Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Сельская школа: личность руководителя

Руководитель школы должен не только теоретически обосновать свою управленческую деятельность, но и обладать фундаментальной и реальной для применения идеологией управления. Рассказывает директор школы №15 с. Казинка Галина Мамцева.

Просмотров: 3151

«Живые колеса» управления

МАМЦЕВА Галина Николаевна – директор средней общеобразовательной школы №15 с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края

Деловой социум сегодня все более нуждается не во всезнайках и болтунах, а в компетентных руководителях. Современный руководитель – это менеджер, который, работая с людьми, отвечает за их профессиональные достижения, осуществляет организацию и координацию усилий для решения задач, поставленных перед возглавляемым коллективом, ведет его к успеху.

И руководитель школы должен не только теоретически обосновывать свою управленческую деятельность, но и обладать фундаментальной и реальной для применения идеологией управления, то есть системой идей, понятий, суждений об управленческой деятельности, принципах, формах и методах ее осуществления.

К ключевым личностно-профессиональным компетенциям эффективного руководителя относятся:
• способность выявлять социальные потребности и определять миссию школы на ближайшие годы и длительную перспективу;
• способность ставить и реализовывать цели по отработке многомерной модели формирования личности;
• способность к диагностико-технологическому мышлению;
• владение позиционно-проблемным подходом к самоорганизации педагога и педагогического коллектива в целом;
• построение работы на принципах разумно-деятельностного подхода;
• сформированность ярко выраженного диалектического и оптимизационного (экономического) мышления;
• владение психологическими техниками управления людьми;
• высокий уровень профессиональной, нравственной и социальной зрелости;
• привлекательный профессиональный имидж;
• способность осуществлять мониторинг качества образования на основе квалиметрических методик.

Наша идеология управленческой деятельности выстраивается на основе данных ключевых личностно-профессиональных компетенций эффективного руководителя, что позволило утвердиться в школьном деловом социуме неписаному правилу: тот, кто не может организовать себя и свой труд, не может управлять другими.

Управление школой выстраивается на основе разработанных моделей технологии управления, цель которых состоит в отработке собственной теории и практики педагогического менеджмента. Постоянно внушаю себе и коллегам: если хотите быть мастером, не ждите, что кто-то даст вам готовые мысли. «Пробуждение мысли» – в этих словах заключена формула успеха управленческой команды школы. Ее реализация позволяет постоянно наращивать и активно использовать в управленческой деятельности научные знания в области философии, психологии, педагогики, методики, дидактики, менеджмента и управленческой инноватики.

Важную роль играет и модель социального партнерства. Это способствует налаживанию тесных связей как с субъектами школьного социума, так и с социальными партнерами села, района, без чего невозможно решить ни одну проблему развития и модернизации образовательного процесса в сельской школе.

Лейтмотив нашей идеологии управления – через инновационную деятельность руководителя – к инновационной деятельности педагога. В соответствии с ним была разработана карта инновационной работы педагогического коллектива, которая положена в основу программы развития казинской школы. Опыт работы по данному направлению неоднократно освещался на всероссийских конференциях по проблемам модернизации сельской школы (Псков, Петрозаводск, Курган, Ставрополь), международном конкурсе им. А.С. Макаренко.

Внедряемая в школе педагогическая модель складывается из следующего.
1. Воспитательная система по 12 комплексным учебно-воспитательным блокам-месяцам, выстроенная на теории воспитательных систем, методике коллективно-творческого дела с позиции деятельностного подхода.

2. Дидактическая система, складывающаяся из авторской психолого-педагогической системы дифференцированного обучения, выстроенной на ее основе модели внутришкольной профилизации, школьной концепции вариативной части учебного плана, системы дополнительного и начального профессионального образования.

3. Три подсистемы:

  • трудовая, в рамках которой отрабатываются теория и практика продуктивной школы, концепция воспитания А.С. Макаренко, когда формируется личность выпускника как новый тип делового человека, бизнес-ориентированного и конкурентоспособного;
  • физическая (школьный центр здоровья, физкультуры и спорта), направленная на формирование здорового образа жизни, индивидуального ортобиоза (осознания самоценности собственной жизни, неиссякаемого оптимизма) всех субъектов образовательного процесса;
  • эстетическая (ассоциации клубов общения и развития), целью которой является повышение самодеятельных начал и творческого потенциала личности сельского школьника.

Одной из особенностей Казинской школы является ее полифункциональность. В этой связи постепенно формируется школа как социокультурный комплекс, выполняющий функции:

  • общеобразовательной школы;
  • учреждения дополнительного образования;
  • учреждения допрофессионального и начального профессионального образования;
  • школы-музея;
  • школы аграрного хозяйства (141,5 га земли).

О результативности управления творческим процессом отработки педагогической модели Казинской школы свидетельствуют победы на 2-м Всероссийском конкурсе воспитательных систем, межрегиональном грантовом конкурсе в Южном федеральном округе, 2-м Международном конкурсе им. А.С. Макаренко.

С 1991 года в школе внедрена авторская психолого-педагогическая система дифференцированного обучения, представляющая взаимосвязанный комплекс организационно-методических мероприятий, направленных на создание условий для оптимального развития и образования сельских школьников с учетом их здоровья, психофизических возможностей и интересов.

Как современный руководитель я вижу свою основную задачу в проектировании зоны развития системы управления и постоянном наращивании потенциала управляемой системы.

В основу мониторинга качества образования положен ряд критериев.

  • Группа общеучебных навыков, с помощью которых ученик добывает знания: скорость осознанного чтения, темп грамотного письма и вычислений и др. Так контролируется процесс внедрения педагогами технологии В. Зайцева и реализация содержания школьной программы, формирования общеучебных умений и навыков у учащихся.
  • Признаки, характеризующие необходимость дифференцированной поддержки, – усиленная работа над развитием речи, воли, эмоций, мышления учащихся. Эти процессы отслеживаются через реализацию педагогами школьной программы и авторской методики развития продуктивного типа мышления у воспитанников.
  • Признаки, характеризующие организационно-педагогические условия: разноуровневость, дополнительность, комфортность. Отслеживается реализация педагогами психолого-педагогической системы дифференцированного обучения, модели внутришкольной профилизации, школьной концепции вариативной части учебного плана, структурно-содержательных компонентов педагогической модели, системы дополнительного и начального профессионального образования.
  • Реализация содержания прогностических моделей педагога, выпускника, родителя. Проводится системный мониторинг на основе разработанных в школе авторских технологий: диагностических исследований (определение уровня воспитанности и социальной зрелости сельского школьника, профессиональной, нравственной и социальной зрелости личности сельского педагога), социологических исследований (выявление приоритета общечеловеческих ценностей учащихся, микроклимат в школе и классе) и педагогических исследований (развитие физических качеств учащихся, изучение жизненных сценариев сельских школьников).

Постоянный квалиметрический анализ результатов мониторинга – это в идеологии управления, утвердившейся в нашей школе, некая сфера, которую не назовешь методом, способом, – она пронизывает все направления деятельности школьной управленческой команды.

Так, отрабатывая в течение многих лет новое содержание образования на основе сложившейся идеологии управления, директор и вся управленческая команда школы формировались как компетентные менеджеры, мастера педагогического труда. Это существенно повлияло на повышение самооценки собственной управленческой деятельности. Считаю высокую самооценку важнейшим двигателем саморазвития, составляющей «живых колес» управления. Ведь не даром великие подчеркивали: чем выше самооценка, тем выше притязания, крупнее жизненная стратегия, масштабнее жизненные достижения.

В книгах современно мыслящих авторов не приводятся, как в старом школьном задачнике, ответы в конце. Более того, сами они пусть не часто, но честно и откровенно признаются, что еще не в состоянии не только решить, но и постичь архисложные проблемы современного управления. Однако же они их ставят для совместного с читателем осмысления. И всякий раз мы, педагоги небольшой сельской школы, наполняемся новыми идеями.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Содействие трудоустройству выпускников в Ставрополье
Становление негосударственного вуза в Невинномысске
Инновационная программа Ставропольского государственного аграрного университета
Колледж креативных идей
Обзор рынка труда Ставропольского края
В перспективе – многоуровневый учебный комплекс
Аграрные кадры для Ставрополья
Система менеджмента качества формирует успешность
ЗАО «Ставропольский бройлер» - пример социального партнерства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ