Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Конкурсный проект «Образовательный марафон» популяризирует лучшие практики ДПО России

Журнал «Аккредитация в образовании» выступил информационным партнером XVI Пастуховских чтений – Всероссийской научно-методической конференции «Профессиональное образование для развития современной экономики», состоявшейся 30 мая – 5 июня 2018 года в Ярославле. На пленарном заседании конференции руководитель отдела журналистики «АО» Екатерина Синдеева представила редакционный доклад, а также состоялось награждение победителей третьего этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон».

Просмотров: 75

Материал опубликован в журнале №104 от 25.06.2018.

Журнал «Аккредитация в образовании» выступил информационным партнером XVI Пастуховских чтений – Всероссийской научно-методической конференции «Профессиональное образование для развития современной экономики», состоявшейся 30 мая – 5 июня в Ярославле.

На пленарном заседании конференции руководитель отдела журналистики «АО» Екатерина СИНДЕЕВА представила редакционный доклад, а также состоялось награждение победителей третьего этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон».

Основа успешных коммуникаций

За тринадцать лет деятельности журнал «Аккредитация в образовании» вышел за рамки формата СМИ, став инициатором десятков издательских и конкурсных проектов в сфере образования. Среди них и «Образовательный марафон» – Всероссийский конкурсный проект в сфере ДПО, который реализуется уже три года. Почему коллектив «АО» этим занимается? Потому что считает конкурсные проекты эффективным инструментом популяризации лучших практик.

Из указа Президента РФ от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:

  •  обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
  •  внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций;
  •  модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
  •  формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими [8];
  •  формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений.

Все ресурсы издательства направлены на обеспечение открытости и доступности информации о качестве образовательной деятельности. Как это делать максимально эффективно? При каких условиях информационная открытость переходит в информационную активность и обратно? Сегодня хотелось бы поделиться редакционной точкой зрения на эту тему.

Прежде всего, в основе любой эффективной деятельности лежат правильно выстроенные отношения между её субъектами (см. рис. 1).

Думается, информационная активность всегда растет там и тогда, где и когда имеются следующие условия. Во-первых, надо знать, с кем говорить: должен быть определенный партнер для диалога (оптимально, если это союзник). Во-вторых, понимать, о чем говорить: речь о предмете для общения. В-третьих, видеть, чего хотим в результате диалога добиться, то есть четко сформулировать цель. И, в-четвертых, все участники диалога должны быть в нем заинтересованы, ведь каждый планирует в итоге получить свои дивиденды. Наличие этих условий – основа успешных коммуникаций, которые, собственно, и являются инструментом информационной активности.

Влиятельное экспертное лобби

Информационная активность в сфере ДПО в ближайшее время будет возрастать. Почему мы так думаем?

За последнее время в довольно стремительном темпе в свет вышли несколько экспертных докладов, посвященных возможным и желаемым стратегиям развития Российской Федерации:

  •  «Россия 2025: от кадров к талантам» (Boston Consulting Group, СбербанкРоссии, WorldSkills Russia, Global Education Futures);
  •  «Дополнительное профессиональное образование России – итоги реформ» (Аналитический центр при Правительстве РФ);
  •  «Двенадцать решений для нового образования» (НИУ ВШЭ и Центр стратегических разработок).

Каждый вызвал немалый общественный резонанс и широко цитировался в средствах массовой информации.

Чем эта аналитика интересна в контексте темы ДПО? Несмотря на различные подходы и варианты ответов на главные вопросы – «Как нам обустроить будущее России?» и «Какие для этого необходимо запустить изменения?» – все авторские коллективы сошлись в том, что без обустройства современной системы непрерывного образования выход страны на инновационную траекторию развития невозможен.

Причем столь консолидированное экспертное признание критически важной роли этого сектора образования для будущего страны – безусловно, новый тренд в сегодняшней информационной повестке дня. Тренд, который может сдвинуть акценты этой повестки в позитивную сторону.

В чем же позитивность? На наш взгляд, у профессионального сообщества появляется серьезный институциональный союзник – влиятельное экспертное лобби, которое может активно способствовать развитию современной российской системы непрерывного образования. Это тот самый новый партнер, с которым сегодня необходимо говорить, налаживать активные коммуникации.

Государственная стратегия развития

Следующий вопрос: «О чем говорить?». Думается, главная тема – формирование комплексной государственной стратегии в сфере непрерывного образования.

В отличие от дополнительного образования детей в отечественном ДПО пока отсутствует общепринятая стратегия развития. О явной недостаточности, неопределенности государственной политики в этом секторе образования не раз говорили участники проекта «Образовательный марафон» на редакционных круглых столах. Об этом сегодня заявляет и экспертное сообщество.

Так, в докладе Аналитического центра при Правительстве РФ, опубликованном накануне 2018 года, констатируется: «Анализ итогов реформирования системы дополнительного профессионального образования свидетельствует о том, что предпринимаемые шаги отличаются разнонаправленностью, связанной с отсутствием стратегии развития системы непрерывного образования» [1]. Более того, по данным этого центра, «сегодня из 44 государственных программ Российской Федерации только половина содержит показатели, связанные с развитием системы дополнительного образования».  [2]

Очевидно, что такая ситуация идет вразрез не только с интересами конкретных образовательных организаций и в целом российской системы ДПО, но и со стратегической целью достижения «экономического прорыва», поставленной в новом майском указе Президента РФ. [3]

Думается, «овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими» – самая большая ниша для ДПО в ближайшей перспективе (см. врезку на стр. 35).

Информационная активность профессионального сообщества способна снизить риски и угрозы разнонаправленной несистемной политики. В этом заинтересованы все участники диалога, в том числе и само государство.

Добавим и еще один очень важный момент. Для активизации коммуникаций со всеми партнерами и участниками нужны и интеллектуальные ресурсы, и системные организационные усилия, и добрая репутация. Уверены, Союз ДПО [4] – тот институт, который обладает такими качествами для формирования актуального современного коммуникационного поля в этом масштабном, сложном и столь важном для будущего страны секторе образования.

Стремительнорастущие аудитории

На что следует обратить особое внимание в контексте актуальных трендов. Прежде всего на две сравнительно новые и явно стремительно растущие аудитории: это представители так называемого «третьего возраста» и «поколения центениалов» – старые и малые.

Очевидно, что в случае изменений в пенсионном законодательстве (а они, безусловно, будут) перед системой ДПО встанут новые серьезные вызовы и задачи по вовлечению этой возрастной категории работников в процессы переобучения. Еще более актуальным станет и вопрос овладения представителями «третьего возраста» новыми компетенциями, особенно в области современных цифровых технологий. Многие образовательные организации уже двигаются в этом направлении. Открываются «университеты третьего возраста», разнообразные курсы для пенсионеров, носящие прикладной характер.

«Поколение центениалов», родившееся после 2000 года, тоже заслуживает особого внимания. Недавно Сбербанк России провел любопытное исследование [5] его представлений, жизненных ценностей и, соответственно, предпочтительных способов коммуницировать с ним. Каковы выводы?

Поскольку это первое поколение, родившееся в эпоху интернета, то и завоевывать эту аудиторию надо там же, в ее стихии, где они проводят большую часть времени.

Далее, они невосприимчивы к агрессивной навязчивой прямолинейной рекламе – при такой коммуникативной модели «развернутся и уйдут» (благо, в виртуальной реальности с ее громадным выбором сделать это легче легкого).

Но, поскольку для них очень значима ценность «правильного жизненного выбора», представители этого поколения на самом деле очень нуждаются в коммуникативных форматах, которые помогли бы им этот выбор сделать (в том числе профессиональный). Отсюда большой потенциал активной профориентационной работы, бесед о «профессиях будущего» и прочем подобном.

Наконец важно учесть, что у представителей этого поколения короткий горизонт планирования»: максимум – год, а дальше, как правило, не загадывают. Соответственно – большой потенциал востребованности у этой возрастной категории различных мастер-классов, коротких программ по освоению какой-то конкретной важной компетенции.

​Победители 3-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН»

 

  • Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (2 программы)
  •  Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (3 программы)
  •  Брянский государственный аграрный университет (6 программ)
  •  Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко Минздрава РФ (1 программа)
  •  Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова (5 программ)
  •  Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (5 программ)
  •  Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (1 программа)
  •  Кубанский государственный технологический университет (3 программы)
  •  Малая академия государственного управления при Башкирском государственном университете (1 программа)
  •  Международный институт менеджмента ЛИНК (5 программ)
  •  Самарский государственный технический университет (1 программа)
  •  Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (1 программа)
  •  Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А. (1 программа)
  •  Технологический университет (Московская область, 3 программы)
  •  Тюменский государственный медицинский университет Минздрава РФ (1 программа)
  •  Уфимский государственный авиационный технический университет (1 программа)
  •  Ухтинский государственный технический университет (3 программы)
  •  Центрально-черноземный Воронежский электронный технический институт (5 программ)
  •  Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта (1 программа)
  •  Якутская государственная сельскохозяйственная академия (1 программа)

Формирование информационной поддержки

Перейдем к итогам третьего этапа проекта «Образовательный марафон». Часть читательской аудитории «АО» с ним знакома, и, пользуясь случаем, выражаем искреннюю благодарность всем нашим партнерам,особенно членам экспертной комиссии – людям высокого профессионализма и репутации (см. состав комиссии на стр. 36).

Главная цель проекта – содействие образовательным организациям и структурным подразделениям, реализующим программы ДПО, в совершенствовании политики информационной открытости, являющейся неотъемлемой частью системы обеспечения и гарантии качества образования, а также содействие формированию информационной культуры.

Павел КОНДРАШОВ, руководитель аппарата Комитета Госдумы РФ по образованию и науке:

– Комитет поддерживает сегодня около десятка профессиональных конкурсов, начиная с конкурса «Учитель года России». Поэтому очень приятно, что в этой палитре занял свое место и конкурс для работников учреждений дополнительного профессионального образования. Сегодня эта тема очень актуальна. (06.07.2017)

​Три года назад в профессиональном сообществе активно обсуждался проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года. Конечно, мы тоже с этим документом знакомились, и вот что нас как издателей тогда заинтересовало: «Результаты изучения активности поиска гражданами информации в течение последних двенадцати месяцев о получении дополнительного образования показали, что искала и нашла необходимую информацию только четверть от общего количества желающих пройти обучение. Таким образом, в рамках развития системы непрерывного образования взрослых необходимо особое место отвести вопросам формирования информационной поддержки формирования образовательных траекторий».

Рустем УРАЗБАХТИН, директор центра дополнительного образования Уфимского государственного авиационного технического университета:

– Участие в проекте «Образовательный марафон» позволит центру дополнительного образования и УГАТУ еще раз заявить о себе как о полноправных участниках образовательной среды. Кроме того, общение с профессионалами в этой области всегда дает положительные результаты и помогает выстроить вектор развития.

​Были и другие основания для организации конкурсного проекта.

Елена ДАЦЕНКО, начальник управления дополнительного профессионального образования Тольяттинского государственного университета:

– Вуз должен решить задачу удержания талантливых молодых людей в городе и создать механизм генерации инновационных идей и подготовки команд для их реализации, в том числе и путём переподготовки уже имеющегося персонала. Мы считаем, что участие в «Образовательном марафоне» благоприятно скажется на развитии ТГУ и Тольятти, позволит сделать ещё один шаг на пути к общему благополучию

Во-первых, из-за угрозы дальнейшего роста недобросовестной конкуренции новоявленных скороспелых курсов и программ, предлагаемых никому не известными фирмами и организациями, все более актуальным становился вопрос о широком общественном информировании о добросовестных организациях и реализуемых ими программах ДПО. Точнее говоря, о тех, кто признан профессиональным и экспертным сообществом, имеет необходимую правовую, научно-методическую, кадровую, учебную базу для ведения качественного образовательного процесса.

Во-вторых, вопрос информационной открытости уже со второй половины 2000-х годов был объявлен одним из приоритетов государственной политики в области образования. А с принятием в 2012 году нового закона об образовании этот приоритет получил и нормативное оформление – информационная открытость стала обязательным условием деятельности любой образовательной организации.

Таким образом, сформировался нормативный и общественный запрос на информационную открытость в сфере ДПО. И решено было не только предоставить страницы журнала для популяризации лучших практик (это осуществлялось всегда), но и обобщить результаты проекта в новом справочнике «Банк лучших практик ДПО России». [6]

При этом руководствовались главным принципом – создать благоприятные организационно-информационные условия для тех образовательных организаций, которые достигли определенных успехов в проектировании и реализации актуальных образовательных программ и готовы поделиться этим опытом.

Ориентиры конкурсного проекта

В процессе реализации проект «Образовательный марафон» получил весомую поддержку и в экспертном сообществе, и в органах власти.

К слову, награждение по итогам первого этапа проекта состоялось на пленарном заседании XI Всероссийского форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования «Международные стандарты и современные подходы к оценке качества образования» (12, ноябрь, 2016), а по итогам второго этапа – на первом заседании Экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых при Комитете по образованию и науке Госдумы РФ VII созыва (6, июль, 2017).

В качестве основных ориентиров конкурсного проекта были выбраны базовые принципы, зафиксированные в проекте Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года.

1. Принцип индивидуализации образовательных маршрутов, реализуемый через совокупность инструментов, обеспечивающих индивидуальный характер и разнообразие путей и способов получения образования взрослым населением.

2. Принцип отсутствия тупиковых маршрутов при получении образования на протяжении всей жизни, реализуемый через развитие механизмов признания ранее полученного образования (полученного, в том числе неформальным путем) при продолжении образования взрослым населением.

3. Принцип доступности непрерывного образования для различных категорий взрослого населения, реализуемый через развитие дистанционного обучения, диверсификацию провайдеров, оказывающих услуги в сфере непрерывного образования, развитие образовательных технологий, учитывающих особенности обучения взрослых, в том числе с особыми образовательными потребностями, развитие финансовых механизмов реализации образовательных потребностей взрослого населения.

4. Принцип согласованности государственной политики в сфере непрерывного образования взрослых с основными направлениями развития сфер экономики, промышленности, труда, социальной защиты, культуры и других сфер.[7]

Журнал «АО» –информационный партнер конференции

В XVI Пастуховских чтениях приняли участие ведущие международные и российские эксперты. Это площадка для информационного обмена и развития международного сотрудничества в сфере образования в контекстах цифровизации экономики, использования моделей и механизмов качества непрерывного образования при модернизации системы СПО, дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, актуализации вопросов внедрения профессиональных стандартов в образовании.

Материалы конференции размещены на сайте организатора – Академии Пастухова: www.gapm.ru.

По мысли организаторов проекта «Образовательный марафон», информационная открытость в сфере ДПО должна определяться с точки зрения соответствия именно этим принципам.

Впоследствии очень важным ориентиром стали и отзывы участников проекта, с которыми постоянно поддерживается обратная связь (несколько отзывов приведены на стр. 38-39). Какого эффекта для развития своей организации ожидали они сами? Какие цели ставили, какими мотивами руководствовались? Для нас, организаторов проекта, ответы на эти вопросы очень важны, поскольку в них заключается расшифровка как самого понятия «информационная открытость», так и выявление ее значимости для развития образовательной организации.

 

Екатерина ПОП, начальник отдела качества и дополнительного образования Горно-Алтайского государственного университета:

– У нас современный вуз, деятельность которого направлена на динамичное наращивание научно-исследовательского потенциала, внедрение инноваций, разработку новых дополнительных профессиональных программ, поиск свежих идей. Для эффективной реализации этих процессов необходимо делиться передовым опытом, быть в курсе актуальной информации. Поскольку концепция «Образовательного марафона» максимально этому способствует, наше руководство приняло положительное решение относительно участия в этом проекте.

От информационной открытости к активности

Информационная открытость – это, прежде всего, процесс. Процесс формирования единого информационного пространства, обмена лучшим опытом, определения актуальных векторов развития образовательной организации, заявления о себе как полноправном участнике не только региональной, но и общенациональной образовательной среды. И как любой процесс он характеризуется степенью интенсивности.

Анна ЛУКЬЯНОВА, директор института дополнительного образования и повышения квалификации Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева:

– Участие в проекте «Образовательный марафон» позволит институту стать частью единого информационного пространства профессионального сообщества, ознакомиться с лучшими практиками сетевого взаимодействия образовательных организаций ДПО, расширить возможности для развития партнерских отношений с органами управления образованием и организациями различных сфер деятельности федерального и регионального уровней.

​Так «информационная открытость» становится «информационной активностью», соответственно, и проект «Образовательный марафон» – это, в первую очередь, не оценочный конкурсный инструмент, а скорее поддерживающий и стимулирующий рост информационной активности сферы ДПО.

Алексей ВИННИК, руководитель отделения образовательных и социальных проектов института непрерывного образования Тверского государственного университета:

– Участие в проекте «Образовательный марафон» – способ заявить о себе на площадке федерального уровня, а также проанализировать опыт в сфере ДПО других образовательных организаций.

​В этом уже убедились десятки образовательных организаций страны, представившие в рамках проекта сотни программ ДПО. Ежегодно растет не только количество участников и программ, но и расширяется география проекта. Если взять только лидеров, то увидим, что задействованы 7 из 8 федеральных округов (нет пока только Северо-Кавказского). Особенно активен и успешен Центральный федеральный округ.

Если смотреть направленности программ-победителей (для удобства они структурированы по областям науки), то явно лидирует «Инженерное дело, технологии и технические науки» (см. диаг. 1).

​Что объединяет лидеров?

  • Наличие программы стратегического развития организации (направления) ДПО.
  • Участие и лидерство вуза, в котором работает структура ДПО, в федеральных конкурсных пилотных проектах.
  • Рост востребованности реализуемых образовательных программ ДПО в регионе.
  • Проектирование новых образовательных продуктов с актуальными востребованными компетенциями.
  • Наличие (в том числе в вузе, в котором работает структура ДПО) научных школ, функционирование научно-исследовательской, лабораторной инфраструктуры, МИП, центров коллективного пользования, научно-образовательных центров (НОЦ) и прочего.
  • Наличие эффективных инструментов информационного взаимодействия с внешней средой.
  • Проактивная позиция в профессиональном сообществе (выдвижение предложений и инициатив, в том числе при формировании Национальной системы квалификаций).
  • Тесный контакт с работодателями, привлечениек разработке программ (в том числе предусматривающих индивидуальные образовательные траектории, учитывающих специфику конкретного предприятия).
  • Использование современных методов и технологий обучения.
  • Соответствие программы отраслевым и региональным требованиям рынка труда.
  • Использование при разработке программы ДПО ресурса основной образовательной программы ВО, реализуемой в вузе, в котором работает структура ДПО, и имеющей знаки признания (например, вхождение в реестр «Лучшие образовательные программы инновационной России», свидетельство о прохождении профессионально-общественной аккредитации, в том числе международной).
  • Активный мотивированный творческий педагогический коллектив.

При всем многообразии представленных в проекте программ есть позиции, единые для всех. Что объединяет лидеров (см. врезку на стр. 40)?

Среди перспективных целей и задач участники-победители проекта назвали рост востребованности своих программ в регионе, увеличение количества программ ДПО, расширение направлений подготовки, а также спектра образовательных услуг и партнеров.

В заключение отметим, что, выделяя и популяризируя лучшие практики в сфере ДПО, стимулируя остальных равняться на них, проект дает победителям явное конкурентное преимущество. Страна должна знать, кем гордиться и кому доверять. Команда «АО» этому способствует и открытак сотрудничеству по всем реализуемым издательством проектам.

 

[1]http://ac.gov.ru/files/publication/a/15844.pdf

[2]http://ac.gov.ru/files/publication/a/15844.pdf

[3]Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года, № 204. См. bit.ly/ao104PCH1

[4]www.dpo-edu.ru

[5]См. презентацию «30 фактов о современной молодежи» на bit.ly/ao104PCH2

[6]bit.ly/ao104PCH3

[7]Проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года (стр. 6-7).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: екатерина синдеева, наши проекты, ао-104, конференция, ярославская область, дополнительное профессиональное образование

Похожие материалы:
I Всероссийский конкурсный медиапроект «Образовательный марафон»
Лидеры ДПО награждены на «Пастуховских чтениях»
I Всероссийская конференция «Парадоксы информационной открытости»
Институту развития образования Ярославской области – 75 лет
Арктические перспективы Университета Аммосова
ВУЗПРОМЭКСПО – территория инноваций
Награды победителям «Образовательного марафона» вручены в Госдуме РФ
Артур Лященко о поддержке экспортной деятельности в России
Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#108«Серебряный Морин хуур» – созвучие педагогических талантов
#106Профессиональное становление студентов Института искусств и информационных технологий СПбГУП
#111Система ДПО в Губкинском университете: гармония традиций и инноваций
#100Богородицкий политехнический колледж ведет подготовку по востребованным профессиям и специальностям
#96Ейский полипрофильный колледж активно развивается
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний