Учителями Подмосковья опробованы перспективные модели поддержки педагогического ростаМосковская область – один из регионов-лидеров развития школьной системы образования. Об уникальном для России опыте общественной самоорганизации регионального образовательного сообщества и столь же уникальных педагогических проектах, которые сегодня здесь реализуются, рассказывает член Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, президент ассоциации «Учителя Подмосковья», заслуженный учитель Российской Федерации, доктор педагогических наук Лидия Антонова. Просмотров: 215
Материал опубликован в журнале №107 от 26.11.2018.
– Сегодня ключевой вызов для образования, на мой взгляд, – это падение мотивации детей к учебе. Конечно, есть стремление у определенной категории школьников и родителей «хорошо сдать ЕГЭ». Но я не об этом, а о той мотивации, которая связана со способностью получать радость от самого процесса познания, а значит – и обучения. Когда учишь – например, биологию или математику – не потому, что надо будет сдавать экзамен (хотя и это в том числе), а потому, что это интересно. Развитие и поддержка такой мотивации – важнейшая педагогическая задача. И второй серьезный вызов – у нас крайне забюрократизирована работа учителя. Хотя на всех уровнях эту проблему признают, но на деле уровень административной нагрузки пока не снижается. В итоге у учителей просто не остается возможности заниматься собственным профессиональным ростом. Именно для решения этих задач – создания условий для развития мотивации детей к учебе и мотивации учителей к повышению своего профессионального уровня – в Московской области при поддержке губернатора и регионального министерства образования реализуется целый ряд проектов. Что именно делается? Начну с того, что на протяжении последних десяти лет в Подмосковье активно шел значимый процесс объединения и консолидации педагогического сообщества в рамках общественных профессиональных ассоциаций. Толчком послужил национальный проект «Образование»: тогда, в 2006 году, 44 школы стали его победителями. И мы задумались: что дальше? Как системно, целенаправленно развивать и транслировать наработанный опыт и достижения наших финалистов? Так в 2007 году появилась ассоциация «Лидеры образования Подмосковья», объединившая лучшие школы региона. А далее стали появляться объединения педагогов-предметников – по математике и физике, русскому языку и литературе, истории и обществознанию – в общем, практически по всем основным предметным направлениям школьной подготовки. Более того, в процесс профессиональной консолидации включились не только учителя-предметники, появились профильные ассоциации библиотечных работников системы образования Московской области, социальных педагогов и педагогов-психологов, специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, педагогов дошкольных образовательных организаций; педагогов начального общего и среднего профессионального образования. В итоге сформировалась мощная региональная сеть профессиональных общественных ассоциаций, и в 2014 году по инициативе губернатора области и представителей педагогического сообщества региона была учреждена ассоциация «Учителя Подмосковья», ставшая своеобразным координатором сетевого взаимодействия. Сегодня она объединяет 28 общественных профильных организаций (а это более 3 тыс. педагогов). И процессы консолидации продолжаются: например, ведется работа над созданием ассоциации методистов, ассоциации учителей китайского языка, который становится у обучающихся все более популярным.
Координация сетевого педагогического сотрудничества по всему спектру профессиональных задач – будь то вопросы повышения квалификации учителей или обмена опытом и лучшими педагогическими практиками, методической экспертизы или обсуждения важных для региональной системы образования документов – одна из важных сторон деятельности нашей ассоциации. Но сегодня не менее важна еще одна задача – речь идет о налаживании широкого взаимодействия педагогического сообщества региона с внешними партнерами: органами власти, родительским сообществом, работодателями. Развитие такого взаимодействия также стало одной из целей ассоциации «Учителя Подмосковья». Система образования Московской области не первый год занимает лидерские позиции среди других регионов. Думается, одним из факторов успеха стал и тот уникальный опыт самоорганизации педагогического сообщества, накопленный нами за последнее десятилетие, – опыт, который может стать ценным вкладом в общероссийскую копилку национальной системы образования. В 2018 году пять организаций, членов ассоциации «Учителя Подмосковья», получили грант Президента РФ, некоторые также получили гранты от правительства, министерства образования Московской области на реализацию инициатив и проектов, направленных на развитие мотивации у детей и учителей, о чем упоминалось выше. Началось все с того, что однажды, несколько лет назад, ко мне пришли педагоги-математики и сказали, что многим их коллегам требуется методическая помощь в освоении некоторых трудных разделов математики. И мы стали думать, как в рамках повышения квалификации помочь учителю решить эти проблемы. При этом стали разбираться, из чего состояли курсы повышения квалификации… Не хочу сейчас углубляться в критику этой сферы, нынешних форм аттестации, тем более министерство работает над новыми форматами, и года через два они должны прийти в образовательную систему. Затрону лишь один момент. Что сейчас не нравится учителям? Очень большая часть, фактически треть их времени, тратится на изучение различных нормативных документов. Конечно, нормативную базу тоже необходимо знать. Но если учитель выбирает ту или иную форму повышения квалификации, он должен не для галочки ее пройти, а научиться работать со сложными темами своего предмета, овладев такими педагогическими способами, которые помогли бы вовлечь детей в процессы понимания и познания, особенно тех учеников, которые воспринимают предмет как страшный, трудный и скучный. И мы начали с них, математиков, организовав в рамках работы предметных ассоциаций новый формат деятельности, получивший общее название «Малая академия Подмосковья». В чем его суть? Это углубленное погружение в предмет группы школьников и их учителей в течение определенного периода времени (как правило, пяти дней – в осенние или весенние каникулы). При этом с представителями предметной ассоциации заранее согласовываются как период погружения (осенний или весенний), так и темы предмета, вызывающие, как правило, у школьников наибольшие сложности. Причем погружение проводят лучшие, признанные в регионе педагоги-предметники! Более того, мы приглашаем специалистов-исследователей из академических институтов и федеральных научных центров, базирующихся в подмосковных наукоградах. Чтобы ребенок послушал их и, если хотите, ахнул: как же это интересно! И действительно такая форма работы получила массу позитивных откликов не только от учителей и родителей, но, что особенно радует, – от самих ребят. В 2016 году модель сезонных сборов «Малая академия Подмосковья» получила грант Правительства РФ, ею заинтересовались в целом ряде российских регионов. Другая форма поддержки педагогов, которую мы также опробовали и которая также дает позитивные результаты, предполагает не выезд групп школьников и учителей на сезонные сборы, как в предыдущем варианте. Наоборот мы приезжаем в конкретную школу и в течение всего дня проводим интенсивные занятия (также в формате «погружений») для учителей математики, физики, информатики, биологии, русского языка и литературы, истории… На что я еще обратила бы внимание? Наш поиск новых форматов повышения квалификации и мастерства учителей выявил важный аспект этой задачи. Речь идет об умении преподавателя эмоционально захватить, увлечь школьную аудиторию. То есть, помимо профессиональных знаний, он должен обладать навыками эмоционального вовлечения в свой предмет. Неслучайно признанные, авторитетные международные эксперты в области образования делают акцент на необходимости формирования эмоциональной личности педагога – именно на это, считают эксперты, должна быть направлена значительная часть подготовки в современном педагогическом вузе. И я поддерживаю эту точку зрения. Уверена, целенаправленная работа по всем этим направлениям – начиная с изменений в системе подготовки педагогов в вузе до внедрения новых форм повышения квалификации и аттестации учителей, – избавление от жесткого формализма и излишней бюрократической нагрузки и, напротив, доверие учительскому сообществу – инициативному, преданному своему делу, способному к самоорганизации и постоянному профессиональному поиску, – обязательно приведут к тому, что в систему образования захотят прийти многие творческие талантливые личности, чтобы сделать профессию педагога своей судьбой. Думаю, это один из важнейших ключей к решению тех вызовов, о которых было сказано в начале. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|