Игорь Кантаржи: «В науке всё сложно и всё просто»Профессор МГСУ Игорь Кантаржи — участник прошедшей в САФУ конференции «Инновационные материалы и технологии для строительства в экстремальных климатических условиях». Игорь Григорьевич выступил с докладом, который был посвящен численному моделированию льда. Просмотров: 477
Профессор Московского государственного строительного университета Игорь Кантаржи — участник прошедшей в САФУ конференции «Инновационные материалы и технологии для строительства в экстремальных климатических условиях». Игорь Григорьевич выступил с докладом, который был посвящен численному моделированию льда — актуальному направлению науки, необходимому для строительства прибрежных сооружений на арктических территориях. — Игорь Григорьевич, к каким негативным последствиям может привести пренебрежение расчетами по численному моделированию льда? — Пренебрежение расчетами здесь принципиально невозможно, иначе вы не запроектируете сооружение. Конечно, расчеты могут быть недостаточно точными, если не следовать достижениям современной науки. Но в таком случае возможны разрушения, которые, сами понимаете, чреваты последствиями. В современной ситуации, трудно себе представить какую-то сверхкрупную аварию, вроде опрокидывания нефтяной платформы. Такого, по-моему, не случалось в истории. Но определенные разрушения действительно возможны, разрушения отдельных элементов конструкции, например. Это потребует ремонтных работ, а ремонтные работы в открытом море — это дорого и проблемно. В общем, если сделать неточные расчеты, то неприятности выплывут в будущем. — А случались прецеденты в мире, когда из-за неточных расчетов разрушались какие-то сооружения в море? — Да, и достаточно много. На самом деле, это, в принципе, обыденное явление. В морской гидротехнике точно также ремонтируют сооружения, как и жилые дома. Обычно ремонты связаны с ошибками или проектировщиков, или строителей. — Расчеты ледовых нагрузок — это актуальная тема в России? — Очень актуальная. Потому что мы активны в Арктике, и, судя по заявлениям нашего руководства, мы в ближайшие годы будем очень активно идти в Артику. Туда пойдут военные, туда пойдут нефтяники и газовики. Чтобы добывать на шельфе, потребуется строительство специализированных портов. Несмотря на экономические трудности, планируется серьезное движение в Арктику. Так что ледовые проблемы очень важны для нас. Так же, как они важны для Канады, Финляндии и всех других стран, которые заинтересованы в северных территориях. — Вы занимаетесь не только моделированием льда, но также и моделированием морских волн? — Да, волн тоже. Если вы строите сооружение на море, то волны, волновые нагрузки нужно учитывать. Даже в Арктике, где период открытой воды — два-три месяца в году. Волны воздействуют на сооружения и определяют очень важный параметр — высоту гребня сооружения, этот параметр именно волны определяют. Поэтому даже в суровых ледовых условиях кроме льда надо еще изучать волны, их воздействие, характеристики, взаимодействие с сооружением. — А что сложнее моделировать — лед или волны? — Лед менее изучен, его модели менее развиты. Дело в том, что если волны — это только гидродинамическая задача, то лед — это еще и термодинамика. Лед растет, тает, прилипает к сооружениям и к берегу, образуется припай. То есть лед ведет себя не только как твердая среда, движется вместе с течениями, но еще и термодинамически меняет состояния. Решать приходится двойную задачу, получаются модели гидродинамически-термодинамические. Но нельзя, впрочем, сказать, что модели льда проще или сложнее — в науке всё сложно и всё просто. Но эти модели интереснее. И они менее изучены. — На ваш взгляд, как сейчас будут развиваться арктические проекты? — Арктика ведь очень богата углеводородами на шельфе. Но многое зависит от возможностей экономики, от конъюнктуры цен. Вот несколько лет назад планировалась гигантская добыча газа на Штокмановском месторождении. Тогда слово «Штокман» было на слуху. Сейчас, к сожалению, отказались от освоения этого месторождения, это очень тяжелая история. Но зато движется Ямал. В Обской губе строятся уникальная береговая база, завод по сжижению природного газа, огромный канал и порт. Оттуда танкеры будут транспортировать сжиженный газ в Китай, Японию, Индонезию. Сжиженный газ — это вообще сейчас самый актуальный способ транспортировки. Природный газ при температуре минус 153 градуса превращается в жидкость. Ее загружают в танкеры, как нефть, и в таком виде доставляют потребителю. Можно по Северному морскому пути возить в Азиатский регион такой груз. — Если таяние льдов будет угрожать прибрежным территориям, что человечество может сделать для того, чтобы избежать затопления крупных зон суши? — Таяние льдов — это результат глобального потепления климата. Чтобы предотвратить глобальное потепление, людям нужно резко уменьшить выброс углекислого газа в атмосферу. Это можно сделать, чтобы хоть как-то замедлить негативные процессы. Таяние льда — не страшная вещь, а страшная вещь — поднятие уровня Мирового океана. От затопления прибрежных территорий страны вроде Голландии вообще страдают жутко (там вся страна ниже уровня моря). И другие страны тоже могут со временем пострадать, и нам достанется. — А возможно ли построить какую-то специальную инфраструктуру, чтобы уменьшить последствия этой беды? — Возможно, но никто не хочет. Разговоров ходит много, но никто особенно не стремится просто начать делать что-то подобное. Пока что людям кажется, что все не к спеху. Надеюсь, они спохватятся не тогда, когда будет слишком поздно. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|