Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инклюзивное образование – это…

Инклюзивное или включенное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Просмотров: 1145

Инклюзивное или включенное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Правовая база инклюзивного образования: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993), Декларация о развитии включающего образования, принятая в Саламанке (1994), Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012).

В России специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью имеет почти 200-летнюю историю. В 1806 году в городе Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 году – образовательное учреждение для слепых детей. Специальное образование, как государственная система обучения детей с отклонениями, стало развиваться только после 1918 года. Создавались школы для детей глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых. В 1950-е гг. началось обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. В 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидностью. Однако только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон об образовании, у таких детей появилась возможность получения образования независимо от состояния здоровья.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» определяется, что в стране создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Принятие в России нового закона об образовании потребовало введения в деятельность общеобразовательных организаций (работающих с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью) нового направления – разработку адаптированной образовательной программы.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

В 1970-х годах в Японии было основано движение «Абилимпикс», целью которого стало улучшение профессиональных навыков лиц с ОВЗ и инвалидностью. Руководящим органом движения выступила Международная Федерация Абилимпикс.

«Абилимпикс» – это олимпиады по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. Россия присоединилась к международному движению Аbilympics International в 2014 году. В настоящее время соревнования охватывают все категории инвалидов и лиц с ОВЗ. Проводятся раз в 4 года в 40 странах мира по более чем 50 профессиям. «Абилимпикс» – эффективный инструмент для профориентации, мотивации, социализации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Как показывает международный опыт, проведение чемпионатов оказывает серьезное влияние на формирование культуры отношения к таким людям в обществе.

Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

«Доступная среда» – это многоцелевая государственная программа, направленная на защиту и поддержку отдельных слоев населения, действия которых ограничены ввиду психических и/или физических заболеваний. Основная цель программы – беспрепятственный доступ людей с ОВЗ и инвалидностью к любому приоритетному объекту, а также к каждой услуге в важнейшей для него сфере.

«Ресурсный класс (зона)» – модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра, которая за последние годы доказала свою эффективность при включении детей в систему общего образования. Это место, где сосредоточены ресурсы для инклюзии ребенка с аутизмом или другими ментальными нарушениями в школьное сообщество.

В 2015 году родителями детей с аутизмом при содействии фонда «Выход» был создан проект «Инклюзивная молекула». Это модель образования для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), согласно которой для них создают ресурсный класс с опорой на прикладной анализ поведения (ПАП). В таких классах дети с особенностями развития занимаются по индивидуальным программам и часть уроков посещают вместе с обычными одноклассниками. Со временем доля совместных занятий увеличивается. Благодаря усилиям гражданского общества, родительских организаций и подобных фондов количество ресурсных классов в России растет.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей с ОВЗ и инвалидностью: спецшколы и интернаты, коррекционные классы общеобразовательных школ, а также домашнее и дистанционное обучение.

Одним из главных направлений государственной образовательной политики в России, как и в других странах мира, стало развитие инклюзивного образования, реализация положений которого закреплена в национальной доктрине образования РФ до 2025 года.

В 2018 году Центр проблем аутизма при содействии Фонда президентских грантов перевел на русский язык и разместил в свободном доступе отчет о научной обоснованности инклюзивного образования, подготовленный группой международных экспертов по заказу ЮНЕСКО. В отчет включены результаты 280 исследований, проведённых в 25 странах мира.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: инклюзивное образование, глоссарий

Похожие материалы:
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
Приоритеты спортивного вуза
Система инклюзивного и коррекционного образования развивается в России
Доступная среда на разных уровнях образования. Встречи в Норвегии
Спорт для сильных духом
Выездное заседание Совета ректоров вузов Республики Татарстан
Концепция развития инклюзивного образования в Республике Татарстан
Проблемы инклюзивного образования
IV Международная научная школа по проблемам инклюзивного образования
В ЮФУ обсудят проблемы и перспективы инклюзивного образования

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#99О новациях в образовании размышляет директор колледжа
#99Новости рубрики «Новая школа России»
#102Апрельские тезисы ректора юридического вуза
#94Ярославский колледж управления и профессиональных технологий достойно принимает вызовы времени
#96Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний