Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ

В этом году под руководством молодого ученого ДГТУ завершается работа над уникальным проектом – программным комплексом для автоматизированной обработки трехмерных данных томографии, а в следующем – будут получены результаты работы над программно-аппаратным комплексом обнаружения нештатных ситуаций.

Просмотров: 155

– Чем занимается ваша лаборатория?

– В деятельности лаборатории сегодня задействовано 10 человек – студенты, аспиранты и молодые ученые. Все обладатели различных грантов, победители стипендий и конкурсов. Мы разрабатываем методы и специализированное программное обеспечение обработки и анализа изображений и видеопотоков. Работаем по двум направлениям: прикладные проекты – решаем задачи конкретных предприятий – и проекты научные, запросы на которые формируются исходя из трендов рынка современных технологий, обычно такие задачи финансируются фондами РФФИ, РНФ.

В этом году мы завершаем работу над программным комплексом автоматизированной обработки трехмерных данных магнитно-резонансной и компьютерной томографии с целью получения персонализированных имплантов. Его разработкой мы занимались по заказу Уральского федерального университета в рамках Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 218.

Второй проект – по созданию программных и технических средств обнаружения нештатных ситуаций на основе анализа видеопотоков с использованием мультикамерных систем и беспилотных летательных аппаратов – находится в стадии разработки, в следующем году планируется его внедрение. Разработкой интеллектуального беспилотного летательного аппарата мы занимаемся совместно с ООО «Омега» (г. Санкт-Петербург). Летательный аппарат обладает функцией распознавания объекта наблюдения (человек, животное, транспортное средство, оружие в руках, отдельно стоящие хозяйственные и вещевые сумки), сопровождения объекта наблюдения, распознавания лица человека, подозрительного поведения. Мы разрабатываем как аппаратную основу гексакоптера, так и сам программный комплекс видеоаналитики.

– Внедрение программы для автоматизированного проектирования медицинских протезов планируется в этом году. Расскажите подробнее об этом проекте.

– Сегодня в медицине используется скульптурное моделирование протезов, конечный результат которого не всегда удовлетворяет эстетическим требованиям пациента и врача. Кроме того, при таком способе операция растягивается на долгое время. Мы поставили себе задачу разработать технологию компьютерного 3D-моделирования и прототипирования изготовления протезов. Проектом мы занимались 3 года, сейчас программа успешно завершена и находится на этапе сертификации.

Как я подчеркнул, разработкой программы мы занимались по заказу Уральского федерального университета, в проекте также были задействованы челюстно-лицевые хирурги Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Наша научная команда учитывала сложные случаи, когда люди получали значительные дефекты лица в результаты травм, в связи с онкологией, когда пациентам вырезали большой объем кости.

Главное отличие нашей технологии – простота и автоматизация, то есть врач за 5-6 кликов в нашей программе, сопровождаемый подсказками, может получить готовый на выходе протез. Программа загружает данные КТ или МРТ, далее предварительно их обрабатывает, улучшает их качество на основе уникальных разработанных алгоритмов, автоматически анализирует кость, определяет недостающий или дефектный объем и восстанавливает этот участок. Далее врач отмечает определенные ключевые точки, по которым формируется крепление. Когда 3D-модель готова, ее отправляют на печать на специальном 3D-принтере.

– Молодым ученым, находящимся в начале своего пути, наверняка будет интересно узнать, как Вы достигли нынешних успехов. С чего начиналась Ваша научная карьера?

 

– В 2006 году я окончил Шахтинский филиал ДГТУ по специальности «радиотехника». На третьем курсе начал активно заниматься научной деятельностью под руководством профессора Владимира Ивановича Марчука, он ставил интересные задачи, связанные с обработкой сигналов, – очищение от помех, статистический анализ. Факультативно освоил курсы программирования. Позже именно этот синтез знаний – умение моделировать, программировать и знание теории радиотехники – помог мне эффективно решать поставленные задачи и выиграть первые грантовые премии, конкурсы и стипендии.

В 2008 году, обучаясь в магистратуре, я стал лауреатом стипендии президента для обучения за рубежом. В течение десяти месяцев я проходил стажировку в Тамперском технологическом университете в Финляндии. Знания, полученные там, дали толчок моему научному развитию – я начал активно заниматься обработкой и анализом изображений, улучшил знание английского, опубликовал несколько международных статей, которые стали основой моей магистерской диссертации и впоследствии кандидатской диссертации.

– Вы стали кандидатом наук в 24 года, в этом возрасте чаще всего молодые люди только заканчивают магистратуру. Как Вам это удалось?

– Моя кандидатская диссертация была посвящена обработке изображений, анализу и синтезу текстур при отсутствии априорной информации о модели изображений. Я разработал новые математические модели, которые описывали пиксели, их взаимосвязь, и показал различные решения задачи реконструкции и восстановления двумерных сигналов.

Невозможно написать кандидатскую за год, я к ней шел в течение 5 лет. С третьего курса бакалавриата я начал вести научную деятельность, за 4 года была проработана теория, проведены эксперименты, мне осталось собрать и систематизировать материал, оформить диссертацию, на что я и потратил около года.

Во многом мне помогла стажировка в Финляндии, где я работал одновременно и над дипломом магистратуры по смежной тематике, и над алгоритмами, методами для кандидатской диссертации. Обучение за рубежом позволило сделать новые разработки на мировом уровне, эти научные результаты успешно прошли апробацию.

– Вы проходили стажировку за границей, в каких странах Вы работали и что почерпнули там?

– Как я уже говорил, в 2008 году был 10 месяцев в Тамперском технологическом университете в Финляндии, в 2013-м – выиграл трехмесячную стажировку в Германии, тогда же был приглашен несколько раз на семинары в Гентский университет в Бельгии. Самая значимая стажировка была в 2017 году. Полгода я работал в Университете Техаса в Сан-Антонио (США) в рамках гранта Фулбрайт. От России тогда отобрали 16 человек из 300 претендентов, я был единственным по направлению «компьютерная наука».

За последних 6-7 лет я посетил более чем 50 конференций международного уровня, в среднем 5-7 раз в год я выступаю с докладами. Так, в январе был в Сан-Франциско на Electronic Imaging, в апреле – в Балтиморе, Defense+Commercial Sensing, в июне меня пригласили выступить на BlackSeaCom в Сочи, а также в Мюнхене на конференции Optical Metrology. Практически весь год расписан по ключевым мероприятиям. Сначала кажется, что наука такая большая, но когда выходишь на международный уровень, оказывается, что ключевых лабораторий в мире около двадцати-тридцати и ты всегда встречаешь их представителей на этих конференциях.

Каждая стажировка давала мне импульс в моем научном развитии. Я познакомился с мировым научным сообществом, исследовательской деятельностью ключевых лабораторий. Общение с известными учеными позволяет увидеть новые тенденции науки, перенять их опыт, такие контакты в перспективе дают возможность проводить совместные исследования.

Опыт, который я получил в стажировке, помог мне писать статьи для международных изданий. Я научился грамотно презентовать и защищать свои проекты, развил коммуникативные навыки. В зарубежных университетах на практических занятиях студенты учатся презентовать себя, свои проекты. Россияне, к сожалению, отличаются излишней скромностью, некоторой зажатостью. За границей учат людей быть настойчивыми, знать цену себе и своей работе, уметь добиваться признания. Каждый хороший ученый должен уметь показать себя, поэтому обоснованная уверенность – большой плюс.

Знакомства на международных конференциях, обмен научными знаниями принесли свои плоды, сегодня я являюсь рецензентом 15 журналов из квартелей Q1 и Q2 и состою в оргкомитете конференций в Америке, Нидерландах и Германии. Каждый месяц я пишу около десяти рецензий на английском языке для этих журналов. Рецензирование – это, конечно, общественная работа, но я призываю всех в ней участвовать, она позволяет понять идею другого человека, пропустить через себя, ты все время в тренде, ты знаешь последние разработки, кто чем интересуется. Получается, что работа бесплатная, но дает колоссальный опыт для развития.

– Не было желания остаться за рубежом?

– Современная наука не имеет государственных границ. Я хочу работать в России, быть востребованным здесь, приносить пользу, но при этом получать опыт за рубежом, потому что он позволяет выйти на новый уровень.

Зарубежные стажировки поощряют использование приобретенного опыта по возвращении в Россию. Например, в условиях гранта Фулбрайт стандартно прописано, что студент/ученый обязуется вернуться и как минимум в течение двух лет проработать на родине.

– Что нужно, чтобы выиграть грант на обучение за рубежом?

– Залог выигрыша гранта – это опыт, без опыта трудно оценить успешность выполнения проекта. Человек должен показать, где он публиковался, какие проекты выполнял, насколько они были успешны. Второе – это актуальность и научно-практическая значимость идеи. Третья составляющая – это коллектив, наличие проработанного плана, мотивация. По этим составляющим оцениваются проекты любого уровня – и стажировочные, и грантовые.

Я хочу призвать молодых людей к участию в научных конкурсах, даже если пока что показатели недостаточно высокие. Сейчас замечательная тенденция – сегментирование по возрасту, есть ниша для начинающих молодых ученых, например, программа «УМНИК», стипендии президента, грант РФФИ. Тут как в олимпиаде – важна не столько победа, сколько участие. Обычно во многих конкурсах открытые рецензии, можно получить фидбэк от экспертов, советы, в каком направлении стоит двигаться. Также важно принимать участие в различных конференциях, семинарах, где можно показать и отстоять свою идею. А если вы умеете ее отстоять, значит, вы чего-то уже достигли.

– Достаточно ли хорошо финансируется научная деятельность в нашей стране?

– Я начал заниматься наукой, когда грантовая система только формировалась, финансирование было небольшим, мы благодаря начальному финансированию смогли выйти на международный уровень, потом было проще участвовать в международных конференциях, получать контакты, идеи, быть на мировом уровне.

В современных реалиях в России достаточно условий для успешной научной деятельности. Хочу привести характерный пример: когда я проходил стажировку в Америке и назвал сумму финансирования нашей лаборатории, коллеги из-за рубежа очень удивились. На тот момент оно достигало 1 млн долларов – это победы в грантах, конкурсах и стипендиях – это довольно крупная сумма, не каждая известная лаборатория мира получает такое финансирование.

– Коммерциализация научных разработок – насколько это сейчас важно? Что вообще является источником доходов для молодых ученых?

– Нужно понимать: наука – это не средство обогащения, а средство самореализации и развития. Это творческая работа, которая требует особого склада мышления. Ученый должен уметь систематизировать большой объем теоретических и практических знаний и на основе этого создавать новое.

Профессия ученого очень интересна, это изобретательство, внедрение нового. Ученый всегда находится в процессе познания, одним из первых узнает, чем занимаются в научных лабораториях, всегда находится на грани открытый. Если ты смог создать что-то новое, твоя разработка полезна окружающим, это чувство приносит большое удовлетворение, ты осознаешь свою востребованность и значимость.

С другой стороны, финансирование помогает воплотить научную идею в законченный продукт. А продукт – это не только наука, это и менеджмент, это и реклама, и бизнес-план, все эти составляющие нуждаются в финансировании. Сейчас очень много грантов, конкурсов. Этих денег хватает на покупку оборудования, на поездки на зарубежные конференции, на зарплату.

Хороший ученый всегда востребован и может совмещать как работу в университете, так и в различных компаниях в качестве консультантов. Сегодня предприятия охотно идут на сотрудничество с учеными и научными коллективами, а это уже другой уровень зарплат.

Подчеркну, возможностей для заработков у ученых много, но научная деятельность – это всегда долгосрочное вложение.

– Чаще всего, когда мы говорим об ученых, нам представляется человек пожилого возраста. А как бы Вы охарактеризовали молодого ученого? Какой он?

– Общий портрет составить сложно. Могу сказать, что сейчас меняются стереотипы облика ученого. Раньше действительно был большой дисбаланс, средний возраст ученого достигал 60-70 лет. Сейчас в связи с тенденцией на «омоложение» грантов средний возраст заметно уменьшился, в науку приходит больше молодых, и главное – они имеют возможности для реализации своего потенциала.

Нельзя говорить, что молодой – это эффективный и результативный. Ученые всех возрастов, если они настоящие ученые, могут продуктивно работать даже в 70-80 лет. Здесь нужно индивидуально подходить к каждой персоналии. Главное – тот стержень, который позволяет что-то генерировать, создавать новое, а это может быть и в 20, и в 50 лет.

Омоложение науки – это, конечно, хорошо, но не будем забывать о поколениях, которые растят специалистов.

    

Вячеславу Воронину 34 года, он автор более 300 научных публикаций, 14 монографий, победитель многих президентских премий и грантов, постоянный участник российских и международных конференций, 35 его разработок запатентовано.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: донской государственный технический университет, молодые ученые

Похожие материалы:
«Устойчивое будущее России» - подведение итогов
Интервью с лауреатами Зворыкинской премии
Объявлен конкурс на участие в российско-германских программах
Комплексные изменения в финансировании науки необходимы
Конкурс грантов ОАО «РЖД» для молодых ученых
Научный ноябрь по-биологически
«Зворыкинская премия 2013»: начался прием заявок
Проектируем для нефтегазовой отрасли
Умники из Сибирского федерального университета
Поддержка молодых ученых в Краснодарском крае

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#95Впервые в России проведен масштабный форум APQN
#108Роман Симуков: «Для начала нужно выйти за рамки привычного образа ребенка-сироты»
#95Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
#99Состояние и перспективы развития зарубежных филиалов в мире
#101Минобрнауки РФ готовится к масштабной реформе профессионального образования
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний