Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Интернет-олимпиада - поиск талантов

Интервью с Владимиром Наводновым о Всероссийской студенческой Интернет-олимпиаде «Инфокоммуникационные технологии в сложных технических системах», финал которой состоялся в ноябре в Йошкар-Оле.

Просмотров: 13775

Поисковик для новых Ломоносовых

Интернет-технологии должны стать основой возрождения массового олимпиадного движения

В рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 – 2013 годы» по направлению «Обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры» научно-координационный совет ФЦП поддержал проведение в 2009 году олимпиад среди студентов ВПО по направлениям подготовки инновационного характера. Основной акцент был сделан на поддержку олимпиад с использованием интернет-технологий. В рамках ФЦП была поддержана и Всероссийская студенческая Интернет-олимпиада «Инфокоммуникационные технологии в сложных технических системах», финал которой состоялся в ноябре 2009 года в Йошкар-Оле.

Один из инициаторов и руководителей проекта – доктор технических наук, профессор Владимир НАВОДНОВ – ответил на ряд вопросов редакции

– Владимир Григорьевич, как бы вы оценили результаты прошедшей Всероссийской Интернет-олимпиады?

– Честно признаюсь – результаты радуют и обнадеживают. Чуть ниже объясню, почему. Вначале немного расскажу о ходе самой олимпиады, и прежде отмечу: высокий уровень организации и масштаб события был обусловлен тем, что в работе программного комитета и оргкомитета олимпиады приняли участие ведущие ученые и педагоги Российской Федерации, стран ближнего (Азербайджан, Казахстан) и дальнего зарубежья (Израиль, Вьетнам).

В первом туре олимпиады, который был проведен в форме полидисциплинарного компьютерного тестирования в режиме on-line – по математике, физике и информатике – приняли участие более пяти тысяч студентов из 131 вуза России, Казахстана и Республики Беларусь. В результате были отобраны 57 студентов из 42 вузов, показавших в первом туре лучшие результаты по сумме трех дисциплин. Во втором – очном туре, проходившем при активном участии НИИ мониторинга качества образования (Йошкар-Ола), участникам были предложены олимпиадные задания междисциплинарного характера. Тематика охватывала широкий спектр – общую электронику, общую физику, основы программирования, информационное обеспечение и технические системы и так далее.

И, возвращаясь к вашему вопросу, что обрадовало и обнадежило… Да, сегодня вполне справедливо говорится об упадке системы образования. Но то, что хороший слой талантливых ребят есть – это несомненно. Это подтвердила и первая Всероссийская Интернет-олимпиада по математике, результаты которой для нашей страны оказались очень успешными: 21 работа была отправлена на проверку международного жюри и абсолютно все вошли в число победителей. Россия завоевала девять золотых, десять серебряных и две бронзовые медали и стала абсолютным чемпионом (журнал «журнал «АО» писал об этом в июне 2009 года (№31) – Прим. ред.). Это показала и проведенная Всероссийская Интернет-олимпиада «Инфокоммуникационные технологии в сложных технических системах». В процессе выполнения олимпиадных заданий ребята продемонстрировали самый высокий уровень подготовки в области инфокоммуникационных технологий, умение анализировать, творчески мыслить и предлагать нестандартные оригинальные решения в области сложных технических систем. Главный итог проекта – проведение междисциплинарной олимпиады позволило выявить по-настоящему талантливых ребят. Кстати, Интернет-олимпиада получила большой информационный резонанс, ее ход освещался, например, на сайте «Президент России – молодым ученым и специалистам». Такой не только узкопрофессиональный, но и общественный интерес, безусловно, тоже порадовал.

– Расскажите немного о технологии проведения Интернет-олимпиады, ведь даже в масштабах России этот проект организовать нелегко, а тем более – в международных!

– Начну с того, что олимпиадное движение имеет в нашей стране давние традиции. В СССР оно было очень сильным, что качественно отличало отечественную систему образования от западной. К сожалению, в последние годы это движение резко уменьшилось в масштабах. Но теперь развитие Интернет-технологий открывает новые – поистине удивительные возможности для возрождения олимпиадного движения в России. Мы в этом убедились, проведя первую Всероссийскую Интернет-олимпиаду в 2008/09 учебном году по математике. «Проба пера» оказалась удачной еще и потому, что мы опирались на технологии, разработанные во время проведения Федерального Интернет-экзамена – ФЭПО. ФЭПО существует с 2005 года. За это время удалось отработать технологию, создать соответствующее программное и организационное обеспечение, собрать команду специалистов, способных проводить в сжатые сроки тестирование до миллиона и больше студентов. Это серьезная цифра, и очень хороший опыт.

Но, действительно, у Интернет-олимпиады есть своя специфика, обусловленная теми задачами, которые призвана олимпиада решить. Что я имею ввиду? Если Интернет-экзамен проводится для выявления уровня знаний студентов на соответствие ГОС (то есть тот минимум, ниже которого опускаться нельзя), то Интернет-олимпиада «рассчитана на максимум», и призвана проводить отбор, селекцию талантливой молодежи. На самом деле сегодня это очень важная задача – выявить талантливых, способных студентов, чтобы затем вкладывать в них ресурсы, приглашать в магистратуру, аспирантуру, подключать к научным проектам, грантам и так далее. Это с точки зрения управления образованием. И первый опыт показал, что в олимпиадах заинтересованы преподаватели вузов, управленцы, ректорат. Но самое главное – заинтересовано студенчество!

громный интерес студентов к олимпиаде, участие тысяч ребят подтверждают это. И то, что мы с помощью Интернетолимпиад открываем двери для одаренной молодежи из любого уголка нашей огромной Родины – образно говоря, сегодня путь Ломоносова станет намного короче – уже достойно того, чтобы продолжить такую работу.

– Чем вы объясняете для себя такой большой студенческий интереc?

Победителями по федеральным округам признаны:

Юлия Фаст, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (Сибирский и Дальневосточный Федеральные округа)

Полина Ишимова, Челябинский государственный университет (Уральский Федеральный округ)

Аркадий Урбанович, Саровский государственный физико-технический институт (Приволжский Федеральный округ)

Сергей Ярцев, Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (г. Тверь, Центральный Федеральный округ)

Андрей Орлов, Волгоградский государственный университет (Южный Федеральный округ)

Евгений Малышев, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (Северо-Западный Федеральный округ)

– У молодежи всегда есть дух соревнования, им важно самоутвердиться, а образование дает этому широчайшие возможности. Я всегда привожу очень емкую бурятскую пословицу: «Когда нет соревнований по борьбе, очень много сильных бывает, когда нет соревнований по стрельбе – очень много метких бывает». Поэтому, если нет соревнований, нельзя оценить и уровень развития. Поэтому очень важно участвовать и побеждать – у себя в вузе, в регионе, в округе, на всероссийском и даже международном уровне.

Кроме того, нам кажется, что в рамках развития Интернет-олимпиад будут решаться и важные задачи управления системой образования, например, организация сетевого взаимодействия различных субъектов образовательного пространства всех стран СНГ. Понятно, что это потребует и научных проработок в области развития оценивания образования, а также развития международного сотрудничества в сфере фундаментальной подготовки студентов.

– Один из сложных вопросов, возникающих при обсуждении развития олимпиадного движения – это уровень и качество тестовых заданий. Многие сетуют, что наблюдается тенденция к их упрощению, а это может дискредитировать саму идею олимпиад. Насколько корректно составлены задания в данном проекте?

– Задания разрабатывали, в том числе сами вузы, и не только российские. Для Интернет-олимпиады по математике, например, шесть заданий разработала российская сторона, еще шесть – израильская, и за час до начала тура в рамках телемоста мы этими заданиями обменялись.

Да, задания разного уровня сложности – от относительно простых до среднего, сложного и очень сложного уровней. Победители выявляются именно на очень сложных заданиях. К слову, по итогам Интернет-олимпиад пока не было ни одного студента, который выполнил бы без исключения все задания – это к вашему вопросу об упрощении…

Мне кажется очень важным то, что всероссийский масштаб олимпиады позволяет, во-первых, большому количеству преподавателей предлагать свои тестовые задания (и мы на сайте приглашаем всех преподавателей принять участие в их разработке), во-вторых, задавать какую-то общую среднюю планку для всей России.

– Кто может войти в состав жюри олимпиады?

– Приглашаются представители вузов, успешно выступивших на олимпиаде, так что система максимально открытая. Но для достижения наиболее объективной оценки каждый проверяет не более одной задачи, никто не проверяет всю работу целиком.

– Каковы ваши дальнейшие планы?

– Весной 2010 года очередной тур Всероссийской Интернет-олимпиады состоится уже по более широкому спектру дисциплин. К традиционным математике, физике, химии, информатике по многочисленным просьбам в адрес оргкомитета олимпиады наших партнеров из стран СНГ добавится русский язык. Поскольку в этих государствах, во-первых, довольно большая русскоязычная диаспора, во-вторых, участие в олимпиаде важно для тех студентов, для которых русский не является родным, но будет необходим в дальнейшей профессиональной деятельности. Оператором Интернет-олимпиады выступит Научноисследовательский институт мониторинга качества образования. Всю необходимую информацию можно найти на сайте www.i-olymp.ru.

Хочу еще раз подчеркнуть необычайные возможности Интернет-олимпиад, позволяющие также расширить географию и число участников – мы можем говорить о тысячах и даже десятках тысяч студентов. В этом году большой интерес проявляют вузы уже не только ближнего, но и дальнего зарубежья, так что есть все шансы, что соревнование станет международным.

– Как говорится, ни пуха!

– Я убежден, что олимпиадное движение должно быть массовым. Ведь помните фразу: «Студент – это не сосуд, который заполняют знаниями, студент – это факел, который нужно зажечь». Олимпиада – это такой замечательный способ «зажечь факел», открыть ребятам двери в науку. И, что немаловажно, – показать красоту науки.

И мне кажется, что мы как раз в начале развития широкого олимпийского движения.


Почетными гостями второго – финального тура Всероссийской Интернет-олимпиады студентов вузов стали директор Национального центра тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан Исатай Сагиндиков и заведующий сектором контрольно-измерительных материалов по высшему образованию отдела обработки тестовых заданий Государственной комиссии по приему студентов Азербайджанской Республики Натик Алиев. Впечатлениями об олимпиаде зарубежные гости поделились с корреспондентом «АО».

КОРР.: Что вам показалось наиболее интересным на Всероссийской Интернет-олимпиаде?

Натик Алиев: Я считаю, что в условиях создания конкурентоспособной экономики на первый план выходит специалист с творческим мышлением. То есть перед всеми университетами и, в частности, перед университетами России стоит задача – подготовить таких специалистов. Поэтому проведение Интернет-олимпиады – это очень актуальная идея. И я приятно удивлен, что наши российские коллеги пришли к этому. Мы участвовали на открытии, все было организовано на очень высоком уровне. Хорошо, что олимпиада междисциплинарная. Участвовали студенты технических специальностей, которым знания на стыке физики, математики, информатики просто необходимы. Кроме того, они будут между собой общаться, возможно, даже организуются студенческие научные группы.

Исатай Сагиндиков: Интернет-олимпиада понравилась мне своим охватом, она позволяет участвовать большому количеству студентов. Значит, всем желающим, кто хочет испытать себя, эта дорога открыта. А чем больше участников, тем больше возможностей выбрать действительно лучшего. Междисциплинарный характер олимпиады тоже считаю важным, если человек силен в одной дисциплине, он может попробовать свои силы и в другой. Таким образом, междисциплинарность этой олимпиады дает возможность самореализации, а по сути – воспитывает уже потенциальных научных работников. Мне импонируют эти преимущества олимпиады. Я даже начал работу по привлечению наших вузов к участию в ней, и уже весной на Интернет-олимпиаде, думаю, мы увидим много казахстанцев.

КОРР.: Какие отличия есть в системе оценки качества знаний в наших странах?

Исатай Сагиндиков: В подходах есть различия чисто нормативного характера. Например, у нас единое национальное тестирование – тотальное тестирование всех выпускников, и по результатам единого национального тестирования абитуриенты принимаются в вузы. Мы смогли обеспечить для всех одинаковые условия. Принимаются экзамены на двух языках – казахском и русском, потому что обучение в вузе идет на этих языках. По результатам единого национального тестирования мы получаем полную картину по Казахстану и уже убедились, что оно коррелирует с теми оценками, которые ставят учащимся в школе. Экзамены мы проводим комплексно в один день по всем предметам. А ЕГЭ по каждой дисциплине растягивается по времени. На мой взгляд, чем больше растягивается, тем больше вероятности вмешательства, нарушений. И потом, коллеги говорят, что проводят в вузах срез знаний через Интернет, через аттестационное тестирование, и по их утверждению, результаты на 80 процентов коррелируют с теми оценками, которые студенты получают в вузах при аккредитации. У нас дистанционного тестирования нет, а есть тотальный срез знаний по республике, после второго курса на всех специальностях и после третьего курса на медицинских специальностях. Единое национальное тестирование введено с 2004 года. В наших школах изучается всего 14 предметов. А в вузе в силу того, что существует много специальностей, по каждой специальности по пять предметов, и в результате получается очень много дисциплин, поэтому качество вопросов по каждому предмету требует тщательного анализа. Мы будем и дальше совершенствоваться в этом направлении.

Натик Алиев: Мы очень долгое время жили в одном государстве, работали согласно единым стандартам, поэтому, я думаю, особых отличий нет. В этой Интернет-олимпиаде мы тоже хотели участвовать, но не успели соблюсти бюрократические формальности. Но в следующий раз мы обязательно все успеем и примем участие. И как уже договорились, площадка для первого этапа будет в Азербайджане. Мы будем привлекать к олимпиаде наших самых способных студентов. Это же прекрасно! Сегодня все страны стараются присоединиться к Болонскому процессу, чтобы у всех были единые образовательные стандарты, чтобы можно было обмениваться студентами, магистрантами, даже преподавателями. Сейчас во всем мире идет процесс интеграции, и подобные олимпиады помогают этому процессу. Мы давно сотрудничаем с коллегами из Республики Марий Эл, и плодами этого творчества, я думаю, будет участие в Интернет-олимпиадах не только Азербайджана и Казахстана, но и других соседних стран. И в плюсе будут все государства.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Олимпиадное движение уверенно набирает ход
Студенческие олимпиады: от Йошкар-Олы до Ариэля
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Международный статус всероссийской Интернет-олимпиады
НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима
Профессионализм - "пропуск" учителя в школу
Лауреаты Зворыкинской премии
Опорные точки научной инфраструктуры
Международная Интернет-олимпиада по математике. Финальный тур
Александр Домошницкий о секрете успеха интернет-олимпиады по математике

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ