Академия социального образования: главное – поискНедавно двадцатилетний юбилей отметила Академия социального образования – один из старейших частных вузов Казани. Двадцать лет – это много или мало? Если сравнивать с образованием на Западе, то частные вузы в России ещё практически не родились. Но проведя параллель с отечественным бизнесом, учреждения негосударственного образования следует признать ветеранами. Просмотров: 374
То, для чего мы живёмНедавно двадцатилетний юбилей отметила Академия социального образования – один из старейших частных вузов Казани. Двадцать лет – это много или мало? Если сравнивать с образованием на Западе, то частные вузы в России ещё практически не родились. Но проведя параллель с отечественным бизнесом, учреждения негосударственного образования следует признать ветеранами. Главное – поиск
Несомненным преимуществом негосударственных вузов является их мобильность и адаптированность к использованию в учебном процессе инновационных технологий, а также прозрачность инвестиций. Ярким тому примером является Академия социального образования, сертифицированная Международным образовательным сообществом (IES, Великобритания). Сертификат IES как приложение к диплому признается во всем мире, повышая конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Академия является полноправным членом Международной ассоциации университетов (IAU), объединяющей более 600 высших учебных заведений мира. В первой двадцатке мирового рейтинга 2013 года – только частные вузы. То, что академия ведет образовательную деятельность уже два десятка лет, свидетельствует о многом: невозможно двадцать лет продержаться на рынке, давая некачественное образование. Конечно, за плечами учебного заведения нет истории в двести-триста лет, как у зарубежных университетов, но у российских негосударственных вузов все впереди. А в целом в мире сегмент частного образования занимает порядка 40 процентов образовательного рынка с ежегодной тенденцией роста на 1-2 процента. Впрочем, есть каверзный вопрос, затрудняющий молодым людям выбор вуза. Дело в том, что показатели качества образования, как они рассматриваются сегодня, – это всё критерии экономические. Вуз в стране оценивают по материально-технической и финансово-хозяйственной составляющей, по тому, насколько хорошо трудоустраиваются выпускники, по сумме знаний, получаемых в вузе. Однако лишь это не может быть критерием качества: учебное заведение не создает рынок труда и должно давать не только объём знаний, но и способность к их реализации, умение осваивать новое самостоятельно – вот чем определяется конкурентоспособность специалиста. Один из главных принципов академии – культивировать любовь к науке. Студенты, применяя знания на производстве, нередко спотыкаются на ошибках, и очень важно, чтобы кто-то сказал: вот здесь ты делаешь не так. Это происходит уже после окончания вуза, а в Академии социального образования – во время научной, проектной деятельности. Недавно вместе с главой одного из районов было принято решение, что при исследованиях проблем конкретной территории темы дипломных работ студентов будет определять местная администрация, а не профессорско-преподавательский состав. Молодые люди станут работать в связке с чиновниками администрации как с потенциальными работодателями. Вуз не готовит чистых теоретиков, а выпускает специалистов, умеющих применять свои знания и подстраиваться под рынок труда. В очередном мониторинге эффективности планируется оценивать деятельность вузов по числу выпускников, не нашедших работу. Вряд ли эти меры будут способствовать повышению престижа учебных заведений и качества образования. Наоборот, необъективность картины может нанести урон вузовской системе, которая сегодня держится во многом на энтузиазме работающих здесь. Любое образование отвечает потребностям вчерашнего дня. О четких критериях можно было говорить двадцать-тридцать лет назад в отсутствии глобализации, интернета, дистанционного образования, когда каждый понимал, что после учебы он гарантированно получит работу и в шестьдесят лет выйдет на пенсию. Сегодня становится очевидным, что базовое образование и его качество – категории вторичные. В первую очередь образовательное учреждение должно научить человека учиться. Тандем воспитания и образованияНа слуху ныне утверждение о явном переизбытке экономистов и юристов. Но на любой бирже труда можно увидеть, какая существует потребность в кадрах этого профиля. Не следует забывать и о том, что в нынешнее время экономист и юрист – наиболее оплачиваемые специальности. К тому же мы по-прежнему остаемся «советскими» людьми, для которых высшее образование является одной из главных ценностей. Да, в Соединенных Штатах высшее образование получают всего 25 процентов молодых людей, но науку и технологию этой страны развивают не только американцы. Например, в компании «Майкрософт» основной костяк сотрудников составляют индийцы, китайцы, русские. Но в Россию индусы не поедут, надо решать проблемы своими силами. Будучи за границей, часто задавал коллегам вопрос, как отслеживается трудоустройство выпускников, и на это получал ответ, что задача университета – учить. А дальше начинается сфера деятельности кадровых агентств. И это правильно: не может трудоустройство выпускника быть показателем эффективности учебного заведения. Даже сам факт принятия на работу не является критерием качества образования. Последнее понятие вообще размытое: с позиции работодателя оно обозначает одно, с точки зрения студентов и родителей – другое, профессионального сообщества – третье. Так называемая гумбольдтовская система образования, работавшая в Германии и России, умерла. В рамках Болонского процесса её нет. Но если классическая система была ориентирована на развитие кругозора, то Болонская – на выработку практических навыков, которые можно реализовать в какой-то одной, узкой сфере. При этом перейти в иную область будет проблематично – не хватит широты взглядов. Но это не проблема современного образования, а вопрос принятой нами английской системы. В целом Академия социального образования стоит на позиции, что человеку необходимо давать кругозор, без которого никуда не деться даже в «цифровую» эпоху. Когда человек делает выбор, он выбирает из чего-то, а если нет такого навыка, приходится довольствоваться тем, что дают. А это уже несвобода. Да, критерии оценки качества образования весьма спорны. Вспомним 1992-1995 годы: заводы стоят, работы нет, денег тоже, молодежь особо не нужна. Именно тогда проявила характер система профессионального образования, взяв на себя социальную функцию. Она и сейчас, в общем-то, осталась. Нельзя в обществе всё измерять деньгами, нельзя ставить во главу угла только денежные взаимоотношения. Академия социального образования пытается предложить студентам возможность сделать выбор, заняться тем, что будет актуально в XXI веке, – то есть наукой. Созданный в вузе научно-образовательный комплекс позволяет культивировать у молодых людей интерес к этой сфере деятельности, а профессора и преподаватели стремятся стать для них партнерами, и не только в процессе обучения, но и в будущем. Для этого работают и колледж, и сама академия, и аспирантура, и докторантуры. В режиме онлайн проходят студенческие конференции – например, с Ригой и Минском, выходят сборники научных публикаций студентов, учащиеся часто направляются на стажировку в Германию. Эффективным является тандем воспитания и образования. Очень важно сохранение классической воспитательной традиции отечественной высшей школы – с культивацией сильной личности, развитием кругозора, умением думать и учиться. Сосредоточиться лишь на механической передаче необходимого объема профильных знаний по западному образцу, безусловно, можно. Однако в ближайшем будущем такая система едва ли сможет стать успешной, объяснение чему лежит в глубоком ментальном различии российского и западного обществ. Если в первом случае сильны православные традиции с их общинностью и приоритетом общества над человеком, то во втором католицизм и протестантизм ставят личность выше социума. Все это отразилось и на педагогике. Российские методы сильны воспитательной стороной, и их не отменит никакая информационная эпоха. Происходящий сегодня технологический взрыв уже спровоцировал актуализацию гуманитарных знаний: производство может стать полностью роботизированным, а вот проблемы коммуникации во всем их многообразии остаются всегда. Именно поэтому в обозримом будущем станут востребованными психологи, социальные работники и прочие подобные «переводчики».
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|