Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Будущее ремесленного образования

Насколько велика сегодня потребность в ремесленниках, в чем состоят особенности ремесленной деятельности в наше время, могут ли существующие в регионе средние учебные заведения удовлетворить потребность в ремесленных кадрах – на эти и другие вопросы отвечает председатель правления ассоциации «Ремесленная палата Воронежской области» Сергей ГАВРИЛОВ.

Просмотров: 2211

Ремесло – быльем не поросло

В последние годы в России несколько активизировалась деятельность по возрождению ремесленничества. Предприятия, которые производят товары и услуги, необходимые для обустройства быта, имеются во многих отраслях экономики. Кроме того, многие ремесленники работают индивидуально. Почти в половине субъектов федерации имеются ремесленные палаты – объединения работодателей, нацеленные на создание благоприятного климата в сфере малого и среднего предпринимательства.

Насколько велика сегодня потребность в ремесленниках, в чем состоят особенности ремесленной деятельности в наше время, могут ли существующие в регионе средние учебные заведения удовлетворить потребность в ремесленных кадрах – на эти и другие вопросы отвечает председатель правления ассоциации «Ремесленная палата Воронежской области» Сергей ГАВРИЛОВ.

– Скажите, Сергей Иванович, знаем ли мы сегодня, какие профессии относятся к ремесленным?

– В ответе на ваш вопрос важно учитывать, в каком поле идет разговор. Если в правовом, то на уровне федеральной власти никаких законодательных актов, определяющих современные ремесленные профессии, нет. Если же ориентироваться на традиционные виды ремесленной деятельности, можно выделить три группы профессий: относящиеся к народным промыслам, использующиеся на уникальных «штучных» производствах и соотносящиеся с понятием «бытовые услуги». Хочу заметить, что сейчас государство всеми силами пытается развивать «внутренний туризм», поэтому приобретают актуальность виды деятельности, связанные с народными промыслами.

Однако мы готовы не только традиционные, но и другие ремесленные профессии считать своими. Мир очень изменился, и иметь «узкую специализацию» в настоящее время критически опасно, так как можно проиграть в конкурентоспособности.

А классификатор профессий надо обновлять. Разговор об этом идет много лет, но дело с места не двигается.

– Какие основные виды ремесленной деятельности развиты в вашей области? Есть ли среди них уникальные?

– Если ориентироваться на исторические хроники и факты, Воронеж изначально был силен ремесленными традициями и, наверное, неслучайно Петр I выбрал это место для строительства российского флота. Но в начале 90-х годов прошлого века вся ремесленная отрасль просела очень сильно. Не до того было. Интерес к ней повысился только в последние годы, тем более что вход в бизнес здесь наименее затратен.

Следить за статистикой развития ремесленной деятельности довольно сложно. Официально ее не существует. А на деле это в основном размытое бытовое обслуживание, народные промыслы и традиционные ремесла. Упростился способ связи людей, и сегодня ремесленники всей страны создают ветки диалогов в социальных сетях и на форумах, что дает возможность всем, кто по каким-либо причинам неравнодушен к этой теме, поделиться своими представлениями: что же нужно делать, чтобы не заглушать, а развивать и расширять уникальную деятельность, имеющую в России глубокие корни и вызывающую положительные эмоции?

– Раньше ремесленником называли человека с умелыми руками, хорошего мастера. А в чем состоят особенности ремесленной деятельности нынче?

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, ремесленная деятельность в странах Евросоюза организована очень четко. Во Франции, Германии и других странах приняты федеральные законы в отношении ремесленной деятельности. Более того, в рамках ЕС существуют многочисленные соглашения о единых ремесленных профессиях, единых требованиях к ним и системе подготовки кадров, позволяющие, например, мастеру-ремесленнику из Германии открыть свое дело в Швейцарии и наоборот.

В Германии имеются 124 профессиональные федерации по ремеслам или ремесленным видам деятельности и более 60 ремесленных палат, создаваемых по географическому принципу (по землям), которые осуществляют юридический надзор за деятельностью профессиональных федераций на своей территории. Ремесленники имеют свидетельства, подтверждающие профессиональное мастерство, и регистрируются в ремесленных или промышленных палатах.

– Ремесленничество нашего времени удивительно и гармонично сочетает в себе и предпринимательские качества, и умение делать уникальные изделия присущими определенной культуре, и увлечения конкретного человека. К сожалению, все это трудно вписывается в российскую реальность. Современная экономика заточена под «конвейерное производство» товаров, где сотрудник выполняет механические функции. Сам человек с его интересами и увлечениями в мире автоматов просто не нужен. А ремесленник – это художник и творец, способный разнообразить и украшать жизнь. И если мы не хотим потерять живую и настоящую искру народного творчества, то политика власти в отношении ремесленников должна измениться.

Если возродится ремесленничество, снова начнется передача знаний из поколения в поколение, появится пропавшая к настоящему времени культура гордости за свою профессию, за исполненную работу.

Сейчас на первый план выходит такая категория, как статусность. Она пропагандируется по всем каналам информации, и ее активному натиску очень трудно противостоять. В ремесленничестве эту статусность не приобрести. Нужно очень много учиться и трудиться, чтобы стать настоящим мастером-ремесленником.

– Как вы думаете, насколько велика в настоящее время потребность в ремесленниках?

– Наша страна нуждалась в уникальных специалистах всегда, а сейчас потребность в них велика как никогда. По всем направлениям.

– Могут ли существующие в вашем регионе средние учебные заведения удовлетворить потребность в ремесленных кадрах, особенно, если речь вести о ремесленниках-предпринимателях, то есть людях, которые не только владеют ремеслом, но и умеют вести бизнес?

– Насколько я знаю, решить эту проблему, прежде всего методологически, в полной мере в России не удалось никому. Активно занимается созданием образовательного пространства для обучения ремесленников Андрей Ефанов, директор научно-образовательного центра развития ремесленного образования Российского государственного профессионально-педагогического университета в Екатеринбурге. Ему удалось подойти к решению проблемы ближе всех.

Воронеж до такой планки явно не дотягивает. Это, вопервых. Во-вторых, системная подготовка мастеров-ремесленников новой формации без помощи властей, как и любое образование-обучение, невозможна. К сожалению, в нашем обществе еще нет понимания, что учиться современному специалисту надо систематически и долго. Это трудно, но почетно. В российской действительности сама культура такого учения вызывает не уважение, а насмешки и отторжение. Она почти утеряна. Вот, например, что показал опрос предпринимателей. Отвечая на вопрос, что вам больше всего мешает в работе, российские респонденты перечисляли такие причины, как «государство мешает», «налоги большие», «существуют трудности с получением кредитов». А у западных бизнесменов на первом месте был ответ – «недостаток образования».

– Можно ли считать подготовку кадров одним из существенных факторов, тормозящих развитие ремесленничества в области?

– Трудно сказать. Ведь если отбросить рассуждения обо всей экономике и не говорить, что в квалифицированных кадрах нуждается любая отрасль, то нужно отметить, что в ремесленничестве на общую ситуацию накладывается ряд специфических проблем. В частности, если твое занятие тебе не нравится, не трогает внутренних струн души и ты привык работать только из-под палки, настоящим мастером тебе никогда не стать. И как эту проблему решать методологически, в поле обучения ремесленным специальностям, ясного понимания пока нет.

– Какие еще факторы тормозят развитие ремесленничества?

– По-моему, в России образовательная, молодежная, предпринимательская, конкурентная политика не во всем соответствуют уровню построения современного государства, и это накладывает свой отпечаток на сферу ремесленничества. Плоское наложение опыта Германии и других стран Европы на российский не получается. Тем не менее мы направляем свои предложения в региональное правительство, но, учитывая структуру нашей власти с ее огромным административно-бюрократическим аппаратом, дело практически не двигается с места. Строительство инфраструктуры для ремесленного образования нового поколения пока не началось.

И нужно отметить, что отдельные социальные институты такую огромную работу не потянут. Должен быть очень мощный субъект, который проведет соответствующую политику и организационную деятельность, – это государство.

– Какие меры поддержки ремесленничества, на ваш взгляд, необходимо осуществлять на уровне региона и страны?

– Важно создавать определенную инфраструктуру для обучения, своего рода тепличные условия, в которых культивировать ростки современных и компетентных профессионалов-ремесленников, доводить их через практику до самостоятельного выживания. А тема эта явно не в приоритете, даже методик нет.

Нужно также на первых этапах формировать торговое пространство для ремесленников: ярмарки, выставки, отдельные торговые ряды с льготной оплатой, потому что ремесленничество как бизнес очень плохо конкурирует с конвейерным товаром.

Еще хочу сказать, что какие бы ни были внешние обстоятельства, нужно искать возможности для реализации увлечений и талантов. То живое и искреннее, что давит одаренного человека изнутри, должно находить выход и приобретать конструктивные формы. Этому тоже надо учить. Инструменты для творчества в современной цивилизации очень обширны, и ведущие экономики мира уже подошли к барьеру, где творчество и креативность являются главными преимуществами конкурентоспособности компании. Надеюсь, что и мы постепенно придем к такому же пониманию.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспертное мнение
Технологии непрерывного экономического образования
Новая философия подготовки трудовых ресурсов
Цель – создание профессионального экспертного сообщества
Василий Соколов: Рыбохозяйственные вузы ждет дальнейшее укрупнение
Торгово-промышленная палата совместно с вузами разработает рейтинг для предприятий
В Воронежской области планируется создание опорного многопрофильного университета
Новые подходы в управлении качеством государственных услуг
Мнение практиков о доработке ФГОС СПО
Ремесленники XXI века: впереди эпоха Ренессанса

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ