Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Дайджест №85 «Аккредитация в образовании»

Очевидно, что кризис в экономике влияет на образование. А может ли образование влиять на экономику в условиях кризиса? Эксперты уверены, высшая школа может взять на себя роль «драйвера развития». Какие модели университетов ответят на острейшие запросы времени? Читайте в 85 номере «АО».

Просмотров: 259

«Мы проиграли конкуренцию, надо честно сказать. И это технологическое порабощение – мы оказались в числе стран, которые проигрывают, в списке стран-дауншифтеров», – эти слова Германа Грефа стали, пожалуй, главной сенсацией недавнего, январского Гайдаровского форума. Сможет ли Россия выйти из затянувшегося кризиса и каким образом – вот вопросы, которые волнуют многих. Да, если роль одной из решающих сил преодоления «эффекта колеи» и драйвера развития сможет взять на себя высшая школа – уверены эксперты. Поэтому тема образования, и, в частности, создания таких моделей университетов, которые смогут ответить на этот острейший запрос времени, была в фокусе внимания всех крупных экспертных площадок последнего времени – от международного форума «Открытые инновации», состоявшегося в конце октября 2015 года, до Красноярского экономического форума, прошедшего в феврале 2016-го. В аналитической статье «Будущее университетов: желаемое и возможное» – позиции и мнения, высказанные экспертами.

Дискуссии вокруг модернизации российского высшего образования не смолкают. Одним из самых острых вопросов по-прежнему остается оптимизация высшей школы, в том числе процедура «слияния и поглощения» вузов. О реализации программы создания опорных университетов и сопутствующих прениях наши читатели узнали из прошлого номера. Продолжение диалога на эту тему, который состоялся в конце февраля на парламентских слушаниях Комитета Госдумы РФ по образованию, читайте в репортаже «Дайте мне точку опоры…».

Непростые судьбы отраслевых образовательных организаций – одна из главных тем «АО». Еще более актуальной она стала в свете реализации специальной госпрограммы по созданию опорных университетов. Из 12 первых заявок, поданных на конкурс, Экспертный совет Минобрнауки РФ одобрил 11. В связи с этим возникают вопросы: что ожидает отраслевые вузы, многие из которых станут частью объединенных университетских комплексов, и куда в итоге приведет тернистый путь модернизации. Вопрос о структурном реформировании образовательных систем подразумевает разнообразие, разностороннее развитие, расширение видов предоставляемых услуг, приобретение новых видов деятельности. В начале XXI века вместе с ростом популярности рейтингов университетов диверсификация и вовсе стала ключевым вопросом политики в области высшего образования по всему миру, в том числе и в России. Об этом читайте в статье «Отраслевое образование в эпоху перемен».

Накануне нового года в рамках 61-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ) состоялась антарктическая метеоритная экспедиция Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ). Идея ее организации принадлежит профессору Виктору Гроховскому, полевым руководителем группы исследователей стал аспирант Руслан Колунин. В январе участники экспедиции вернулись в Екатеринбург, привезя с собой пару образцов метеоритного вещества. Об основных итогах работы полевого метеоритного отряда в Антарктиде и научных перспективах исследования читайте в интервью «Вести с метеоритных полей».

Под рубрикой «Тенденции» читайте статью «Ландшафтное движение в России» заведующей кафедрой физической географии, океанологии и ландшафтоведения географического факультета Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, доктора географических наук, профессора Екатерины Позаченюк. По ее мнению, складывающаяся в России практика создания при федеральных университетах международных ландшафтных центров чрезвычайно актуальна и перспективна. Это региональные площадки для взаимодействия образования, науки, органов власти и общественности.

Редакция «АО» продолжает писать о лучших практиках в сфере профессионального образования. В статье «Инженеры растут в детском саду» читайте о создании кабинета конструирования в дошкольной образовательной организации. Проект, разработанный в Ирбитском гуманитарном колледже, направлен на решение задач ранней профессиональной ориентации дошкольников через развитие у них интереса к моделированию и конструированию, проектированию и исследованию достижений общества в области науки и техники.

В настоящее время востребованность ДПО растет очень быстро, а изменение способов получения этого вида непрерывного образования стало предпосылкой развития новых взглядов на его оценку и признание качества. В основе новой модели качества ДПО лежит представление о взаимосвязи двух ведущих процессов: формирования профессиональных компетенций и независимой оценки квалификаций. И если вопросы управления качеством процесса формирования профессиональных компетенций достаточно хорошо изучены, то проблема независимой оценки качества дополнительного профессионального образования еще находится в стадии проработки. Компетентный взгляд на проблему изнутри представляет в своей статье «ДПО: независимая оценка и признание качества» президент Союза руководителей учреждений и подразделений ДПО и работодателей Нина Аниськина.

Продолжая писать о ценном зарубежном опыте в сфере образования, редакция журнала «АО» представляет вниманию читателей статью ведущего научного сотрудника Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ, доктора философских наук, профессора Гульнары Красновой и директора Департамента развития экспорта образовательных услуг Российского университета дружбы народов Валерии Белоус «Мобильность вьетнамских студентов».

Одна из самых актуальных тем журнала на 2015-2016 учебный год – «Рейтинги и рэнкинги: куда и как поТОПаем?». О том, насколько объективны критерии мировых рейтингов и для чего российским вузам необходимы рейтинги национальные, рассуждает член-корреспондент Российской академии естественных наук Александр Воробьев в статье «Национальный рейтинг как фактор эффективного развития вуза». Автор считает, что глобальные университетские рейтинги не всегда могут служить ключевым ориентиром в осуществлении политики развития национальных систем образования, поэтому необходимо обеспечить соответствие критериев и показателей, обозначенных в мировых рейтингах, национальным особенностям конкретной страны. А национальный рейтинг, признанный мировым сообществом, может стать определенной рекламной площадкой для вузов и действенным стимулом для их последующего развития. Он способен втянуть в орбиту соревнования большее число образовательных организаций и мотивировать их на получение определенного реального признания у себя в стране.

О новом концептуальном подходе к выбору лучших образовательных программ читайте в следующем номере «АО» в статье Владимира Наводнова, Галины Мотовой и Ольги Рыжаковой «Все программы хороши? Выбирай на вкус…».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Почему России нужны федеральные колледжи?
Новосибирская область: лидерство в ключевых компетенциях
Национальная система квалификаций как основа гарантии качества образования
«Путевой лист» транспортной науки
Высшее образование в поисках равновесия
Человек с обложки: Андрей Александров
Анонс июньского номера журнала «Аккредитация в образовании»
Рейтинги вузов: национальные особенности в международном формате
Международный молодежный форум G200
20 лет аккредитации в образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ