Институту развития образования Ярославской области – 75 летВ Ярославской области уже семьдесят пять лет действует учреждение системы ДПО, которое в разные периоды своей деятельности выполняло многие задачи, связанные как с развитием педагогических кадров региона, так и сопровождением совершенствования региональной системы образования в целом. Просмотров: 147
Времен связующая нитьВ каждом регионе России созданы организации дополнительного профобразования: институты повышения квалификации, развития образования и другие, – призванные обеспечивать соответствие квалификации и компетенций педагогических и руководящих работников региональной профильной системы современному уровню науки, образования и менеджмента. В Ярославской области уже семьдесят пять лет действует учреждение системы ДПО, которое в разные периоды своей деятельности выполняло многие задачи, связанные как с развитием педагогических кадров региона, так и сопровождением совершенствования региональной системы образования в целом.
ИСТОРИЯ института начала складываться в 40-е годы ХХ столетия, когда образовательная политика государства была направлена на всеобщее обучение граждан страны, и в связи с этим остро стоял вопрос о повышении квалификации учителей. На основании решения исполкома местного совета депутатов трудящихся в октябре 1940 года был образован Ярославский областной институт усовершенствования учителей (ИУУ), целью деятельности которого стало систематическое повышение профессиональной квалификации педагогов. Первым директором была назначена Нина Ивановна Веденеева. Штатное расписание в то время включало всего 29 сотрудников. Институт продолжал работать и в трудные годы Великой Отечественной войны, играя огромную роль в оказании помощи по устройству и организации обучения более 120 тыс. эвакуированных детей, прибывших на ярославскую землю. В военные годы учреждение возглавлял Николай Васильевич Медведев, имевший за плечами большой опыт педагогической и административной деятельности. В те годы система повышения квалификации педагогических кадров заметно отличалась. Особое внимание уделялось организаторам образования, методистам районных, городских методических служб, руководителям школ. Сотрудники института в основном вели консультационную работу в учреждениях образования города и области. Методическая – совмещалась с инспекторскими функциями: методистов ИУУ хорошо знали не только в ярославских центральных школах, но и в отдаленных сельских. Много внимания уделялось областным мероприятиям: педаго-гическим чтениям, научно-практическим конференциям по самым различным направлениям образовательной практики. В 1991 году институт усовершенствования учителей был преобразован в Ярославский областной институт повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования. В это же время произошли и наиболее радикальные изменения в его структуре: появились 7 научно-методических кафедр, центры, увеличилось количество профильных кабинетов. В числе первых была создана кафедра педагогики, которую много лет бессменно возглавлял профессор Герман Константинович Селевко. Это подразделение первым взяло на себя функцию переподготовки кадров по второй педагогической специальности – социальный педагог-психолог. В рамках международной программы «Наука, культура, образование» (СССР – США) по проекту «Пилотные школы» в институте открыли региональный центр новых информационных технологий (РЦ НИТ), который осуществлял организационное, научно-методическое и технологическое сопровождение 32 площадок региона (Архангельской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Тверской и Ярославской областей, Республики Коми). Центр сыграл ведущую роль в информатизации Ярославской области, внедрении информационных и коммуникационных технологий в деятельность института. Впоследствии, в период с 1997 по 2011 годы, институт еще несколько раз изменял свое название, однако структурные преобразования не повлияли на предмет основной деятельности, функции и задачи. СЕГОДНЯ Институт развития образования Ярославской области – государственное образовательное автономное учреждение – является федеральной инновационной площадкой по теме «Формирование образовательного комплекса региона как условие развития пространства образовательных возможностей». В своей деятельности ИРО реализует следующие приоритетные направления:
При ведущем участии ИРО в области осуществляется развитие системы непрерывного педагогического образования через совершенствование приоритетных направлений ДПО:
В институте работают 2 доктора и 34 кандидата наук, 8 заслуженных учителей. Преподаватели реализуют более 200 программ ДПО, ежегодно на курсах переподготовки и повышения квалификации обучается около 15 тыс. слушателей. Основная тематика курсов ДПО направлена на решение задачи подготовки педагогов, способных работать по новым школьным стандартам и стандартам дошкольного образования. В их числе подготовка экспертов предметных комиссий ЕГЭ и ГИА, реализация требований ФГОС основного общего образования и дошкольного образования, подготовка обучающихся к итоговой аттестации по предметам, тьюторское сопровождение в образовательной и социальной сферах, обновление компетенций учителей и преподавателей учреждений СПО, менеджмент в образовании. Развитие педагогического образования в Ярославской области предполагает реализацию и сопровождение региональных проектов, научно-методическое сопровождение инновационных практик в сфере образования, сопровождение региональных инновационных и стажировочных площадок, формирование и поддержку деятельности педагогических и профессиональных сообществ, создаваемых в региональной системе образования. На базе ИРО созданы 7 региональных ресурсных центров (РРЦ):
В настоящее время ИРО Ярославской области сопровождает деятельность:
Осуществляется сопровождение сетевых проектов с вузами и образовательными организациями региона по следующим темам: «Изучение и формирование социального заказа как условие увеличения охвата детей программами дополнительного образования» (ЯГПУ), «Формирование педагогических позиций школьников на этапе допрофессиональной подготовки» (ЯГПУ), «Развитие техносферы учреждения дополнительного образования детей, адекватной требованиям современной инновационной экономики, запросу рынка труда и социальному заказу на дополнительное образование детей» (ЯГПУ и МОУ «Детскоюношеский центр «ЛАД»), «Развитие образцов субъектноориентированного педагогического процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС» (ЯГПУ), «Бизнесинкубатор как средство реализации инновационного потенциала школьников старшего звена» (ЯГПУ и НКО), «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (СОШ № 3 г. Рыбинска), «Развитие кадрового потенциала школьных служб медиации» (ЯГПУ и СОШ № 61 г. Ярославля). В соответствии с традицией, сложившейся в Ярославской области, ИРО координирует и проводит конкурсы на статус региональных инновационных площадок (РИП) и региональных стажировочных площадок (РСП). Статус РИП в 2014 году получили 20 образовательных организаций, в 2015 году – 7, статус РСП – 4 образовательные организации. Также организуются профессиональные состязания: областные этапы всероссийских конкурсов «Учитель года России», «За нравственный подвиг учителя», «Воспитать человека», региональные конкурсы «Лучший воспитатель дошкольного учреждения», на лучшее образовательное учреждение. ЯРОСЛАВСКАЯ область известна организацией форумов, конференций и других международных и всероссийских массовых мероприятий. Среди них международный форум «Евразийский образовательный диалог», всероссийский форум «Интеллектуальные лидеры России», международная ярмарка социальнопедагогических инноваций, 1-й Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей, региональный семинар информационнометодического проекта «Педсовет76.рф», постоянно действующая региональная школа методистов, мероприятия двух областных целевых программ – «Семья и дети Ярославии» и «Модернизация профессионального образования в Ярославской области». Также интерес коллег привлекают исследования и инновационные практики ярославцев в сфере дополнительного образования детей. В 2015 году Министерство образования и науки РФ поддержало идею создания на базе ИРО ресурсного центра по обеспечению развития дополнительного образования в РФ. Автором статьи были проведены системные исследования развития дополнительного образования детей в Российской Федерации по следующим темам: «Дополнительное образование как фактор развития региональной системы образования», «Разработка модели специализации подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования детей в рамках бакалавриата по педагогическим специальностям в сфере высшего профессионального образования с учетом отечественного и зарубежного опыта», «Разработка вариативной организационно-правовой модели сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности, направленных на воспитание и социализацию обучающихся» и ряду других. По итогам исследований изданы книги, написаны статьи. Одним из последних исследований, выполненных по заказу Минобрнауки РФ во взаимодействии с ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, является разработка и внедрение одного из первых в мировой и российской педагогической практике опыта теоретического осмысления и практического воплощения авторских идей подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в системах высшего и дополнительного профессионального образования. По итогам представлены вариативные модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей. В том числе модель подготовки бакалавра в рамках направления высшего образования «Педагогическое образование» по одному профилю (дополнительное образование) и по двум профилям подготовки (дополнительное образование и предметное образование – технологическое, физкультурное, эколого-биологические и др.), модель подготовки магистра для сферы дополнительного образования детей в рамках направления «Педагогическое образование», а также вариативные модели переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей в системах образования, культуры и спорта (специалистов с педагогическим и непедагогическим образованием). Инновационная разработка успешно внедрена в практику деятельности ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и ИРО Ярославской области. В ЯГПУ обучается более 140 студентов по программам бакалавриата и магистратуры. Начиная с 2013 года, успешно защитили магистерские диссертации более 30 человек. Кроме того, на курсах повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей в области обучено более тысячи слушателей из 45 регионов РФ. По результатам проведенных исследований ИРО ведет издательскую деятельность, ежегодно выпуская в свет около 70 научно-методических изданий – методических и учебных пособий, монографий, региональный научно-методический журнал «Образовательная панорама». Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|