Опыт Пакистана по интернационализации высшего образованияИнтернационализация высшего образования – основной фактор повышения конкурентоспособности университетов XXI века на мировой арене в условиях глобализации. Именно поэтому развивающиеся страны стремятся к усовершенствованию своих систем высшего образования в соответствии с международными стандартами и повышению привлекательности своих вузов в глазах иностранных студентов и ученых, невзирая на ряд сложностей и препятствий. Одной из таких стран является Пакистан, который заинтересован в развитии сотрудничества со многими странами мира, в том числе с Россией. Просмотров: 305
Материал опубликован в журнале №101 от 26.02.2018. Достижения, проблемы и перспективы Пакистана в области интернационализации высшего образования Интернационализация высшего образования – основной фактор повышения конкурентоспособности университетов XXI века на мировой арене в условиях глобализации. Именно поэтому развивающиеся страны стремятся к усовершенствованию своих систем высшего образования в соответствии с международными стандартами и повышению привлекательности своих вузов в глазах иностранных студентов и ученых, невзирая на ряд сложностей и препятствий. Одной из таких стран является Пакистан, который заинтересован в развитии сотрудничества со многими странами мира, в том числе с Россией. Внешняя и внутренняя мобильность Пакистан проводит активную политику по интернационализации, толчок которой был дан в 2002 году, с момента основания Комиссии по высшему образованию Пакистана (HEC). Комиссия стремится к развитию стратегических союзов и институциональных сетей с зарубежными странами в рамках Стратегического плана по обмену знаниями (KESP), Инициативной программы поддержки международных исследований и других проектов. Деятельность HEC осуществляется на фоне политических, экономических, социальных и технологических изменений в стране, которые привели к почти трехкратному увеличению числа университетов за последние семнадцать лет: с 59 в 2000-2001 годах до 177 (из которых 103 являются государственными) в 2016 году.
В последние годы в Пакистане наблюдается активное повышение внешней академической мобильности. Благодаря усилиям HEC многие пакистанские университеты открыли программы двойных дипломов и докторские программы SplitPhD, давшие возможность преподавателям и ученым присоединиться к штату иностранных вузов с хорошей международной репутацией на временной основе и пройти обучение по магистерским или докторским программам. Большинство обучающихся за рубежом получает образование в области технологий, инженерии и биологических наук. Развитые страны также предлагают стипендии студентам из Пакистана. Например, принимают активное участие в крупнейшей в мире стипендиальной программе Fulbright с целью получения образования в США или стипендиальной программе «Австралия – Пакистан» для обучения в австралийских вузах. Тем не менее с привлечением студентов из других стран в пакистанские вузы дело обстоит намного сложнее. Во многом это обусловлено негативным имиджем страны в связи с проблемами безопасности. Некоторые университеты, стремясь к развитию интернационализации, предлагают иностранным студентам передовые исследовательские и учебные программы и усовершенствованную материально-техническую базу (наиболее известными из них являются Международный исламский университет и Институт информационных технологий COMSATS). Они заключают договоры с зарубежными партнерами о проведении совместных исследований, участии в программах академического обмена и совместных мероприятиях для привлечения большего количества иностранных студентов, несмотря на культурные различия и менее развитую инфраструктуру.
Новые шаги на пути к интернационализации В марте 2017 года состоялась международная конференция под названием «Инновации и интернационализация в высшем образовании Пакистана» в Университете менеджмента и технологий (УМТ) в Лахоре. Она стала результатом двухлетнего сотрудничества УМТ и Университета Джорджа Мейсона в Фэрфаксе (штат Виргиния, США) в рамках проекта по достижению высоких стандартов преподавательской и исследовательской деятельности сотрудников вузов. В ходе конференции обсуждались итоги проекта и перспективы дальнейшего партнерства между двумя странами. Особо была подчеркнута взаимозависимость экономического роста страны и развития системы образования в условиях интернационализации. Сотрудничество Пакистана и США направлено на поддержание развития экономики Пакистана, повышение профессиональной квалификации работников, поощрение использования новых технологий и практик управления, поддержку высших учебных заведений, расширение внутренней, региональной и международной торговли. Как отметил ректор УМТ Хасан СохаибМурад, к 2017 году было заключено 19 договоров о сотрудничестве между университетами Пакистана и США с целью усовершенствования учебных программ и повышения квалификации преподавателей. Вузы ищут новые пути сотрудничества для развития высшего образования, подъема национальной и региональной экономики. Сотрудничество двух стран также осуществляется на государственном уровне. Правительство США заключило партнерские соглашения с 9 разными университетами Пенджаба на сумму 9 млн. долларов [1]. В последние годы наблюдается значительное улучшение российско-пакистанских отношений, что не может не способствовать укреплению сотрудничества в сфере высшего образования. Так, 28-30 ноября 2017 года состоялось 5-е заседание Межправительственной российско-пакистанской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству под председательством министра промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурова и министра обороны Пакистана Хуррама Дастгира Хана. В ходе встречи достигнута договоренность об увеличении в ближайшие годы количества стипендий для обучения пакистанских студентов в России.
В период с 28 по 29 апреля 2018 года в выставочном центре Карачи планируется проведение международной выставки EdExPakistan на тему высшего образования и профессиональной подготовки. Это будет крупнейшее образовательное мероприятие в Пакистане с участием представителей более 80 ведущих местных и иностранных высших учебных заведений. Важно отметить, что информационными партнерами мероприятия являются издательство «Аккредитация в образовании» и международный проект «Higher Education Discovery». Проблемы и перспективы Чтобы оценить существующий уровень интернационализации высшего образования в Пакистане, выявить сохранившиеся проблемы и определить пути их устранения, а также обозначить дальнейшие перспективы в этой сфере, был предложен анализ интернационализации высшего образования в Пакистане в формате SWOT (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) [4]. Как видно из приведенного анализа, несмотря на ряд существенных достижений и прорывов в области интернационализации высшего образования, Пакистану еще многое предстоит сделать для ее дальнейшего развития. Международное сотрудничество в сфере образования должно стать одним из приоритетов – и для университетов, и для правительства страны.
Кристина ПАРУЛАВА. ЛИТЕРАТУРА 1. Report – International Conference On Innovation & Internationalization in Pakistani Higher Education. [Электронный ресурс] Available URL [Дата обращения 01.12.2017]. 2. M. Zakaria et al. Internationalization of Higher Education: Trends and Policies in Pakistan. [Электронный ресурс] Available URL [Дата обращения 01.12.2017]. 3 K. Khattak. Mapping Higher Education in Pakistan. [Электронный ресурс] Available URL [Дата обращения 01.12.2017]. 4. J. Khalid et al. Towards Global Knowledge Society: A SWOT Analysis of Pakistan Higher Education in Context of Internationalization. [Электронный ресурс] Available URL [Дата обращения 01.12.2017]. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|