Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Студенческие олимпиады: от Йошкар-Олы до Ариэля

Начало учебного года было отмечено двумя яркими событиями в студенческом олимпиадном движении России. В Йошкар-Оле состоялся II (заключительный) тур Всероссийской студенческой олимпиады инновационного характера «Информационные технологии в сложных системах», а в городе Ариэль (Израиль) – суперфинал Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по математике.

Просмотров: 2749

Сентябрь, для большинства из нас ассоциирующийся с началом нового учебного года, был отмечен двумя яркими событиями в студенческом олимпиадном движении в России. На базе Поволжского государственного технологического университета (ПГТУ) в Йошкар-Оле 7-9 сентября состоялся II (заключительный) тур Всероссийской студенческой олимпиады инновационного характера «Информационные технологии в сложных системах», а в Университетском центре города Ариэль1  в Израиле 11-13 сентября – суперфинал Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по математике.

Напомним, организаторами и партнерами Интернет-олимпиад выступают Минобрнауки РФ, Российская академия образования, Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования, НИИ мониторинга качества образования.

Благосклонность царицы наук

Если язык может довести до Киева, то верное служение царице наук – до суперфинала Открытой международной студенческой Интернет­олимпиады по математике2, который в нынешнем году – уже в третий раз – прошел в Университетском центре города Ариэль в Израиле.

Чтобы суперфинал прошел на высоком уровне, организаторы и с российской, и с израильской стороны проделали огромную подготовительную работу. Поскольку у россиян больший опыт проведения таких мероприятий, то они порусски щедро делились им с зарубежными партнерами. Как отметил представитель организаторов из России, кандидат физико­математических наук, доцент ПГТУ Алексей Колчев, олимпиада «в русском» и «в израильском» варианте имеет (каждая) свое лицо. Общим является одно – участниками двигает соревновательный азарт!

Приезжающих гостей в аэропорту встречал главный организатор турнира со стороны Израиля – профессор Александр Домошницкий, декан естественнонаучного факультета Университетского центра. К разработке заданий для участников он привлекает только лучших специалистов в своей области – международного уровня, кстати сказать, среди них немало россиян.

Суперфинал на этот раз собрал 67 участников, представлявших Россию, Беларусь, Грузию, Израиль, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Вьетнам. Самой большой была российская делегация – 38 участников из 26 вузов Российской Федерации. А языком общения де­факто был, конечно, русский: кроме израильтян, которые знают иврит, все остальные говорят на «великом и могучем».

Главная идея

Состязания прошли в два этапа: все «олимпийцы» приняли участие как в личном, так и в командном первенстве. С чувством гордости сообщаем, что российские студенты отстояли честь своей страны, став победителями обоих этапов.

В индивидуальных соревнованиях золотые медали получили Юрий Басалов из Тульского государственного университета и Ростислав Кузнецов из Вятского государственного университета. В числе 15 лучших – 12 российских студентов, среди них  Куок Тыонг Чан (Обнинский институт атомной энергетики – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»), Константин Смирнов (Санкт­Петербургский государственный университет экономики и финансов), Екатерина Аникина (Южно­Уральский государственный университет – национальный исследовательский университет), Эрчимэн Избеков (Северо­Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова) и другие. Из зарубежных участников лучшими стали студенты из Грузии, которые заняли третье и четвертое места в индивидуальных соревнованиях, и третье – в командных.

Командные соревнования – это фишка израильского суперфинала, по сути, они и являются для Израиля главной идеей олимпиады. Поэтому будет справедливым рассказать о командном этапе подробнее.

Российские команды сформировал, сориентировавшись на месте, Алексей Колчев по региональному принципу: северо­запад – Петербург, Череповецк; юг – Адыгея, Волгоград, Саратов; Поволжье – Казань, Чебоксары, Йошкар­Ола; Урал – Пермь, Екатеринбург, Челябинск.

У командных соревнований особая энергетика и особая система подсчета. Каждое из восьми предлагавшихся командам заданий стоит 1000 баллов. Если все 67 участников решили какую­то задачу (а такие примеры, разумеется, были), то ценой выполненного задания будет результат от деления 1000 на 67. Если задачу решил только один участник – как, например, лидер одной из российских команд Юрий Басалов, – то вся стоимость задачи отразится только на его лицевом счете и, соответственно, его команды. Вся арифметика прозрачна: итоги выполнения каждого из заданий буквально через 10 минут отражались на стенде, открытом для всеобщего обозрения. Соревноваться командно россияне умеют – это у нас в крови. Отрадно, что и первое, и второе места в командном первенстве вновь заняли представители российских вузов.

Первое – команда, составленная из студентов Тульского государственного университета (Сергей Алешин, Юрий Басалов) и Московского государственного строительного университета – национального исследовательского университета (Павел Иванов, Алексей Шамшурин). Второе – сборная студентов Вятского государственного университета (Антон Бакулин, Ростислав Кузнецов), Уфимского государственного нефтяного технического университета (Линар Аминев) и Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова (Александр Банников).

Победная поступь IT

Всероссийская студенческая олимпиада инновационного характера «Информационные технологии в сложных системах», проводимая в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно­педагогические кадры инновационной России», – это логическое продолжение междисциплинарных олимпиад 2009 и 2010 годов. В последнее время финалы Интернет­олимпиад традиционно проходят в гостеприимных стенах Поволжского государственного технологического университета (ранее – МарГТУ).
Подчеркнем, большое внимание итогам олимпиады ежегодно уделяет сайт «Президент России – молодым ученым и специалистам»3.

Владимир Наводнов, сопредседатель оргкомитета «Международные открытые олимпиады», выступает на открытии II (заключительного) тура Всероссийской студенческой олимпиады инновационного характера «Информационные технологии в сложных системах» (ПГТУ, Йошкар-Ола).

Олимпиада вполне оправдывает свое «сложносочиненное» название. Ее первый тур по традиции проводится в режиме онлайн в форме полидисциплинарного компьютерного тестирования. В нынешнем году в нем приняли участие более 2 тыс. студентов из 100 вузов России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. Победители этого тура – более 200 студентов из 68 вузов России и стран СНГ – стали участниками финального тура, который проходит в виде очного состязания по трем видам сложных систем – техническим, социально­экономическим и экологическим. Чтобы претендовать на победу, участники, представляющие свои работы жюри в письменном виде, должны не только во всем блеске продемонстрировать свои знания разных наук – от физики, математики до экологии, экономики и информатики, – но и умение находить нестандартные решения практикоориентированных заданий.

Лучшим по профилю «Сложные технические системы» стал студент Вологодского государственного технического университета Андрей Фомичев, «Сложные социально­экономические системы» – студент Пермского государственного национального исследовательского университета Иван Ощепков, «Сложные экологические системы» – Александр Зыков из Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова.

В престижной номинации «Надежда инновационной России» – впервые в истории проведения Интернет­олимпиад – победил студент Поволжского государственного технологического университета Дмитрий Пигалин, который учится на факультете лесного хозяйства и экологии.

Как всегда победителей достойными призами порадовали партнеры олимпиады, в том числе журнал «Аккредитация в образовании» (приз в номинации «За волю к победе» был вручен Андрею Дунину, студенту Северо­Кавказского федерального университета).

Торжественное закрытие олимпиады прошло в атмосфере исключительного радушия. Первый проректор ПГТУ Виктор Шебашев заверил участников в том, что олимпиада в стенах университета состоится и в следующем году.

  1. Ариэль – израильский город в Самарии на Западном берегу реки Иордан, является негласной столицей израильских поселений в Самарии.
  2. «АО» в публикации «Гори, огонь олимпиады!» (№ 56, июнь 2012 г.) подробно рассказывал о финальном туре Интернет­олимпиады по математике
  3. http://www.youngscience.ru/includes/periodics/news_region_all/2012/0914/00009130/detail.shtm
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Госдума: обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ»
Как зажечь факел, или По каким учебникам учатся победители?
Интернет-олимпиада по математике. Интеллектуальный вызов принят
Формирование практикоориентированного содержания учебной литературы
В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО
Международная Интернет-олимпиада по математике. Финальный тур
Победителей Интернет-олимпиады ждет суперфинал
Слагаемые и множители Интернет-олимпиады
Интернет-олимпиада «Информационные технологии в сложных системах»
Итоги Международной Интернет-олимпиады по математике

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ