Анатолий Геращенко о МАКСе и перспективных разработках вузаО том, как ученые сегодня создают основу для армии будущего, какие беспилотники и микроспутники изобретают для изучения космоса и защиты Земли, а также о том, какие самолеты, придуманные когда-то студентами и аспирантами, поднимутся в небо над Жуковским, рассказал ректор МАИ Анатолий Геращенко. Просмотров: 1357
О том, как ученые сегодня создают основу для армии будущего, какие беспилотники и микроспутники изобретают для изучения космоса и защиты Земли, а также о том, какие самолеты, придуманные когда-то студентами и аспирантами, поднимутся в небо над Жуковским, рассказал ректор МАИ Анатолий Геращенко. — Анатолий Николаевич, что МАИ планирует представить на авиакосмическом салоне «МАКС-2013» в Жуковском? — Вообще конец августа для МАИ — очень жаркая пора. Сразу два крупных события — «День инноваций министерства обороны РФ» и Международный авиакосмический салон на аэродроме в Жуковском проходят с разницей в неделю. Конечно, многие экспонаты с мероприятия Минобороны «переедут» на МАКС, но, безусловно, добавятся еще многие не экспонировавшиеся ранее разработки. Например, уникальная стереоскопическая система визуализации для пилотов будет представлена в павильоне «F-1» на стенде РСК «МиГ». В космической части экспозиции представлена мобильная платформа для марсоходов и новейшие разработки в области двигателей малой тяги для спутников, а также микроспутник 601-Х-1. Международный авиакосмический салон будет длиться 6 дней, с 27 августа по 1 сентября. Естественно, у МАИ на все дни предполагается довольно объемная и разнообразная программа для всех посетителей. В рамках делового дня на МАКСе планируется подписание контракта с нашими американскими партнерами из Университета аэронавтики Эмбри Риддл. А в дни массового посещения салона сразу два самолета, сконструированных в МАИ, примут участие в летной программе — Авиатика-890 и МАИ-223. Фигуры высшего пилотажа продемонстрируют летчики-испытатели отраслевого специального конструкторского бюро экспериментального самолетостроения (ОСКБЭС) МАИ. — А какие проекты, представленные на выставке «День инноваций Министерства обороны РФ», «переедут» на салон? — У МАИ есть что показать и предложить министерству обороны. Мы нацелены на заключение долгосрочных контрактов с государственными оборонными структурами. У нас уже есть несколько таких контрактов, но тем не менее мы готовы и дальше работать в этом направлении. Назову только несколько основных проектов. Например, дистанционно-пилотируемый летательный аппарат «Ворон-700», способный нести систему слежения и вооружения, двухместный многоцелевой самолет МАИ-223 «Китенок», самолет с аэродинамически несущим фюзеляжем. Кроме продукции авиационного и космического назначения, МАИ представляет свои разработки в области военной медицины. Например, аппарат искусственной вентиляции легких, предназначенный для работы в полевых условиях. Надо сказать, что это настоящий прорыв, который не имеет аналогов в мире. Этот аппарат легко решает задачи современной респираторной поддержки при длительной транспортировке пациента в условиях недостаточного количества сжатого кислорода или его полного отсутствия. — Какие микроспутники разрабатывались в МАИ, есть ли среди них проекты для Вооруженных сил РФ? — Разработкой малых микроспутников в университете занимается конструкторское бюро «Искра», образованное в 1967 году. В результате его работы на орбиту был выведен не один спутник. Например, малый космический аппарат «Радио-2» отправился в космос в 1978 году. Это был первый в мире университетский спутник и первый в СССР негерметичный космический аппарат. В 1981 году состоялся ввод аппаратов второго поколения для запуска с борта орбитальной станции «Салют-7» и пилотируемого корабля. Конструкторское бюро «Искра» взялось за разработку и успешно сдало в эксплуатацию космические аппараты для научных исследований «МАК-1» и «МАК-2». Также на базе собственного конструкторского бюро была создана центральная научно-исследовательская лаборатория «Астра». Совместно с американскими партнерами был запущен спутник Skipper, с немцами — Inspector 1 (X-Mir-Inspector). Велась разработка и изготовление экспериментального тросового спутника «МАК-Т» по российско-американской программе, но работы не завершились в связи с прекращением полета орбитальной станции «Мир». Сейчас элементы недостроенного спутника находятся в МАИ. Для Малайзии был разработан проект малого аппарата дистанционного зондирования Земли Mosquito. Если говорить о вооруженных силах, то для Министерства обороны мы разрабатывали микроспутник серии 601-Х-1 стандарта CubeSat. Он был предназначен для формирования группировок малых космических аппаратов для отработки их совместного функционирования, испытания новых узлов и агрегатов для других аппаратов, проведение научных и технологических экспериментов. — Продолжается ли эксперимент «РадиоСкаф» в рамках студенческой программы ЮНЕСКО? Запускались ли еще микроспутники, подобные проекту «Кедр», разработанному МАИ и МГТУ? — Да, конечно, мы продолжаем принимать участие в этом космическом эксперименте. В настоящее время СККБ «Искра» ведет разработку нескольких проектов микро- и наноспутников. Например, малых космических аппаратов «РадиоСкаф-3» и «РадиоСкаф-4» совместно с ракетно-космической корпорацией «Энергия» и Юго-Западным госуниверситетом. Они предназначены для запуска с борта МКС. Также совместно с ФГУП ЦНИИ машиностроения разработан наноспутник «Искра-7» с оптимальным соотношением «стоимость-эффективность». Еще одна разработка совместно с научно-производственным объединением имени Лавочкина и научно-производственным предприятием «Даурия» — международный проект для предсказания землетрясений Condor-UNAM-MAI. Еще «Искра-Ресурс» — микроспутник для ресурсных испытаний композиционых материалов и перспективных бортовых систем. — Уже несколько лет в МАИ при поддержке Роскосмоса разрабатывается спутниковый образовательный видеоинформационный комплекс — «СОВИК». Есть ли у него перспективы военного применения? — По сути, проект «СОВИК» — это инновационная образовательная программа. Она предназначена для показа четкой картинки Земли из космоса. Эту систему можно использовать в школах, вузах и других образовательных учреждениях. Определяющими моментами здесь являются требования оперативности, демонстрация динамических процессов, многоспектральная съемка, но с умеренным пространственным разрешением около 10-500 метров. Существующие проекты, например интернет-проекты Google и Yandex, охватывают очень малую часть территории России. Речь идет о крупных городах Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и ряде других. Остальная территория представлена со значительно худшим качеством по разрешению и особенно по новизне снимков. Аналогично мало охвачены территории за пределами США, Японии и части Западной Европы. Система «СОВИК» ориентирована для работы по запросам и позволяет получать оперативную видеоинформацию обо всех регионах России. Для военного применения она совершенно не годится из-за своих оптических характеристик. Современные военные системы наблюдения имеют пространственное разрешение более 1 метра. — С какими зарубежными научно-исследовательскими центрами и вузами сотрудничает МАИ? — На данный момент МАИ заключил соглашения о сотрудничестве с 56 иностранными вузами. Многие из них — университеты авиационно-космического профиля: Высшая школа аэронавтики и космоса во Франции, Первый авиационный институт, Пекинский аэрокосмический университет, Корейский авиационный университет. Совместная деятельность МАИ и других вузов направлена на создание совместных лабораторий, учебно-научных центров, обмен специалистами и совместные научные исследования и проекты. Кроме того, МАИ сотрудничает с крупными международными организациями и кооперациями — Китайской академией космических технологий (CAST), Всемирной инициативой инженерного образования (CDIO), Ассоциацией технических университетов России и Китая, Европейской ассоциацией аэрокосмических университетов PEGASUS. — Как продвигается работа по проекту пилотируемого вертолета «Ворон-700», когда начнутся государственные испытания этого беспилотника, каким оружием он будет оснащен в перспективе? — Конструкторское бюро кафедры «Авиационно-ракетные системы» ведет работу по созданию этого ударного дистанционно-пилотируемого вертолета с 2009 года. В настоящее время проводится подготовка к выполнению летно-конструкторских испытаний и разработка программы государственных испытаний. В 2014 году после завершения этих тестов мы планируем выйти на государственные испытания. Вертолет будет оснащен сменным вооружением для проведения специальных и войсковых операций. — На каком этапе находится создание локального навигационного поля, которое позволяет управлять группой беспилотных летательных или наземных аппаратов без привязки к спутникам? — Этот вопрос находится в компетенции учебно-научной межфакультетской лаборатории космической робототехники. Сейчас ведется масштабная тестовая работа. Нужно добиться согласованности в действиях автономных робототехнических систем. Например, напланетных колесных платформ или квадрокоптеров при обследовании различных участков планет. В данный момент система полностью смонтирована и отлажена. В перспективе перед роботизированными аппаратами будут стоять задачи, связанные с разведкой, анализом и подготовкой участков поверхности планеты для осуществления посадки кораблей или строительством некоторых инфраструктурных объектов для различных целей. Понятно, что без группового и согласованного применения автономных роботов эти задачи представляются весьма трудноосуществимыми. В наземных условиях созданная в МАИ технология локальной навигации позволит обеспечить автономное позиционирование и управление робототехническими системами в тех ситуациях, когда отсутствует возможность управления с помощью глобальных навигационных систем. — Вертолетостроительная компания Sikorsky сообщила о разработке вертолетов с системой искусственного интеллекта. Какие проекты по данной тематике есть у МАИ? Сотрудничает ли институт с КБ Миля и Камова в данном направлении? — Естественно. МАИ ведет плотную работу с ОАО «Вертолеты России», в который как раз входят оба конструкторских бюро — КБ Миля и КБ Камова. Разработкой в области создания искусственного интеллекта, а также системой автономного управления вертолетами занимается отдельная лаборатория вуза. Но пока что финансирование на продолжение деятельности нам не предоставили. — Сколько студентов МАИ в этом году пополнили состав научных рот? — Весной этого года была создана рабочая группа, которая совместно с представителями войск Военно-космической обороны, Ракетных войск стратегического назначения и Военно-воздушных сил производила отбор наиболее подготовленных студентов МАИ для военной службы в научных ротах. Из 63 человек был отобран 21 кандидат. Под Воронежем в научной роте проходят службу 7 человек-выпускников МАИ. Также есть выпускники МАИ в научных ротах в Подмосковье. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|