Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ЧГСХА: Стратегия неустанного развития

В Университете Корвина г. Будапешта, Венгрия состоялась официальная процедура вступления Чувашской сельхозакадемии в члены Вышеградской ассоциации аграрных и естественнонаучных вузов Восточной Европы. О перспективах развития академии рассказывает ректор вуза Людмила ЛИНИК.

Просмотров: 95
ЛИНИК Людмила Ниловна – ректор Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, доктор юридических наук, професор, заслуженный юрист РФ, член Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства РФ.

В сентябре этого года в Университете Корвина г. Будапешта, Венгрия (Corvinus University of Budapest, Hungary) состоялась официальная процедура вступления Чувашской сельхозакадемии в члены Вышеградской ассоциации аграрных и естественнонаучных вузов Восточной Европы (Visegrad University Association, VUA). Вхождение в состав ассоциации открывает принципиально новые возможности для повышения качества образования и научной деятельности, позволит активно участвовать во многих международных мероприятиях, в том числе проводимых ФАО и ЮНЕСКО. О перспективах развития академии рассказывает ректор вуза Людмила ЛИНИК.

– Людмила Ниловна, интеграция вузов в мировое образовательное пространство, масштабная модернизация системы высшего образования, в том числе и в аграрной сфере, становятся жизненной необходимостью. Как решают эту важную задачу в Чувашской государственной сельскохозяйственной академии?

– В современном мире сохранить и упрочить свои позиции на рынке образовательных услуг можно лишь при реализации инновационной модели развития. Что вкладывается в это понятие?

В первую очередь, это способность вуза вырабатывать качественные знания. Именно качество обучения должно стать основным критерием оценки инновационной образовательной деятельности. Девиз нашего вуза: «Знания приносят плоды!». В нем отражена идеология и миссия академии – мы провозглашаем значимость образования и силу знаний.

Необходимо еще на студенческой скамье подготовить специалистов, способных в жестких условиях современного рынка труда к эффективной профессиональной деятельности. Важность этой задачи неоднократно подчеркивает и министр сельского хозяйства Российской Федерации Николай Федоров, отмечая, что «кадры решают все <…> и ключевая задача, стоящая перед аграрными вузами, – обеспечение отрасли высококвалифицированными работниками».

Подчеркнем, государство нацеливает научно-педагогические коллективы вузов и их руководство на инновационную деятельность выс­шей школы по всем направлениям деятельности: образовательной, научно-исследовательской, экономической, организационно-управленческой, правовой, социальной и т.д. Высшая школа оптимизируется, совершенствуются её структура и сеть подведомственных организаций. Проводимая политика связана с необходимостью более эффективного использования финансовых, материальных, информационных и кадровых ресурсов образовательных организаций.

К сожалению, наша психология не очень приспособлена к изменениям, нам кажется – легче двигаться по наезженной колее. Считаю важным выбраться из своей скорлупы и стараться привлекать лучший опыт, учиться – сравнивая разные стили и стратегии. Поэтому, прекрасно осознавая преимущества интеграции в мировое образовательное пространство, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия в своей деятельности делает ставку на налаживание стратегически важных контактов.

Яркий пример успешной деятельности в этом направлении – вступление Чувашской сельхозакадемии в члены Вышеградской ассоциации аграрных и естественнонаучных вузов Восточной Европы, в сентябре этого года в ходе ежегодного собрания VUA по рекомендации партнера ЧГСХА – РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

На наш взгляд, в жизни необходимо научиться видеть не только риски, но и вероятную выгоду, а еще лучше – уметь ее извлекать. Ведь часто дело оказывается даже не в возможностях, а в том, как они реализуются. Были бы желание и инициатива, и тогда они превратятся в намерение, а намерение – в действие.

– Безусловно, членство в Вышеградской ассоциации аграрных и естественнонаучных вузов Восточной Европы сыграет значительную роль в развитии академии как вуза европейского уровня. Какие конкретные задачи решает ассоциация в своей деятельности?

– Подписание меморандума об учреждении VUA состоялось в ноябре 2011 года на базе Словацкого сельскохозяйственного университета в г. Нитра (Словакия) в рамках форума Вышеградской ассоциации аграрных и естественнонаучных вузов Восточной Европы. Возглавил организацию профессор, доктор экономических наук Петер Биелик.

В тот период в состав ассоциации входили 24 вуза из таких стран Восточной Европы, России и Азии, как Словакия, Чехия, Польша, Венгрия, Австрия, Германия, Италия, Хорватия, Болгария, Словения, Сербия и Российская Федерация. В настоящее время ассоциация объединяет 50 участников из 21 страны.

Одним из первых совместных проектов в рамках ассоциации стал научно¬исследовательский проект «Устойчивое развитие сельского хозяйства в странах Вышеградского региона и сотрудничающих государствах», финансируемый совместно Европейским Союзом и фондом Вышеграда.

Основная цель ассоциации заключается во взаимодействии вузов­партнеров стран Вышеградского соглашения и соседних регионов для обеспечения качества образования и научной среды, содействия более тесному сотрудничеству по всем вопросам устойчивого развития.

Деятельность ассоциации весьма плодотворна. Она предусматривает проведение международных летних школ для бакалавров, магистров и аспирантов (International Visegrad Summer School), издание международного научного журнала, посвященного биоэкономике и устойчивому развитию (Journal on Bioeconomy and Sustainable Development), а также монографий и учебных пособий, организацию международных симпозиумов, семинаров и конференций по темам аграрной науки с участием преподавателей, научных сотрудников вузов и аспирантов.

Ежегодное итоговое совещание ассоциации традиционно оценивает итоги предыдущего периода деятельности, утверждает ежегодный доклад, принимает план мероприятий на следующий год и стратегические решения по работе и развитию на будущее.

Нынешний год для ассоциации стал весьма значимым, подведены итоги совместного проекта «Устойчивое развитие аграрного сектора в странах Вышеградской группы и регионах-партнерах» («Sustainability in Agrisector of V4 Countries and Cooperating Regions»), который стал отправной точкой сотрудничества университетов. Одним из его результатов стало создание VUA.

Важнейшее и перспективное решение итогового совещания этого года – инициатива создания молодежного крыла, VUA Youth. «Взрослая» ассоциация набрала силу и продемонстрировала взаимный интерес университетов­участников к развитию долгосрочного партнерства. Участники совещания согласились с идеей, что студенты университетов­участников должны стать прямыми получателями преимуществ от сложившихся широких международных связей. Кроме того, для целей их личного развития и лучшего образования они должны сами инициировать, организовывать и проводить различные научные, академические и культурные мероприятия, конечно же, с использованием опыта и финансовых возможностей взрослых коллег.

Для развития молодежных инициатив на итоговом совещании этого года принято решение о проведении II Конференции VUA Youth в 2015 году в России на базе РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

– С целью развития сотрудничества в области образования, научных исследований, культурного и научного обмена год назад состоялось подписание Договора академического сотрудничества между ЧГСХА и РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. Какие итоги совместной работы вы бы уже обозначили?

– Подписание соглашения о сотрудничестве с ведущим в стране центром в сфере аграрного образования и науки стало важным событием для нашего вуза. На основе соглашения разработаны «Основные направления реализации договора академического сотрудничества» в учебной, научной, воспитательной и международной деятельности. В частности, предусмотрено проведение совместных учебных курсов, семинаров и конференций, а также обмен студентами, научными и педагогическими кадрами.

Между вузами за этот период уже сделано многое. В рамках совместного научно-методического сотрудничества в течение учебного года осуществлялось взаимное участие студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей в научных конференциях и семинарах, проводимых РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева и ЧГСХА. Студенческие научные работы были опубликованы в сборнике трудов участников конференции. В дальнейшем результатами этих научных исследований станут не только научные статьи, но и студенческие дипломные работы, кандидатские и докторские диссертации.

В рамках реализации учебных программ бакалавриата с использованием сетевых образовательных программ студенты ЧГСХА прошли теоретическое обучение и учебно-производственную практику по индивидуальным планам на факультетах Тимирязевки. Там же стажировались и преподаватели, которые в летние месяцы стали участниками международных летних школ университета. В частности, представители академии приняли участие в работе Международной летней школы по направлениям «Кормопроизводство и кормление сельскохозяйственных животных», «Садоводство и ландшафтная архитектура», «Инновационные грани аграрной экономики». В ближайших планах совместной деятельности намечено приглашение выпускников ЧГСХА для обучения в РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева по магистерской программе «Инжиниринг в животноводстве».

Преподаватели кафедр РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева оказывали методическую помощь сотрудникам ЧГСХА в разработке учебно¬методических материалов по различным направлениям образовательной деятельности. Для студентов, аспирантов и преподавателей академии профессора и академики РАН прочитали лекции по различным дисциплинам и проблемам развития АПК.

Развивается взаимодействие между нашими вузами и в направлении воспитательной работы. Много позитивных впечатлений оставили у студентов Чувашской сельхоз­академии участие в заседании выездной школы студенческого актива в оздоровительном комплексе «Полушкино», гала¬концерте студенческого творчества «Весна в Тимирязевке», учащиеся¬спортсмены двух вузов укрепили дружбу на товарищеских состязаниях.

Взаимодействие выгодно всем сторонам. Для наших студентов и аспирантов оно еще и открывает большие возможности: это бесценный практический опыт, который молодые люди просто не смогли бы приобрести только внутри нашего вуза. Поэтому мы настроены на долгосрочное сотрудничество.

– Наш разговор мы начали с инновационной деятельности вуза. Импонирует, что вы делаете ставку на новшества. Насколько академия продвинулась на этом пути? Какие стратегические цели ставите?

– Если с латинского языка дословно перевести слово «innovatio», оно обозначает «в направлении изменений». А это как нельзя лучше подходит для вуза, решившегося на переход к комплексному инновационному развитию в самом широком смысле слова и в контексте государственной политики.

В прошедшем году была проделана большая подготовительная работа, он прошел в условиях введения в действие нового закона об образовании, который внес заметные изменения в развитие системы образования страны. Поэтому год можно считать значимым в стратегическом плане, и для академии этот период ознаменовался пошаговой системной работой. Мы ставим серьезные задачи по достижению нового качества в образовательной и научной деятельности, усовершенствованию образовательных программ, усилению исследовательской активности. Наши приоритеты предусматривают самые высокие требования к условиям и результатам обучения, многие меры направлены на рост кадрового потенциала и реформирование системы управления вуза.

Сегодня ЧГСХА реализует концептуально иной подход, заключающийся в том, что конечным результатом учебного процесса является подготовка компетентного специалиста, чья квалификация отвечает требованиям рыночной экономики и мировым стандартам в области высшего образования. Приятно отметить, что наши студенты проходят производственную стажировку на базах предприятий региона и учреждений АПК России в целом. Это передовые хозяйства Нижегородской, Ленинградской областей, Республики Марий Эл. В рамках договора о сотрудничестве студенты академии практикуются на одном из крупнейших предприятий России по производству иммунобиологических препаратов для животных – Щелковском биокомбинате. По окончании практики многие студенты остаются работать на предприятиях, где они стажировались, либо входят в кадровый резерв компаний.

В течение года велась активная работа по укреплению материально­технической базы вуза. Этому вопросу мы стремимся уделять пристальное внимание, прилагая все старания для обеспечения успешного обучения, комфортного проживания и полноценного качества проведения досуга студентов. Прекрасным подарком к началу нового учебного года стало одно из общежитий академии после капитального ремонта: здание было построено полвека назад и давно нуждалось в серьезной реконструкции. Минсельхозом РФ были выделены необходимые финансы, позволившие решить вопросы, связанные с капитальным ремонтом общежития и проведением его в короткие сроки с наилучшим качеством.

В ближайших планах – организация современного производства, обновление и переоборудование парка сельскохозяйственной техники в учебно¬научно¬производственном центре академии «Студгородок», который создан при вузе для прохождения студентами учебной и производственной практики. Центр оборудован достаточно давно, его материально­техническая база порядком поизносилась и оставляет желать лучшего. Общая земельная площадь опытных полей и коллекционных участков составляет 262 га. Здесь, а также на специализированных молочно­товарной и свиноводческой фермах, учащиеся изучают и животновод¬ство, и растениеводство, ставят научные эксперименты. В среднем, в течение учебного года на базе центра под руководством преподавателей проходят практику около 500 студентов. Есть у центра в наличии и учебные павильоны сельскохозяйственной техники, машинно­тракторный парк.

Главное, на что мы ориентируемся, – рост престижа и конкурентоспособности академии как модели, где генерируются новые знания и передовые технологии, задаются новые стандарты, отвечающие самым современным требованиям. Пожалуй, мы стремимся стать заметным явлением на рынке образовательных услуг.

Планы, конечно, амбициозные, но осуществимые. В целом мы стараемся эффективно использовать все возможности и ресурсы, чтобы будущие выпускники школ, студенты и преподаватели стремились у нас учиться и работать.

– Людмила Ниловна, в этом году вы в числе 35 представителей общественных и научных организаций, специалистов в области агропромышленного комплекса вошли в обновленный состав Общественного совета при Минсельхозе РФ.

– Да, первое организационное заседание в новом составе Общественного совета Минсельхоза РФ состоялось в июне этого года. В работе принял участие министр сельского хозяйства Николай Федоров, который нацелил вновь избранных членов совета на поиск новых, эффективных и творческих решений в выполнении министерством задач, поставленных руковод­ством страны.

Нужно сказать, что формирование состава совета проходило с учетом новых требований, при которых были предусмотрены публичные и рейтинговые консультации по кандидатурам. За честь попасть в список кандидатов в члены совета боролось большое количество людей с активной гражданской позицией. Всего было подано 127 заявок, по каждой на сайте министерства было проведено интерактивное голосование по изучению общественного мнения. И только по окончании интернет-голосования проект состава совета прошел согласование с Общественной палатой РФ. В итоговый список вошли 35 человек, среди которых руководители основных отраслевых союзов и объединений, крупных агропромышленных компаний, представители образовательных и научных учреждений.

Свою задачу в работе совета вижу в достойном представлении интересов аграрного образовательного сообщества и усилении уровня взаимодействия с Минсельхозом РФ и сельскохозяйственным Экспертным союзом.

Совет призван решать очень важные вопросы. Главными направлениями деятельности будет подготовка заключений на основе общественной экспертизы нормативно-правовых актов министерства, проведение слушаний по приоритетным направлениям его деятельности, работа с инициативами граждан и организаций и многое другое.

Отметим, что в настоящее время полномочия Общественного совета серьезно расширяются – его члены имеют право входить в кадровые комиссии органов власти, повышается ответственность госорганов за выпуск нормативных актов без их рассмотрения Общественным советом при ведомстве. Кроме того, Общественный совет должен уделять больше внимания вопросам противодействия коррупции и контролю над госзакупками, включая размещение государственных заказов на выполнение научно-исследовательских работ и оказание консультационных услуг.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-74, актуальное интервью, чувашская государственная сельскохозяйственная академия, международное сотрудничество, аграрное образование, людмила линик

Похожие материалы:
Кадры для сельского хозяйства. Перспективы развития
Перспективы развития образовательного сотрудничества
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Международная деятельность как стратегия инновационного развития
Калининградский филиал Санкт-Петербургского ГАУ развивает практико-ориентированное образование
Юго-Осетинский госуниверситет: Трудностям наперекор
Франко-российское партнерство в области сельского хозяйства
Информационно-консультационное сопровождение сельских товаропроизводителей
Конкурентоспособность аграрного образования
Подготовка кадров для сельского хозяйства Чувашии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ