Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Чтоб не получилось «как всегда»…

Подводя промежуточные итоги попыток модернизировать Россию, можно с уверенностью определить как одну из ключевых проблем противоположность мировоззрения и оценок сложившегося положения "правящей элитой" и "народом". Возможно ли преодолеть разногласия и разработать общую стратегию?

Просмотров: 1408

Фильм Михаэля Ханеке «Белая лента» – золотой призер Канн-2009 – произвел фурор среди европейских интеллектуалов постиндустриальной эпохи, заставив их вновь с головой окунуться в саморефлексию. Эта история семьи из маленькой немецкой деревеньки накануне Первой мировой поразительно тонко рассказывает, из какого психологического «замеса» выросло поколение, впоследствии на «ура» воспринявшее теорию и практику «высшей расы». Как уродует душу ребенка метод воспитания, основанный на дурно понятом принципе «греха и наказания», и что из этого может получиться (символом такой вот карательной педагогики режиссер и сделал белую ленточку)…Замечательно сказано в одной из рецензий: «Белая лента» – фильм о том, «как самые лучшие намерения часто приводят к самым чудовищным результатам». Стоп-стоп… ничего эта фраза вам не напоминает? Конечно, это же «близнец» самого крылатого афоризма новейшей российской истории: «Хотели как лучше, получилось как всегда»!

Так что же в этом фильме такого, что удивительным образом переносит нас из контекста художественного осмысления европейской истории на почву российской действительности? А вот что. Все чаще в общем дискурсе обсуждения на различных форумах и экспертных площадках модернизационного потенциала страны натыкаешься на все более откровенные высказывания ответственных лиц высокого и очень высокого уровня (чьи конкретные фамилии в данном случае и неважны). Ну, к примеру:

«Желание «делать себя», достигать шаг за шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешенные вопросы…».

«Согласно данным опросов социологов, …разговоры о наукоемком производстве, технологиях и так далее в широких народных массах не встречают понимания. Поэтому «зажечь» народ трудно…».

«Уже приходилось называть очень тяжелым нашим недугом широко распространенные в обществе так называемые патерналистские настроения. Уверенность, что кто-то должен решить проблему за тебя – государство или кто-то другой, но не каждый на своем месте, – зачастую очень сильно отбрасывает нас назад…».

Думаете, глухое недовольство «вверенным народом» высказывается лишь в полемическом пылу? Вовсе нет. Это уже оформившееся умонастроение правящей элиты, вполне зафиксированное социологами. Так, на основе проведенного в феврале-марте 2011 года исследования эксперты Центра политических технологий сделали поразительный вывод о недоверии «со стороны государства к обществу» (именно так!), о чем социологи и сообщили на одном из июньских заседаний экспертной группы №8 по доработке «Стратегии-2020». (Правда, о креативности и творческой жилке как национальной черте россиян говорится тоже немало, но все чаще это выглядит не более чем дежурным реверансом).

Психологи категорически предупреждают родителей: если подспудно внушать ребенку, что он плох, недостоин, неумен, несуразен, и т.п., он таким в конце концов и станет. Прямо экстраполировать аксиомы психологии личности на психологию социальную не совсем корректно. И тем не менее, «коллективное бессознательное» чутко к внушаемым комплексам, которые могут сублимировать в совершенно непредсказуемую сторону. Совсем не в ту, о которой мечтают авторы и инициаторы «Стратегии-2020»…

Автор: Марина Брылякова

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Российское образование. Пять сюжетов Виктора Болотова
Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
Особенности нижегородского профессионального образования
Экспресс-форум: итоги Года учителя
Автономные учреждения в Набережных Челнах
Новый виток развития регионального образования
Экпресс-форум: педагоги о Годе Учителя
Итоги регионализации системы управления
Какой учитель нужен сегодня школе, или Стандарт на вырост

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 2 Оставить комментарий
Султанова Виолетта Зелимхановна, ректор ДГИ Незарегистрированный пользователь
Законопроект об образовании заменит два базовых закона: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Этот закон охватывает все уровни образования, включая дошкольное, начальное, среднее, высшее и дополнительное. Новый законопроект также решает задачу равнодоступности бюджетных средств для государственного и негосударственного секторов образования. А это значит, что будет сформирована конкурентная среда, без которой невозможно развитие образования. Пусть история российского негосударственного сектора насчитывает всего 20 лет, мы отчетливо понимаем, что образование – не частное дело людей, а такая сфера общественной жизни, от которой зависит существование общества и государства.

С переходом на двухуровневую систему высшего образования произошло и укрупнение образовательных программ, сопряженное с их количественным сокращением. Каждый год их число будет сокращаться. Связано это как с демографическим кризисом, так и с необходимостью внедрения модели образования через всю жизнь. Магистратура – это новый феномен для нас. Сегодня возникла острая необходимость к обучению на протяжении всей жизни. Мир меняется с оглушительной скоростью, значит, меняться нужно и нам.

Выпускники вузов должны быть востребованы на рынке труда, они должны быть людьми современными, мыслящими, творческими. Образование – это не только передача знаний, это еще и формирование человеческой личности, нравственной, духовной личности. Нельзя построить успешную экономику, если образование не станет общенациональным делом.

2012-04-12 14:20:56 Ответить пользователю

Федор Незарегистрированный пользователь
"Проблема глухоты народа" давным-давно обсуждается… Ни марксизм, ни капитализм – ничего, в принципе, нам не смог «воткнуть» Запад на постоянной основе. Мы пережевывали и выкладывали совершенно иную модель на стол. Потому и обсуждается это в таком тоне, мол, народ варварский.
Могу точнее объяснить вот эту нотку из политических кругов, мол, народ варится сам в себе и не хочет прислушиваться: каждую неделю в криминальных сводках пробегает новость, что очередная светская львица или там сын высокого чиновника ушел/ушла от ответственности за ДТП, в котором погибло 2-3-4 человека. Всё. Как с такими политическими кругами можно и вообще нужно ли выстраивать диалог?
Вот тут как раз очень точно отмечает автор, что пока человека называешь свиньей, то он и будет становиться свиньёй. А рыба лучше ловится в мутной воде, потому нашим политикам, которые 2 млрд рублей из казны в карман не считают за кражу, очень выгодно бичевать народ, угнетая этот же народ всякими выпадами словесными, мол "вы, народ, - толпа идиотов, были ею и всегда будете".

Вообще, я сторонник умеренного эгоизма. Надо слепить себя (не чтобы тебя слепил проплаченный телевизор или учебники "ссоревские"), а становиться образованнее в своём личном ключе (а не только академически себя обучать и из этого образа никуда не выходить) и, в конце концов, начать создавать, делать своё дело (обучать, помогать, лечить) и не лезть туда, где тебя не ждут, но при этом (и это главное условие) ВСЕГДА помогать там, где тебя ждут и просят помощи.

2011-11-27 18:04:07 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ