Конкурсный проект «Образовательный марафон» популяризирует лучшие практики ДПО РоссииЖурнал «Аккредитация в образовании» выступил информационным партнером XVI Пастуховских чтений – Всероссийской научно-методической конференции «Профессиональное образование для развития современной экономики», состоявшейся 30 мая – 5 июня 2018 года в Ярославле. На пленарном заседании конференции руководитель отдела журналистики «АО» Екатерина Синдеева представила редакционный доклад, а также состоялось награждение победителей третьего этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон». Просмотров: 301
Материал опубликован в журнале №104 от 25.06.2018. Журнал «Аккредитация в образовании» выступил информационным партнером XVI Пастуховских чтений – Всероссийской научно-методической конференции «Профессиональное образование для развития современной экономики», состоявшейся 30 мая – 5 июня в Ярославле. На пленарном заседании конференции руководитель отдела журналистики «АО» Екатерина СИНДЕЕВА представила редакционный доклад, а также состоялось награждение победителей третьего этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон». Основа успешных коммуникаций За тринадцать лет деятельности журнал «Аккредитация в образовании» вышел за рамки формата СМИ, став инициатором десятков издательских и конкурсных проектов в сфере образования. Среди них и «Образовательный марафон» – Всероссийский конкурсный проект в сфере ДПО, который реализуется уже три года. Почему коллектив «АО» этим занимается? Потому что считает конкурсные проекты эффективным инструментом популяризации лучших практик.
Все ресурсы издательства направлены на обеспечение открытости и доступности информации о качестве образовательной деятельности. Как это делать максимально эффективно? При каких условиях информационная открытость переходит в информационную активность и обратно? Сегодня хотелось бы поделиться редакционной точкой зрения на эту тему. Прежде всего, в основе любой эффективной деятельности лежат правильно выстроенные отношения между её субъектами (см. рис. 1).
Думается, информационная активность всегда растет там и тогда, где и когда имеются следующие условия. Во-первых, надо знать, с кем говорить: должен быть определенный партнер для диалога (оптимально, если это союзник). Во-вторых, понимать, о чем говорить: речь о предмете для общения. В-третьих, видеть, чего хотим в результате диалога добиться, то есть четко сформулировать цель. И, в-четвертых, все участники диалога должны быть в нем заинтересованы, ведь каждый планирует в итоге получить свои дивиденды. Наличие этих условий – основа успешных коммуникаций, которые, собственно, и являются инструментом информационной активности. Влиятельное экспертное лобби Информационная активность в сфере ДПО в ближайшее время будет возрастать. Почему мы так думаем? За последнее время в довольно стремительном темпе в свет вышли несколько экспертных докладов, посвященных возможным и желаемым стратегиям развития Российской Федерации:
Каждый вызвал немалый общественный резонанс и широко цитировался в средствах массовой информации. Чем эта аналитика интересна в контексте темы ДПО? Несмотря на различные подходы и варианты ответов на главные вопросы – «Как нам обустроить будущее России?» и «Какие для этого необходимо запустить изменения?» – все авторские коллективы сошлись в том, что без обустройства современной системы непрерывного образования выход страны на инновационную траекторию развития невозможен. Причем столь консолидированное экспертное признание критически важной роли этого сектора образования для будущего страны – безусловно, новый тренд в сегодняшней информационной повестке дня. Тренд, который может сдвинуть акценты этой повестки в позитивную сторону. В чем же позитивность? На наш взгляд, у профессионального сообщества появляется серьезный институциональный союзник – влиятельное экспертное лобби, которое может активно способствовать развитию современной российской системы непрерывного образования. Это тот самый новый партнер, с которым сегодня необходимо говорить, налаживать активные коммуникации. Государственная стратегия развития Следующий вопрос: «О чем говорить?». Думается, главная тема – формирование комплексной государственной стратегии в сфере непрерывного образования. В отличие от дополнительного образования детей в отечественном ДПО пока отсутствует общепринятая стратегия развития. О явной недостаточности, неопределенности государственной политики в этом секторе образования не раз говорили участники проекта «Образовательный марафон» на редакционных круглых столах. Об этом сегодня заявляет и экспертное сообщество. Так, в докладе Аналитического центра при Правительстве РФ, опубликованном накануне 2018 года, констатируется: «Анализ итогов реформирования системы дополнительного профессионального образования свидетельствует о том, что предпринимаемые шаги отличаются разнонаправленностью, связанной с отсутствием стратегии развития системы непрерывного образования» [1]. Более того, по данным этого центра, «сегодня из 44 государственных программ Российской Федерации только половина содержит показатели, связанные с развитием системы дополнительного образования». [2] Очевидно, что такая ситуация идет вразрез не только с интересами конкретных образовательных организаций и в целом российской системы ДПО, но и со стратегической целью достижения «экономического прорыва», поставленной в новом майском указе Президента РФ. [3] Думается, «овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими» – самая большая ниша для ДПО в ближайшей перспективе (см. врезку на стр. 35). Информационная активность профессионального сообщества способна снизить риски и угрозы разнонаправленной несистемной политики. В этом заинтересованы все участники диалога, в том числе и само государство. Добавим и еще один очень важный момент. Для активизации коммуникаций со всеми партнерами и участниками нужны и интеллектуальные ресурсы, и системные организационные усилия, и добрая репутация. Уверены, Союз ДПО [4] – тот институт, который обладает такими качествами для формирования актуального современного коммуникационного поля в этом масштабном, сложном и столь важном для будущего страны секторе образования. Стремительнорастущие аудитории На что следует обратить особое внимание в контексте актуальных трендов. Прежде всего на две сравнительно новые и явно стремительно растущие аудитории: это представители так называемого «третьего возраста» и «поколения центениалов» – старые и малые. Очевидно, что в случае изменений в пенсионном законодательстве (а они, безусловно, будут) перед системой ДПО встанут новые серьезные вызовы и задачи по вовлечению этой возрастной категории работников в процессы переобучения. Еще более актуальным станет и вопрос овладения представителями «третьего возраста» новыми компетенциями, особенно в области современных цифровых технологий. Многие образовательные организации уже двигаются в этом направлении. Открываются «университеты третьего возраста», разнообразные курсы для пенсионеров, носящие прикладной характер. «Поколение центениалов», родившееся после 2000 года, тоже заслуживает особого внимания. Недавно Сбербанк России провел любопытное исследование [5] его представлений, жизненных ценностей и, соответственно, предпочтительных способов коммуницировать с ним. Каковы выводы? Поскольку это первое поколение, родившееся в эпоху интернета, то и завоевывать эту аудиторию надо там же, в ее стихии, где они проводят большую часть времени. Далее, они невосприимчивы к агрессивной навязчивой прямолинейной рекламе – при такой коммуникативной модели «развернутся и уйдут» (благо, в виртуальной реальности с ее громадным выбором сделать это легче легкого). Но, поскольку для них очень значима ценность «правильного жизненного выбора», представители этого поколения на самом деле очень нуждаются в коммуникативных форматах, которые помогли бы им этот выбор сделать (в том числе профессиональный). Отсюда большой потенциал активной профориентационной работы, бесед о «профессиях будущего» и прочем подобном. Наконец важно учесть, что у представителей этого поколения короткий горизонт планирования»: максимум – год, а дальше, как правило, не загадывают. Соответственно – большой потенциал востребованности у этой возрастной категории различных мастер-классов, коротких программ по освоению какой-то конкретной важной компетенции.
Формирование информационной поддержки Перейдем к итогам третьего этапа проекта «Образовательный марафон». Часть читательской аудитории «АО» с ним знакома, и, пользуясь случаем, выражаем искреннюю благодарность всем нашим партнерам,особенно членам экспертной комиссии – людям высокого профессионализма и репутации (см. состав комиссии на стр. 36). Главная цель проекта – содействие образовательным организациям и структурным подразделениям, реализующим программы ДПО, в совершенствовании политики информационной открытости, являющейся неотъемлемой частью системы обеспечения и гарантии качества образования, а также содействие формированию информационной культуры.
Три года назад в профессиональном сообществе активно обсуждался проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года. Конечно, мы тоже с этим документом знакомились, и вот что нас как издателей тогда заинтересовало: «Результаты изучения активности поиска гражданами информации в течение последних двенадцати месяцев о получении дополнительного образования показали, что искала и нашла необходимую информацию только четверть от общего количества желающих пройти обучение. Таким образом, в рамках развития системы непрерывного образования взрослых необходимо особое место отвести вопросам формирования информационной поддержки формирования образовательных траекторий».
Были и другие основания для организации конкурсного проекта.
Во-первых, из-за угрозы дальнейшего роста недобросовестной конкуренции новоявленных скороспелых курсов и программ, предлагаемых никому не известными фирмами и организациями, все более актуальным становился вопрос о широком общественном информировании о добросовестных организациях и реализуемых ими программах ДПО. Точнее говоря, о тех, кто признан профессиональным и экспертным сообществом, имеет необходимую правовую, научно-методическую, кадровую, учебную базу для ведения качественного образовательного процесса. Во-вторых, вопрос информационной открытости уже со второй половины 2000-х годов был объявлен одним из приоритетов государственной политики в области образования. А с принятием в 2012 году нового закона об образовании этот приоритет получил и нормативное оформление – информационная открытость стала обязательным условием деятельности любой образовательной организации. Таким образом, сформировался нормативный и общественный запрос на информационную открытость в сфере ДПО. И решено было не только предоставить страницы журнала для популяризации лучших практик (это осуществлялось всегда), но и обобщить результаты проекта в новом справочнике «Банк лучших практик ДПО России». [6] При этом руководствовались главным принципом – создать благоприятные организационно-информационные условия для тех образовательных организаций, которые достигли определенных успехов в проектировании и реализации актуальных образовательных программ и готовы поделиться этим опытом. Ориентиры конкурсного проекта В процессе реализации проект «Образовательный марафон» получил весомую поддержку и в экспертном сообществе, и в органах власти. К слову, награждение по итогам первого этапа проекта состоялось на пленарном заседании XI Всероссийского форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования «Международные стандарты и современные подходы к оценке качества образования» (12, ноябрь, 2016), а по итогам второго этапа – на первом заседании Экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых при Комитете по образованию и науке Госдумы РФ VII созыва (6, июль, 2017). В качестве основных ориентиров конкурсного проекта были выбраны базовые принципы, зафиксированные в проекте Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года. 1. Принцип индивидуализации образовательных маршрутов, реализуемый через совокупность инструментов, обеспечивающих индивидуальный характер и разнообразие путей и способов получения образования взрослым населением. 2. Принцип отсутствия тупиковых маршрутов при получении образования на протяжении всей жизни, реализуемый через развитие механизмов признания ранее полученного образования (полученного, в том числе неформальным путем) при продолжении образования взрослым населением. 3. Принцип доступности непрерывного образования для различных категорий взрослого населения, реализуемый через развитие дистанционного обучения, диверсификацию провайдеров, оказывающих услуги в сфере непрерывного образования, развитие образовательных технологий, учитывающих особенности обучения взрослых, в том числе с особыми образовательными потребностями, развитие финансовых механизмов реализации образовательных потребностей взрослого населения. 4. Принцип согласованности государственной политики в сфере непрерывного образования взрослых с основными направлениями развития сфер экономики, промышленности, труда, социальной защиты, культуры и других сфер.[7]
По мысли организаторов проекта «Образовательный марафон», информационная открытость в сфере ДПО должна определяться с точки зрения соответствия именно этим принципам. Впоследствии очень важным ориентиром стали и отзывы участников проекта, с которыми постоянно поддерживается обратная связь (несколько отзывов приведены на стр. 38-39). Какого эффекта для развития своей организации ожидали они сами? Какие цели ставили, какими мотивами руководствовались? Для нас, организаторов проекта, ответы на эти вопросы очень важны, поскольку в них заключается расшифровка как самого понятия «информационная открытость», так и выявление ее значимости для развития образовательной организации.
От информационной открытости к активности Информационная открытость – это, прежде всего, процесс. Процесс формирования единого информационного пространства, обмена лучшим опытом, определения актуальных векторов развития образовательной организации, заявления о себе как полноправном участнике не только региональной, но и общенациональной образовательной среды. И как любой процесс он характеризуется степенью интенсивности.
Так «информационная открытость» становится «информационной активностью», соответственно, и проект «Образовательный марафон» – это, в первую очередь, не оценочный конкурсный инструмент, а скорее поддерживающий и стимулирующий рост информационной активности сферы ДПО.
В этом уже убедились десятки образовательных организаций страны, представившие в рамках проекта сотни программ ДПО. Ежегодно растет не только количество участников и программ, но и расширяется география проекта. Если взять только лидеров, то увидим, что задействованы 7 из 8 федеральных округов (нет пока только Северо-Кавказского). Особенно активен и успешен Центральный федеральный округ. Если смотреть направленности программ-победителей (для удобства они структурированы по областям науки), то явно лидирует «Инженерное дело, технологии и технические науки» (см. диаг. 1).
При всем многообразии представленных в проекте программ есть позиции, единые для всех. Что объединяет лидеров (см. врезку на стр. 40)? Среди перспективных целей и задач участники-победители проекта назвали рост востребованности своих программ в регионе, увеличение количества программ ДПО, расширение направлений подготовки, а также спектра образовательных услуг и партнеров. В заключение отметим, что, выделяя и популяризируя лучшие практики в сфере ДПО, стимулируя остальных равняться на них, проект дает победителям явное конкурентное преимущество. Страна должна знать, кем гордиться и кому доверять. Команда «АО» этому способствует и открытак сотрудничеству по всем реализуемым издательством проектам.
[1]http://ac.gov.ru/files/publication/a/15844.pdf [2]http://ac.gov.ru/files/publication/a/15844.pdf [3]Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года, № 204. См. bit.ly/ao104PCH1 [5]См. презентацию «30 фактов о современной молодежи» на bit.ly/ao104PCH2 [7]Проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года (стр. 6-7). Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|