Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Создание инновационных предприятий в агроколледже

Перед сельским хозяйством и учебными заведениями, ведущими подготовку специалистов для аграрно-промышленного комплекса, сегодня стоят весьма сложные задачи, поскольку в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию приходится брать в расчет конкуренцию с западными производителями. Способ решения проблемы один – необходимо стремиться к тому, чтобы стандарты качества продуктов питания и требования, предъявляемые к технологиям их производства.

Просмотров: 1257

Союз науки, образования и производства

В.Б. СМОЛЕНЦЕВ, директор Марийского аграрного колледжа и аграрно-технологического института МарГУ, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Процесс непрерывности

Перед сельским хозяйством и учебными заведениями, ведущими подготовку специалистов для аграрно-промышленного комплекса, сегодня стоят весьма сложные задачи, поскольку в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию приходится брать в расчет конкуренцию с западными производителями. Способ решения проблемы один – необходимо стремиться к тому, чтобы стандарты качества продуктов питания и требования, предъявляемые к технологиям их производства, соответствовали международному уровню и требованиям ВТО.

Следовательно, подготовка будущих специалистов должна вестись на качественно ином уровне, чтобы молодой человек, придя на производство, работал в соответствии с современными условиями.

Одним из секретов рабочего мастерства, который, несомненно, известен каждому педагогу, является многоступенчатая подготовка будущих специалистов. С давних времен повелось, что любой ремесленник – бондарь, шорник или гончар, – развивая свои умения и пополняя знания, непременно шел по профессиональной лесенке от подмастерья к мастеру. Только так можно стать настоящим специалистом. Поэтому выпускник среднего специального учебного заведения или вуза должен сначала освоить рабочую профессию, а уже потом продолжить путь к диплому.

Непрерывность образования в Марийском аграрном колледже и аграрно-технологическом институте Марийского государственного университета, являющихся единым образовательным кластером, обеспечивается разноуровневой системой подготовки кадров на основе реализации программ среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Так на практике была выстроена структура непрерывного образовательного процесса: от рабочих специальностей до специалистов с ВПО. Путь к диплому ветеринарного врача, например, молодой человек может начать с рабочей профессии птицевода или ветеринарного фельдшера. Для последующего повышения уровня образования выпускников колледж наладил хорошие партнерские отношения с Казанской ветеринарной и Чувашской сельскохозяйственной академиями, а потребность в подготовке тех или иных специалистов координируется комитетом ветеринарии и республиканским министерством сельского хозяйства и продовольствия.

Дальнейшее совершенствование специалиста в МарГУ происходит в системе послевузовской подготовки, включающей 19 аккредитованных специальностей аспирантуры. В состав совета по защите диссертаций входят не только ученые Марий Эл, но и доктора наук из Башкирии, Татарстана, Нижегородской области. Марийский аграрный колледж предоставляет и другую возможность овладения практическими навыками. Выпускники среднего специального учебного заведения и прежде славились хорошим знанием профессии. Это достигалось тем, что в процессе учебы всегда самое серьезное внимание уделялось производственной практике. Замечательная традиция сохранилась и сейчас: стажировке на рабочем месте под руководством опытного оператора, мастера или начальника участка в Марийском аграрном колледже отводится 10-15 процентов учебного времени. Этому способствует достаточная материальная база: колледж ведет обработку более 1,4 тыс. гектаров земли, имеет поголовье скота, сельскохозяйственную технику. Отличные результаты дает практика на базовых предприятиях.

Начиная с 1995 года, аграрно-технологический институт МарГУ по программе LOGO ежегодно направляет 3-10 студентов на сельскохозяйственную стажировку в Германию. Работа в хозяйствах, производящих экологически чистую продукцию, позволяет не только укрепить профессиональные знания или улучшить знание иностранного языка, но и изменить понимание современных тенденций развития сельского хозяйства.

Обучение специалистов на качественно новом уровне включает и систему переподготовки, причем под ней в перспективе следует понимать не просто эпизодическое переобучение работников. В настоящее время период обновления знаний насчитывает от трех до пяти лет, но процесс получения новых должен быть гибким. В ходе совершенствования техники и технологий производства необходимо систематическое повышение квалификации. Для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, в колледже введены различные программы обучения продолжительностью от 72 до 600 часов, что позволяет достичь вариативности.

Марийский аграрно-технологический институт, входящий в университетский образовательный кластер, практически полностью обеспечивает сельское хозяйство республики специалистами классических профессий: агрономами, ветеринарами, зоотехниками. Здесь готовят специалистов по технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженеров-механиков по производству сельскохозяйственной продукции и инженеров-механиков перерабатывающих производств.

Институт с 2012 года на коммерческой основе ведет подготовку товароведов продовольственных товаров с их экспертизой. В качестве дополнительных образовательных услуг студенты могут получить рабочие профессии тракториста-машиниста и водителя автомобиля категорий А, В, С, Д.

Совместная работа

Руководители сельскохозяйственных предприятий прекрасно осознают, что дальнейшее развитие производства в современных условиях невозможно без увеличения доли высококвалифицированных работников. При этом производство становится не просто потребителем услуг системы образования, а одной из сторон, ведущих подготовку специалистов.

Учебная и материально-техническая база образовательного кластера играет значительную роль в процессе получения практических знаний, но не её развитию следует отдать приоритет, поскольку сельскохозяйственное производство всё равно будет развиваться ещё более быстрыми темпами. Важнейшей стороной сотрудничества Марийского аграрного колледжа с будущими работодателями студентов является организация практики и закрепление наставников на рабочих местах. Такая форма взаимодействия с ведущими сельскохозяйс твенными предприятиями Марий Эл осуществляется давно.

Вторым этапом сотрудничества колледжа и производства стала целенаправленная подготовка кадров для конкретных предприятий. По каждому из них определена потребность в рабочих и специалистах, произведена совместная разработка программ обучения и переподготовки специалистов с учетом новых технологий. Сейчас в учебном заведении открываются 4 мультимедийных класса, инновационный формат которых позволит визуально изучить процесс производства и развернуть систему тестирования. На пороге – технологии симуляторной подготовки, позволяющие обучать будущих работников сельского хозяйства на тренажерах – так, как сейчас готовят летчиков или машинистов.

Для усиления практической составляющей и более точной ориентации на тенденции развития той или иной отрасли десятая часть учебной программы при практической подготовке читается специалистами-производственниками, большинство которых составляют выпускники Марийского государственного университета.

Любое важное решение, принимаемое в аграрно-технологическом институте, не обходится без участия руководителей или главных менеджеров предприятий-партнеров, входящих в состав ученого совета. Таким образом, финансирование образовательного процесса или организационно-структурные изменения происходят с учетом интересов производственников.

На выпускных экзаменах председателем государственной комиссии или одним из её членов непременно является директор или ведущий специалист предприятия. Такая форма работы позволяет руководителям производства оценить качество образовательного процесса и наметить, какому выпускнику можно предложить рабочее место.

Аграрный холдинг «Акашево» – стратегический партнер колледжа и института, представляющий собой современное высокотехнологичное предприятие с полным циклом производства от выращивания птицы до готового продукта, – учредил 60 ежемесячных стипендий. Это птицеводческое хозяйство и такие эффективно работающие предприятия, как Йошкар-Олинский и Звениговский мясокомбинаты, ОАО «Тепличное», комбикормовые заводы, осознанно реализуют систему поддержки будущих работников – своих по факту причастности. В результате практически все ведущие должности среднего звена здесь занимают выпускники образовательного комплекса МарГУ.

Малые инвестиционные

Концепция подготовки будущего специалиста ориентируется на существование трёх основных компонентов: науки, образования и производства. На базе производственных площадок формируются малые инновационные предприятия, суть которых – реализация научных идей и коммерческих проектов с участием ученых, специалистов, студентов и аспирантов на этапе подготовки курсовых, дипломных, аспирантских работ.

В колледже создается плодопитомник, где применяются такие новые технологии по размножению растений, как безвирусное размножение,
патентованные привои. Запланировано создание малого инновационного предприятия по пчеловодству. И здесь будут внедряться новые технологии по апитерапии, содержанию пчел и племенной работе. Планируется открытие конноспортивной школы, в основе работы которой намечается организация племенного спортивного коневодства.

Важным направлением станет реутилизация огромных объемов отходов производства животноводческих и птицеводческих предприятий с применением биоэнергетических комплексов или путем переработки в органические удобрения. В решении этой проблемы видна заинтересованность ряда ведущих предприятий. При институте ведет работу биостанция, создаются консультационный пункт и фитосанитарная клиника, и каждый садовод-любитель сможет получить консультацию по оценке здоровья растений, подобрать необходимые средства для борьбы с вредителями и болезнями.

В аграрном колледже действует ветеринарная клиника, оснащенная рентгеновским аппаратом и системой ультразвукового диагностирования, образовательный кластер стремится привлечь инвесторов, которых заинтересовало бы развитие сети ветеринарных аптек. Колледж решает вопрос о создании подвижного ветеринарного комплекса – ветеринарной скорой помощи. Выезд в сельскую местность ведущих специалистов и студентов позволит образовательную деятельность сочетать с практической.

В планах – проект выведения в хозяйстве агроколледжа породы племенного крупного рогатого скота, устойчивой к естественно-природному содержанию. Уникальна волжская порода белых цесарок – птиц, практически не подверженных болезням. Перспективно рыбоводство и разведение водоплавающих птиц, поэтому планируется организация подготовки специалистов этого направления деятельности.

Современные образовательные комплексы подразумевают создание научно-образовательных кластеров, где осуществляется подготовка будущих тружеников села и научная деятельность, базирующаяся на практическом опыте, а также привлечение инвесторов, занимающихся производством. Всё это является основой для движения вперед.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: марийский аграрный колледж, республика Марий Эл, СПО, малые инновационные предприятия, личный опыт, ао-64

Похожие материалы:
Совет директоров ссузов Красноярского края
Апшеронский лесхоз-техникум: с заботой о приумножении богатства российского
Достоинства разнопрофильной подготовки
Адыгейский педагогический колледж
Воспитание как настройка на профессиональную компетентность
Йошкар-Олинский строительный техникум: когда победы не случайность
Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
Школа молодого предпринимателя
Программа развития Сарапульского техникума машиностроения и информационных технологий
Инновационные подходы в профессиональном образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#107Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма встречает 90-летие новыми достижениями
#102Проблемы организации инклюзивного образования в России
#97#EdCrunch – важный элемент изменений в образовательной сфере
#105Валерий Ефимов о глобальной трансформации высшей школы
#99В Нюрнберге прошла I Баварско-Российская конференция по экономическим наукам
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний