Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Зарплата и доход преподавателя – понятия разные

Миобрнауки РФ опубликовало данные мониторинга по средним зарплатам преподавателей в российских вузах, что вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Как считают среднюю зарплату в СФУ и других вузах, а также за счет чего она может расти, рассказывает первый проректор по экономике и развитию СФУ Павел Вчерашний.

Просмотров: 2127

Миобрнауки РФ опубликовало данные мониторинга по средним зарплатам преподавателей в российских вузах. В приведенном Минобрнауки списке средняя зарплата по СФУ получилась 37,5 тыс. рублей. Эта цифра, равно как и данные по другим вузам, вызвали неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе. Об этом и о том, как считают среднюю зарплату у нас и в других вузах, а также за счет чего она может расти, рассказывает первый проректор по экономике и развитию СФУ Павел Вчерашний.

Говорим о зарплате — подразумеваем доход

Неоднозначная оценка мониторинга связана, на мой взгляд, с тем, что не совсем корректно преподнесена информация. Отсюда возникает путаница в терминах «средний доход» и «средняя заработная плата». Зарплата, естественно, ниже дохода. Зарплата формируется из оклада, плюс районный коэффициент, плюс доплаты за степень и звание, у кого они есть. У отдельных преподавателей есть доплаты за увеличенный объём работы, например, связанный с заведованием кафедрой, руководством факультетом и др. Диапазон зарплат СФУ в 2012 году составил от 9 до 50 тыс. рублей.

В данном же случае речь идет о доходах, которые преподаватель получает в вузе. Помимо зарплаты сюда входят, например, договоры гражданско-правового характера (ГПД). Скажем, сотрудник участвует в программах дополнительного образования или выполняет иные работы. Яркий пример — привлечение отдельных преподавателей Инженерно-строительного института к проектированию работ по капитальному строительству. Университету выгоднее задействовать своих преподавателей, которым эти фактически разовые работы оплачиваются по ГПД. Эти доходы тоже входят в среднестатистический показатель.

Ещё большую долю доходов составляет научно-исследовательская деятельность. Здесь картина персональная и зависит от личных качеств каждого преподавателя.

Второй некорректный момент: для мониторинга были взяты доходы за конкретный месяц — октябрь. Надо учитывать, что конец года зачастую характеризуется увеличением доходов за счёт доплат из внебюджета. То есть институты поначалу придерживают свои траты, а в конце года уже понимают картину исполнения бюджета и больше средств выделяют на премирование. Если бы министерство указало средний уровень доходов за год, он составил бы у нас 35,7 тыс. рублей. Если бы взяли доход за декабрь, цифра была бы много выше. А если опубликовать доходы за январь, февраль, август — там суммы вдвое меньше.

Минимум и максимум в СФУ

Среднемесячный доход у преподавателей не может быть ниже 12,5 тыс. рублей. Но и здесь надо делать оговорки. Например, некто К. пишет в ЖЖ, как ничтожно мало ему в СФУ платят. Оказывается, до 1 сентября он работал на 0,25 ставки. То есть свои 2-3 тысячи он получал за то, что раз в неделю приходил в университет на полтора часа. А во всех случаях, когда мы говорим о средних зарплатах, мы имеем в виду полную ставку штатных преподавателей.

Далее. Даже если неостепенённый преподаватель работает на полную ставку, его зарплата может не превышать 10 тысяч. Но вот уже несколько лет мы осуществляем практику дополнительных выплат, которые производим 4 раза в год. При этом трижды — именно неостепенённым, а к 1 сентября делаем выплаты всем штатным преподавателям. За счёт этого и поднимается средний уровень доходов.

Есть преподаватели, чей средний доход — 170 тыс. в месяц, в первую очередь, за счёт науки. Или за счет ЕСН (единой стимулирующей надбавки) как одной из форм повышения дохода. Там суммы выплат тоже будут разниться на порядок — от 18 тысяч до 350 тысяч по отдельным работникам. Кстати, выплаты ЕСН управленцам не предусмотрены.

То, что кто-то из преподавателей получает больше, — закономерно. Это — локомотив университетской науки и образования. Именно у них — научные школы, они приносят в университет наибольший объём хоздоговорной тематики. Нет никаких оснований не отдать им заработанные ими же деньги.

Что касается разницы доходов. Сейчас большую роль играет тактика директора института, у которого есть фактический ресурс, чтобы выравнивать ситуацию за счёт доходов от платных студентов. Действительно, есть преподаватели с большим стажем, не имеющие особых научных доходов, может быть, в силу особенности специальности, зато студенты их оценивают очень высоко. И директор может делать соответствующие доплаты. Правда, ресурс от внебюджетной образовательной деятельности есть не у всех институтов. И поэтому зарплата преподавателей гуманитариев или технарей будет ниже зарплат преподавателей юристов или экономистов. Но опять же — мы не можем забрать у юристов то, что они зарабатывают за счет своих платных студентов. У нас и так централизованные расходы (коммунальные расходы, содержание транспорта) ложатся преимущественно на них.

Добавлю, что директора институтов несут персональную ответственность за уровень доходов своих сотрудников. И в августе этого года в типовое трудовое соглашение включен пункт об этом. В принципе, это является основанием, по которому с руководителем можно расторгнуть трудовой контракт, если будет своих сотрудников «зажимать». Скажем, в этом году мы несколько переиначили выплаты неостепенённым преподавателям. Дважды доплаты были централизованными, по формальному признаку. А две выплаты отдали на усмотрение директоров институтов. Ведь они лучше знают, какой преподаватель, какую работу выполняет, «пашет» он или ленится. Ресурс мы делегировали, а верный ли это шаг, — сказать сложно.

А сколько у них?

Закономерен вопрос о разнице в доходах преподавателей других вузов, учитывая, что учредитель у нас один. Объясняется это тем, что кто-то работает на оборонные заказы, как МИФИ, либо разницей в данных, связанных с дополнительными выплатами в конкретный месяц. Так, в нашем же Усть-Илимском филиале, где доплату, которую в головном вузе начислили в сентябре, выплатили только в октябре, средняя зарплата вышла 62,8 тыс. рублей.

И главное. Крайне важен такой показатель, как соотношение преподаватель/студент, за счёт которого и формируется фонд оплаты труда. В СФУ — и так сложилось исторически — оно составляет 1:10. А у МИФИ, у НГУ это 1:4, даже в СибГАУ — 1:8. Пока нет единого подхода у учредителя.

Предлагаю разговор о доходах преподавателей и бюджетной политике продолжить на ставших уже традиционными встречах руководства университета с трудовыми коллективами.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: сибирский федеральный университет, зарплата преподавателей

Похожие материалы:
Мониторинг эффективности обсудили ректоры сибирских вузов
Открыт приём заявок на участие в программе «Голоса учащихся»
Всероссийский конкурс «Лучшая научная статья — 2013»
Евгений Ваганов: «Помочь внедрять нормы ГТО может профсоюз»
СФУ вошёл в состав Европейской ассоциации цифровых гуманитарных наук
Красноярский центр иппотерапии и СФУ подписали соглашение о сотрудничестве
Гранты Британского Совета на организацию научных семинаров
Евгений Ваганов вошёл в состав попечительского совета Российского научного фонда
Золото «Биоиндустрии»
В Красноярске пройдёт конференция по научным коммуникациям в России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Гость Незарегистрированный пользователь
Когда и где проходят встречи руководства университета с трудовыми коллективами? Кто контролирует выдачу премий в институтах? Ведь её получают одни и те же. Кто контролирует распределение учебной нагрузки по кафедре? Всё на откуп завов, а они - тому, кто ближе к "телу". Поэтому и удивления по поводу доходов и зарплат. Почему нет гласности по распределению путёвок на санаторное лечение? Одни каждый год, другие годами не могут получить.

2016-11-19 14:28:15 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего образования
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего...
V Всероссийский студенческий форум «Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России»
Поволжский государственный технологический университет приглашает вас принять участие в работе V...
Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований»...
RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
Информационно-аналитический портал российской национальной нанотехнологической сети RusNanoNet.ru...
Из журнала
#102Студенты Раменского колледжа за три года получили 100 медалей WorldSkills
#96Новости образования «АО-96»
#101Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет развивает международное сотрудничество
#107Индивидуальный подход в обучении – залог успешности будущего специалиста
#111Программы ДПО КубГТУ: «тонкие настройки»
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку