От «лоскутной» автоматизации к цифровому университетуСтоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись автоматизацией? Как должны поменяться бизнес-процессы, чтобы вуз получил независимость от демографической ситуации в своем регионе? Чем может быть полезен опыт Генри Форда в XXI веке? Просмотров: 490
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись автоматизацией? Как должны поменяться бизнес-процессы, чтобы вуз получил независимость от демографической ситуации в своем регионе? Чем может быть полезен опыт Генри Форда в XXI веке? Об этом в интервью журналу «Аккредитация в образовании» рассказывает ректор опорного Тольяттинского государственного университета, профессор, доктор физико-математических наук Михаил КРИШТАЛ. Университет – микромодель государства и общества – Михаил Михайлович, давайте сразу договоримся о терминах: что вы подразумеваете под цифровой трансформацией? – Действительно, четкое определение цифровой трансформации трудно найти, поэтому даю свое определение. Цифровая трансформация – это реинжиниринг бизнес-процессов на основе внедряемых цифровых технологий. То есть это не просто внедрение цифровых технологий. – Система высшего образования в этой четвертой промышленной революции – в позиции догоняющей или безнадежно отстающей? – На мой взгляд, пока она выглядит неоднородно. Университет, по сути – это микромодель государства и общества, которая отражает происходящие в них процессы, в том числе связанные с цифровизацией. Поскольку в университете реализуется множество процессов, количество проблем, с которыми сталкивается вуз при цифровой трансформации, многократно выше, чем даже для крупных промышленных предприятий или банков. В решении этих проблем большую роль играют условия, при которых вуз вошел в цифровую трансформацию, в том числе финансы, кадры, наличие или отсутствие системы стратегического планирования и управления проектами, если хотите – умения предугадывать тренды. 21 ноября 2019 года постановлением Правительства РФ № 1490 Тольяттинскому государственному университету в категории организаций с численностью работающих свыше 1000 человек присуждена премия Правительства РФ 2019 года в области качества за достижения значительных результатов в области качества продукции и услуг, а также внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества.
Цифровизация в режиме экономии – С чего началась цифровая трансформация Тольяттинского госуниверситета? – Для нас цифровизация – насущная необходимость, и даже более того – вопрос выживания. С начала 2000-х мы ежегодно находили и вкладывали в автоматизацию, информатизацию, а затем цифровизацию свои собственные ресурсы. Собственно цифровая трансформация в ТГУ началась, на мой взгляд, с запуском нашего проекта дистанционного онлайн-обучения «Росдистант» в 2015 году. Именно тогда начал кардинально меняться наш основной бизнес-процесс. – Почему вы говорите о цифровизации как о спасательном круге для вуза? – В 2007 году в ТГУ обучалось 14,4 тыс. студентов, а к 2014 году их количество снизилось в полтора раза – до 9,6 тыс. Это было обусловлено «демографической ямой». Тогда нами было принято решение выйти за границы региона и сделать это за счёт создания системы реализации программ высшего образования онлайн с применением современных дистанционных технологий и цифровых решений. Так, с 2015 года в ТГУ запустили проект дистанционного онлайн-обучения, под который зарегистрировали товарный знак «Росдистант», и с того момента количество поступивших в ТГУ на различные направления подготовки неуклонно растёт. В сентябре 2019 года онлайн-курс «Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании», разработанный ТГУ, в федеральном конкурсе АНО «Цифровая экономика» получил «Знак качества» и признан лучшим в номинации «Подготовка лидеров цифровой трансформации» из числа 50 заявок. Наш проект дистанционного онлайн-обучения «Росдистант» состоялся во многом благодаря предшествовавшей глубокой цифровизации системы управления вузом. Для этого потребовалась гигантская работа всего коллектива университета и применение самых разных технологических, в том числе цифровых решений. Что-то мы сами делаем, что-то покупаем, но всё это увязываем в единую систему и адаптируем под неё. Реинжиниринг учебного процесса – В чём принципиальное отличие онлайн-обучения от заочной формы обучения? – Очное и заочное обучение – это именно формы обучения, а онлайн-обучение – это комплекс технологий. У нас онлайн учатся и очники, и заочники. Где-то мы внедряем онлайн-технологии частично, а где-то охватываем ими весь образовательный процесс. – Студенты легко приняли введение электронных онлайн-курсов в очный образовательный процесс? – Некоторое время назад мы ввели, а затем отменили электронные онлайн-курсы для студентовочников в институте права. Спустя неделю я получил петицию от студентов – ее подписал весь поток – с просьбой вернуть электронный курс. Тогда я понял, что действительно – это лучше и удобнее для студентов. – В чем же заключается трансформация университета? Только лишь в запуске проекта онлайн-обучения? – Запуск проекта «Росдистант» был для нас, по сути, созданием новой технологии заочного обучения, а внедрение элементов «Росдистанта» в очную форму обучения стало реинжинирингом технологии очного обучения. Цифровые технологии стали основой для перераспределения учебного времени аудиторных занятий в пользу реальной практической и проектной деятельности студентов-очников, глубоко интегрированной в учебный процесс. – Как в университете выстроен этот процесс генерации инноваций? – Мы высвободили 128 часов под проектную деятельность на первом-втором курсах, заменив часть лекционных занятий электронным контентом. Около 300 преподавателей обучено работе по созданию электронного контента и еще почти 250 сотрудников – организации проектной работы со студентами, а также 60 сотрудников – стандартам управления проектами. – Это уже дало какой-то качественный прорыв? – Да. И текущий 2019 год стал для ТГУ годом значимых побед на национальном и международном уровнях. Студенты стали демонстрировать такие результаты, которые при прежней технологии обучения были бы невозможны. • Центр урбанистики и стратегического развития территорий ТГУ занял 1-е и 3-е призовые места по двум номинациям (34 тыс. участников, 20 номинаций) в конкурсе «Моя страна – моя Россия». По примеру Генри Форда – Насколько серьезные изменения процесс цифровой трансформации внес в ежедневную работу преподавателей? Не пришлось ли им отказаться от своей классической роли? – На самом деле кажется удивительным, что функции преподавателя мало менялись за последние пару сотен лет, если не считать того, что к ним добавились несвойственные функции бумажной работы. Сегодня «идеальный преподаватель» должен быть профессионалом в том предмете, который он преподаёт, и разбираться в методике преподавания – то есть уметь переложить профессиональные знания в доступный к освоению формат. Он должен обладать и элементами актерского мастерства, хорошей дикцией, уметь делать презентации. Владеть федеральными образовательными стандартами и работать в корпоративных системах отчётности, составлять учебные планы, писать научные статьи. Обеспечивать контроль над успеваемостью студентов… Беседовала Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|