. слушателей. Основная тематика курсов ДПО направлена на решение задачи подготовки педагогов, способных работать по новым школьным стандартам и стандартам дошкольного образования. В их числе подготовка экспертов предметных комиссий ЕГЭ и ГИА, реализация требований ФГОС основного общего образования и дошкольного образования, подготовка обучающихся к итоговой аттестации по предметам, тьюторское сопровождение в образовательной и социальной сферах, обновление компетенций учителей и преподавателей учреждений СПО, менеджмент в образовании.

Развитие педагогического образования в Ярославской области предполагает реализацию и сопровождение региональных проектов, научно-методическое сопровождение инновационных практик в сфере образования, сопровождение региональных инновационных и стажировочных площадок, формирование и поддержку деятельности педагогических и профессиональных сообществ, создаваемых в региональной системе образования.

На базе ИРО созданы 7 региональных ресурсных центров (РРЦ):

  • реализации ФГОС дошкольного образования;
  • введения и реализации ФГОС общего образования (начального, основного);
  • формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • развития инклюзивного образования в общеобразовательных организациях;
  • профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
  • развития государственно-общественных механизмов управления в образовательных организациях;
  • сопровождения деятельности ресурсных центров и инновационных площадок на базе профессиональных образовательных организаций.

В настоящее время ИРО Ярославской области сопровождает деятельность:

  • более 800 образовательных организаций региона по введению и реализации новых ФГОС общего образования;
  • 33 инновационных проектов на базе 108 образовательных организаций области;
  • 5 региональных проектов, в том числе «Развитие кадрового потенциала региональной системы образования», «Образовательная организация – территория ГТО», «Реализация концепции развития сети служб медиации в Ярославской области», «Ярославская область – пространство неформального образования», «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования в Ярославской области»;
  • 35 методических объединений, профессиональных и сетевых сообществ педагогов и 4 ассоциаций (руководителей сельских школ; учителей литературы и русского языка; учителей истории, учителей английского языка, клуб молодых педагогов; региональное отделение Всероссийского объединения учителей физической культуры);
  • 70 муниципальных ресурсных центров;
  • регионального банка инноваций и лучших инновационных практик в образовательных организациях региона;
  • постоянно действующих лабораторий по актуальным проблемам развития образования (сельской школы, школ, работающих в сложных социальных контекстах, и другим);
  • системы тьюторского сопровождения развития кадрового потенциала региона в системе отношений ИРО – муниципальные методические службы.

Осуществляется сопровождение сетевых проектов с вузами и образовательными организациями региона по следующим темам: «Изучение и формирование социального заказа как условие увеличения охвата детей программами дополнительного образования» (ЯГПУ), «Формирование педагогических позиций школьников на этапе допрофессиональной подготовки» (ЯГПУ), «Развитие техносферы учреждения дополнительного образования детей, адекватной требованиям современной инновационной экономики, запросу рынка труда и социальному заказу на дополнительное образование детей» (ЯГПУ и МОУ «Детско­юношеский центр «ЛАД»), «Развитие образцов субъектно­ориентированного педагогического процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС» (ЯГПУ), «Бизнес­инкубатор как средство реализации инновационного потенциала школьников старшего звена» (ЯГПУ и НКО), «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (СОШ № 3 г. Рыбинска), «Развитие кадрового потенциала школьных служб медиации» (ЯГПУ и СОШ № 61 г. Ярославля).

В соответствии с традицией, сложившейся в Ярославской области, ИРО координирует и проводит конкурсы на статус региональных инновационных площадок (РИП) и региональных стажировочных площадок (РСП). Статус РИП в 2014 году получили 20 образовательных организаций, в 2015 году – 7, статус РСП – 4 образовательные организации. Также организуются профессиональные состязания: областные этапы всероссийских конкурсов «Учитель года России», «За нравственный подвиг учителя», «Воспитать человека», региональные конкурсы «Лучший воспитатель дошкольного учреждения», на лучшее образовательное учреждение.

ЯРОСЛАВСКАЯ область известна организацией форумов, конференций и других международных и всероссийских массовых мероприятий. Среди них международный форум «Евразийский образовательный диалог», всероссийский форум «Интеллектуальные лидеры России», международная ярмарка социально­педагогических инноваций, 1-й Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей, региональный семинар информационно­методического проекта «Педсовет76.рф», постоянно действующая региональная школа методистов, мероприятия двух областных целевых программ – «Семья и дети Ярославии» и «Модернизация профессионального образования в Ярославской области».

Также интерес коллег привлекают исследования и инновационные практики ярославцев в сфере дополнительного образования детей. В 2015 году Министерство образования и науки РФ поддержало идею создания на базе ИРО ресурсного центра по обеспечению развития дополнительного образования в РФ.

Автором статьи были проведены системные исследования развития дополнительного образования детей в Российской Федерации по следующим темам: «Дополнительное образование как фактор развития региональной системы образования», «Разработка модели специализации подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования детей в рамках бакалавриата по педагогическим специальностям в сфере высшего профессионального образования с учетом отечественного и зарубежного опыта», «Разработка вариативной организационно-правовой модели сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности, направленных на воспитание и социализацию обучающихся» и ряду других. По итогам исследований изданы книги, написаны статьи.

Одним из последних исследований, выполненных по заказу Минобрнауки РФ во взаимодействии с ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, является разработка и внедрение одного из первых в мировой и российской педагогической практике опыта теоретического осмысления и практического воплощения автор­ских идей подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в системах высшего и дополнительного профессионального образования. По итогам представлены вариативные модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей. В том числе модель подготовки бакалавра в рамках направления высшего образования «Педагогическое образование» по одному профилю (дополнительное образование) и по двум профилям подготовки (дополнительное образование и предметное образование – технологическое, физкультурное, эколого-биологические и др.), модель подготовки магистра для сферы дополнительного образования детей в рамках направления «Педагогическое образование», а также вариативные модели переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей в системах образования, культуры и спорта (специалистов с педагогическим и непедагогическим образованием). Инновационная разработка успешно внедрена в практику деятельности ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и ИРО Ярославской области. В ЯГПУ обучается более 140 студентов по программам бакалавриата и магистратуры. Начиная с 2013 года, успешно защитили магистерские диссертации более 30 человек. Кроме того, на курсах повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей в области обучено более тысячи слушателей из 45 регионов РФ.

По результатам проведенных исследований ИРО ведет издательскую деятельность, ежегодно выпуская в свет около 70 научно-методических изданий – методических и учебных пособий, монографий, региональный научно-методический журнал «Образовательная панорама».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Можно ли чиновнику учиться в негосударственном вузе?
Вектор отраслевого развития
Институт развития образования Кировской области: на благо региона
Конкурсный проект «Образовательный марафон» популяризирует лучшие практики ДПО России
Тульское образовательное пространство
Проводник инноваций в региональном образовательном пространстве
Аккредитация в образовании: Вместе 10 лет
Реализация персонифицированной модели профессионального развития кадров
От образования и науки к практике
Послевузовское профессиональное образование

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ