Экспресс-форум: естественнонаучное образование в докладе ОЭСРПо данным Программы международной оценки студентов (ПМОС), российские достижения в области естественнонаучных дисциплин находятся ниже уровня большинства стран ОЭСР. Насколько точна эта оценка и как исправить ситуацию, отвечают представители Российской академии естественных наук. Просмотров: 1611
– 1 Отчет представляет собой блестящее произведение бюрократического искусства. Такое ощущение, что он написан профессиональными чиновниками и для чиновников. Что я имею в виду? Да, проведен анализ государственной политики в области инноваций, перечислен целый ряд программ и документов… Но в обзоре нет ответов на главные вопросы: какова реальная обстановка в стране, что делать и зачем проводить реформы? Создается впечатление, что руководство страны не самым оперативным образом реагирует на события. Анализ официальных данных показывает, что сложной системой управляют дилетанты-экспериментаторы. Они не видят, что система вузов уже второе десятилетие выпускает специалистов в никуда. На объем подготовки не влияет ни демографический спад, ни отсутствие реальной потребности экономики в такой массе специалистов. Речь, прежде всего, идет о естественно-технологическом направлении. В обзоре нет анализа того, где работают наши выпускники, сколько их нужно и какого качества. Между тем, ответ на этот вопрос прост. В стране разрушена промышленность, в мизерных (единичных) экземплярах создаются новые предприятия или восстанавливаются старые. Некоторые из наших выпускников устраиваются на работу за рубежом, большая часть просто не востребована. Их некуда девать, и они устраиваются на низкооплачиваемые должности в академические, отраслевые или административные госучреждения. Частный бизнес потребляет не более 10 процентов выпускников. В целом его устраивает качество специалистов. Возникающие проблемы с новыми технологиями легко устраняются системой кратковременных курсов повышения квалификации. – 2 Во-первых, необходимо хотя бы на пять лет установить мораторий на создание новых вузов или их филиалов – как государственных, так и частных. Во-вторых, пропорционально рейтингу вузов сократить в течение пяти-десяти лет численность первокурсников на 25-30 процентов. В-третьих, в дальнейшем по мере восстановления и развития науки и производства постепенно создавать новые учебные заведения. В-четвертых, стимулировать формирование преподавателей нового поколения с помощью двух-трехкратного повышения зарплаты, оснащения учебно-научных лабораторий новейшим оборудованием. В-пятых, создать льготную систему налогообложения для частного бизнеса, вкладывающего средства в развитие учебной и научной базы вузов. В-шестых, организовать специальный координационный совет из представителей Минобрнауки РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, крупных частных компаний и Союза ректоров России для решения вопросов:
– 1 На данный момент уровень естественнонаучного образования в России, думается, ниже западного. Отечественное образование традиционно славилось большим объемом и глубоким подходом к изучаемому предмету, что предполагало изначальную заинтересованность студентов в процессе обучения. В такой ситуации алгоритм, когда студентам дают информацию в готовом виде, а в качестве контроля проверяется, насколько этот материал усвоен, является возможным и достаточно эффективным. Но ситуация меняется. При широком распространении платного образования, общем снижении уровня как студентов, так и преподавателей и, как следствие, общем снижении заинтересованности в качестве образования усвоение готовых знаний становится малоэффективным. Нельзя забывать и о лавинообразном росте количества информации, что приводит к невозможности обладать всеми знаниями в выбранной области. Все это вместе приводит к существенному снижению уровня образования и даже порой желания его повышать. – 2 Возможным выходом из этой ситуации является смена подхода. Вместо передачи определенного объема знаний учить приемам получения и нахождения информации, ее обработки, структурирования и обобщения, приемам ведения дискуссии и публичного представления полученных результатов. Такой направленностью в России в большой мере отличается сейчас система Московского физико-технического института (МФТИ), а также западное, американское образование, что и обуславливает на данный момент его большую эффективность.
– 1 На мой взгляд, результатам последнего оценочного цикла ПМОС, завершившегося в 2009 году, в целом доверять можно. Однако при этом следует иметь в виду, что в России очень большой разрыв в уровне знаний студентов вузов в ведущих образовательных и научных центрах страны (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань, Ростов-на-Дону, Иркутск) и студентов из городов второго уровня (Архангельск, Белгород, Волгоград, Екатеринбург, Краснодар, Уфа, Томск), а тем более других городов страны. Эта печальная картина связана с тем, что за последние двадцать пять лет государство резко опустило планку значимости математики (в том числе вычислительной) и естественных наук (физики, химии, биологии, наук о Земле) в развитии страны. Молодежь, которая увлекалась этими науками, отреагировала мгновенно: значительная часть из них уехала в развитые страны, где математике и естественным наукам уделяется гораздо больше внимания, чем в России. Более того, большая часть специалистов, сознавая, что на зарплату младшего научного сотрудника (9-12 тыс. рублей.) не проживешь, вынуждена была уйти работать в реальные секторы экономики. В результате экономика и бизнес России остались без надежного математического и естественнонаучного базиса, что сразу же сказалось на эффективности многих отраслей экономики, в том числе и сырьевой. Школьники, видя тяжелую судьбу выпускников математических и естественнонаучных факультетов, нацелились получить финансовое, экономическое и юридическое образование. Среди них очень солидный процент талантливой молодежи. Таким образом, уровень поступающих на математические и естественнонаучные факультеты резко падает как в качественном, так и в количественном отношении, отсюда и низкие результаты последнего оценочного цикла ПМОС. – 2 Нужно повысить престиж профессии математиков, включая кибернетиков, и профессий естественнонаучной направленности:
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|