Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Создается опытный участок роботизированных технологий в авиапроме

Опытный участок роботизированных технологий в авиационной промышленности создается в ИрГТУ на базе научно-исследовательской лаборатории. Участок оснащен уникальным робототехническим комплексом (РТК) для обработки кромок авиационных деталей. Высокотехнологичное оборудование университет приобрел для реализации проекта по созданию высокоэффективных технологий в авиастроении.

Просмотров: 1491

Опытный участок роботизированных технологий в авиационной промышленности создается в ИрГТУ на базе научно-исследовательской лаборатории <Технологии высокопроизводительной механообработки, формообразования и упрочнения деталей машин>. Участок оснащен уникальным робототехническим комплексом (РТК) для обработки кромок авиационных деталей. Высокотехнологичное оборудование стоимостью около 10 млн. рублей университет приобрел для реализации совместного проекта ИрГТУ и Корпорации «Иркут» по созданию высокоэффективных технологий в авиастроении. Оборудование поступило из Центра автоматизации и роботизации (г. Уфа), который является официальным партнером концерна KUKA Robotics - одного из ведущих производителей роботов. Представители концерна в 2012 году побывали с визитом в ИрГТУ.

По информации научного руководителя лаборатории Андрея Савилова, подобные робототехнические комплексы начали применять компании Boeing и Airbus, но их еще нет ни на одном российском авиационном предприятии или в вузе. Между тем, применение РТК позволит ИрГТУ стать поставщиком инженерных услуг и гибких технологических решений автоматизации производственных процессов.

«Это абсолютно новая перспективная технология. В настоящее время обработка кромок авиационных деталей на Иркутском авиазаводе и на других предприятиях отрасли выполняется вручную: слесарь после фрезерной обработки удаляет заусенцы с помощью специальной машинки. Эта тяжелая и низкоквалифицированная работа, которая не может обеспечить зачистку детали с точностью до долей миллиметров. Мы предлагаем освободить людей от вредной работы, заменив ручную операцию на роботизированную. При этом в два раза возрастет производительность труда и повысится качество обработки деталей. Сотрудникам ИрГТУ предстоит отработать на опытном участке все нюансы новой технологии. Иркутский авиазавод на базе наших результатов НИОКР в январе 2014 года планирует запустить такой же робототехнический комплекс, но уже более масштабный. Кроме того, мы готовы предложить услуги по организации РТК другим предприятиям российского авиапрома», - сообщил А. Савилов.

Научный руководитель лаборатории продемонстрировал технические характеристики нового оборудования. Семикоординатный робот имеет сложное управление, он оснащен электрическим шпинделем с частотой обращения 24 тыс. оборотов в минуту. Точность робота составляет 0,06 мм, грузоподъемность - 210 килограммов, радиус рабочей зоны - 2,7 метра. Различные инструменты для удаления заусенцев (бор-фрезы, эластичные щетки, зачистные круги) вставляются в электрошпиндель и автоматически меняются. Решен вопрос удаления пыли из зоны резания. Робот способен двигаться вдоль авиационной детали длиной до 4 метров. Причем ось, по которой он движется, может наращиваться. Так, на Иркутском авиазаводе РТК будет обрабатывать крупногабаритные детали самолета МС-21 длиной до 12 метров и шириной 2 метра.

Сотрудники ИрГТУ создадут для робота управляющую программу по 3D- детали самолета МС-21. Наукоемкий момент в применении РТК состоит в том, что управление роботом можно адаптировать под удаление заусенцев разной величины. На основании информации, полученной при помощи адаптивного датчика, специалисты будут корректировать подачу, с которой движется робот, и при необходимости убирать заусенцы с поверхности детали за несколько проходов.

Руководить опытным участком будет доцент кафедры оборудования и автоматизации машиностроения, старший научный сотрудник НИЧ ИрГТУ Александр Чапышев. В настоящее время студент 4 курса Николай Зоренко и выпускница ИрГТУ, младший научный сотрудник Алена Иванова изучают особенности работы РТК. Обучение проводят специалисты Центра автоматизации и роботизации (г. Уфа) - руководитель проекта роботизированных технологий Марат Аллаяров и программист Ильдар Ахметьянов.

М. Аллаяров отметил хорошую базовую подготовку ребят, которые ранее на базе лаборатории уже освоили промышленный робот Fanuc.

«В нашей стране в последние годы роботизация развивается в разных направлениях. Робототехнический комплекс для обработки кромок авиадеталей, которым оснащена лаборатория ИрГТУ, - первый в России. Робот имеет возможность обрабатывать детали самолета из титановых и алюминиевых сплавов. Курс обучения состоит из нескольких частей, мы рассказываем об условиях эксплуатации робота и представляем программную часть. Я уверен, что молодые специалисты университета без особых проблем разберутся с особенностями данного комплекса и в ближайшее время начнут работать. Мы периодически будем обновлять систему управления роботом и при необходимости можем дистанционно оказывать поддержку, давать рекомендации», - отметил М. Аллаяров.

Специалист подчеркнул, что большое внимание разработчики робота уделили технике безопасности. Для учебной версии предложен вариант закрытой линейной оси. Нахождение человека в зоне обработки деталей недопустимо, поэтому предусмотрены механическое ограждение и фоторелейный барьер. Как только оператор загрузил деталь, он должен выйти за зону обработки. Далее сотрудник работает с электронной панелью, выбирая нужную программу. А в это время между стойками барьера возникают лучи, и если кто-то по незнанию попытается пройти к роботу, то луч прерывается, сигнал поступает в контроллер и работа автоматически останавливается. 

Выпускница ИрГТУ по специальности «Робототехнические системы» А. Иванова поступает в этом году в аспирантуру. Ранее она в совершенстве освоила робот Fanuc и подготовила методические указания для студентов. «Робототехника - это перспективное направление. В этом я убедилась еще студенткой, когда увидела, каким высокотехнологичным оборудованием оснащается наша лаборатория. Мои профессиональные надежды оправдались. Я работаю по специальности, и сейчас у меня в подчинении два уникальных робота. В ходе обучения могу отметить, что принцип действия у роботов Fanuc и KUKA общий, однако управление разное. Поэтому нам сейчас важно перестроиться, уточнить у специалистов все нюансы по обслуживанию робота. Один из главных моментов в нашей работе - соблюдать правильные режимы обработки деталей», - сказала А. Иванова.

Она отметила, что планирует подготовить диссертацию по финишной обработке авиационных деталей с помощью робототехнического комплекса.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: иркутский государственный технический университет, инновации, аэрокосмическое образование

Похожие материалы:
Интеллектуальную систему управления освещением разрабатывают в НИ ИрГТУ
НИ ИрГТУ вошел в состав Авиастроительного образовательного кластера
Форум инновационных инженерных решений в авиационной отрасли
Международный молодежный лагерь «Байкал-2020»
Проект промышленного яблоневого сада в Иркутской области
Инновационные разработки ИРНИТУ признаны лучшими в вузовском разделе МАКСа
Дмитрий Рогозин заинтересовался разработками НИ ИрГТУ
Первая партия целебного хлеба с исландским мхом от ученых НИ ИрГТУ
Успешные выпускники ИрГТУ делятся бизнес-опытом со студентам
Технологии ИрГТУ имеют большое будущее в авиапроме

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (119) 2020

В номере читайте. Высшая школа против пандемии: оперативные меры и долгосрочные стратегии. Регион: адаптация системы образования Хабаровского края к новым условиям. Университеты: стратегия и тактика заимствования. ДПО: актуальная проблематика и лучшие практики. СПО: переход на дистант и комплексное развитие.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Стратегия и тактика заимствования
Всегда была и будет ватерлиния, которая отделяет университеты «первого класса» от остальных....
Из журнала
#112Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
#112Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы
#112В России прошел первый международный хакатон по нефтяной тематике c цифровыми решениями «HOT CHALLENGE»
#112Технические кадры для гражданской авиации России
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ