Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Россия в Болонском процессе

Какова роль и влияние России на развитие единого европейского пространства высшего образования? Задачи, которые придется решать в ближайшее время, и вызовы, которые нужно преодолеть, едины для всех стран-участниц Болонского процесса? Или мы, как обычно, идем своим путем?.. В 81 номере «АО» была опубликована первая часть статьи Галины Мотовой «Кто кого: Россия в Болонском процессе», продолжаем тему.

Просмотров: 185

Какова роль и влияние России на развитие единого европейского пространства высшего образования? Задачи, которые придется решать в ближайшее время, и вызовы, которые нужно преодолеть, едины для всех стран-участниц Болонского процесса? Или мы, как обычно, идем своим путем?.. В 81 номере «АО» была опубликована первая часть статьи Галины Мотовой «Кто кого: Россия в Болонском процессе», продолжаем тему.

Отдельная тема – социальная доступность высшего образования, основным принципом которой является ее расширение, а именно приема, обучения и завершения цикла высшего образования для всех групп населения, причем без каких-либо социальных и экономических ограничений. С проблемой расширения доступности связаны также гендерный дисбаланс – сегодня практически во всех странах в общем числе студентов преобладают девушки. Еще больший дисбаланс наблюдается в отношении различных направлений подготовки: когда, например, по педагогическим и социальным направлениям среди студентов преобладают девушки, а по программам подготовки инженеров и ИТ-специалистов – юноши. Не решен вопрос о доступе эмигрантов (и детей эмигрантов) к высшему образованию: например, по причине отсутствия документа о предшествующем образовании. Возможный путь решения – расширение практики признания неформального и информального образования.

Исследования показывают также, что шансы получить высшее образование выше у детей тех родителей, которые сами имеют высшее образование, и ниже у тех, чьи родители его не имеют. Доступность образования связана и с платой за обучение. Практика оплаты в разных странах различна: и полное покрытие всех расходов бюджетом, и частичная оплата расходов студентами, и дифференциация студентов в оплате в зависимости от их успехов, и полная оплата всеми студентами и всех расходов на образование. Различна и степень государственной поддержки студентов (например, стипендиальной или грантовой): общепринятой практикой является поддержка студентов первого цикла обучения (бакалавриата) и в меньшей степени – магистров.

В 2009 году на Левенской встрече министров была поставлена задача – разработать целевые индикаторы для расширения доступности высшего образования, особенно для менее представленных групп населения. Такие индикаторы разработали 30 из 47 стран. В большинстве своем они согласованы со стратегией Европейского союза: к 2020 году не менее 40 процентов молодых граждан в возрасте до 30-34 лет должны получить высшее образование.

В 90 процентах стран разработаны системы мониторинга, учитывающие возраст, пол и уровень предшествующего образования студентов. К сожалению, исследование отмечает, что среди показателей мониторинга не учитываются такие характеристики студентов, как ограничение возможностей здоровья, статус мигранта и предшествующий опыт работы на производстве.

Интересно, что может вызвать большее недоумение российского читателя Аналитического доклада: перечень задач, поставленных европейцами для расширения доступности высшего образования для всех групп населения в каждой стране, или российская образовательная политика по сокращению числа вузов и студентов?

О социальной доступности высшего образования в странах Болонского процесса, важной задаче обучения в течение всей жизни, востребованности образования и трудоустраиваемости выпускников, развитии процессов глобализации и интернационализации, механизмов гарантии и архитектуры качества образования, а также то, о чем умалчивает Национальный отчет России, читайте в 82 номере «АО».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-82, анонс, болонский процесс, галина мотова

Похожие материалы:
Аккредитация: новый виток или бег по кругу?
Болонский процесс: 15 лет интеграции
Аккредитация: шаг вперёд и два назад
Студент в системе оценки качества образования
Сараево: дискуссии о гарантиях качества
Конференция INQAAHE
Кто кого: Россия в Болонском процессе (Продолжение)
Дайджест № 111 «Аккредитация в образовании»
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Болонский процесс. Промежуточный итог

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
В «Сколково» впервые пройдут иммерсивные экскурсии
МОСКВА, 10 октября 2019. —С 21 по 23 октября в Инновационном центре «Сколково» специально для...
Из журнала
#105Березниковский строительный техникум отметил шестидесятипятилетие
#107Подготовка кадров в области культуры и искусства
#106Роль ресурсного центра в управлении инновационной деятельностью образовательных организаций
#106Эволюционный держите шаг?!
#104Шахунский агропромышленный техникум готовит кадры для АПК Нижегородской области
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ