Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Наукограды как локомотив развития московской агломерации

В Подмосковном наукограде Протвино состоялось расширенное выездное заседание Совета Общественной палаты Московской области (ОПМО), на котором обсуждался проект Закона Московской области «О наукоградах Московской области».

Просмотров: 1038

В Подмосковном наукограде Протвино состоялось расширенное выездное заседание Совета Общественной палаты Московской области (ОПМО), на котором обсуждался проект Закона Московской области «О наукоградах Московской области».

Члены ОПМО, ученые, представители власти Московской области, муниципальные депутаты схлестнулись в острой дискуссии о том, какими быть завтра научным городам Московской области. Что нужно сделать, чтобы исследователи, особенно молодые, не уезжали за рубеж, а оставались в России, преумножая ее научно-технический потенциал? Как правильно распределять бюджетные деньги, чтобы оживить научную жизнь в наукоградах?

Председатель Общественной палаты П.Н. Гусев, открывая совещание, констатировал: «За годы реформ и перестроек многое из того, чем славились наукограды, утеряно. И сегодня наступил момент истины: либо мы совсем потеряем уникальные научные разработки, либо резко двинемся вперед. И времени на раздумья уже нет. Нужно консолидировать усилия по возрождению наукоградов Подмосковья (а их здесь 8 из 14 российских), концентрировать усилия на основных направлениях научного поиска, необходимо ввести должность вице-губернатора области по науке».

Эксперт ОПМО В.Г. Владимирова, представляя проект закона, высказала убеждение: «Наукограды должны стать локомотивами развития Московской агломерации. А чтобы это воплотилось в жизнь, необходимо усовершенствовать нормы правового регулирования их развития. С одной стороны, как городов науки, а с другой, — как особого рода муниципальных образований. Необходимо разработать и применить новые социальные технологии поддержания их жизнедеятельности».

Директор Союза развития наукоградов России М.И. Кузнецов отметил: «Ныне пошла мода на всякие научные и околонаучные структуры — технополисы, инновационные парки и кластеры. Создали Сколково, забыв, что в наукограды вложили огромные ресурсы, каждому из них назначив свои задачи сверхгосударственной важности. И это, конечно, абсурд, что на Сколково, начинающееся с нуля, в бюджете выделено средств на порядок больше, чем на все наукограды России. А ведь Московская область и есть ее “Силиконовая долина”».

Вообще Сколково досталось, что называется, по первое число. Один из выступающих даже сравнил его с новым колодцем в долине родников, в котором и в самом нет воды, так еще и окружающие его источники (читай наукограды) почти уничтожил. Конечно, метафоры — вещь сильная, но что-то в этом есть.

В целом разговор получился. Выступавшие мыслили масштабно, пытаясь найти решения проблемы наукоградов. Конечно же, речь зашла и о продолжающейся деградации научных ресурсов этих уникальных городов. В доказательство был приведен сильный образ: все знают напитки из Черноголовки, но далеко не каждый помнит, что это наукоград, славящийся достижениями в области физики твердого тела, химической физики и физики особо чистых материалов, что живут здесь выдающиеся физики-теоретики и уникальные физики-экспериментаторы.

Архаичная сырьевая модель развития России, к сожалению, принесла свои червивые плоды на интеллектуальную почву наукоградов: из ученых пытаются сделать предпринимателей и коммерсантов, забывая об их высоком предназначении — служение науке во благо России. Об этом сказал депутат Национальной ассамблеи Российской Федерации И.В. Стариков: «Пока нет системной работы по развитию наукоградов — одни сплошные “пазлы” и фрагментарность в понимании механизмов их жизнедеятельности».

«Во многом это связано с тем, что институты инвестиций и инноваций даже организационно не связаны с реальной промышленностью», — заявил заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области Н.Н. Киселев. А говоря о позиции РАН по поводу ее материальных активов в области, он раскритиковал академию: «РАН борется за каждую “помойку”, сама не используя и наукоградам не давая земли и недвижимость, ей принадлежащую». Грубовато сказано, но доходчиво. Наверно, имеет смысл более рационально использовать эти ресурсы в интересах науки.

Интересную позицию относительно развития образовательной среды в Протвино высказал генеральный директор Института физико-технической информатики С.В. Клименко. Его позиция принципиальна: «Чтобы учить студента, нужно быть ученым. И любой наукоград должен иметь свой университет. Причем соотношение количества студентов к количеству преподавателей должно быть два к одному, как в ведущих университетах мира. Тогда и инновации пойдут и наука задышит». Нужно отметить, что РосНОУ также имеет серьезные намерения развивать научно-образовательные комплексы в наукоградах.

Член Президиума РАН академик Н.С. Бугаев поддержал выступающего: «Нагрузка на преподавателей должна быть снижена до 4 часов в неделю с двух десятков. Тогда в университеты пойдут крупные ученые, желающие более активно взращивать свои научные школы».

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Владимир Зернов вновь избран председателем совета АНВУЗ
В Греции обсудили проблемы российской высшей школы
Замминистра встретился с ректорами негосударственных вузов
Развитие высшего образования как фактор преодоления экономического кризиса
Общественная палата МО ищет технологии для Подмосковья
Российская модель рейтингования: подходы и критерии
РосНОУ укрепляет связи с американскими партнерами
Космонавт Павел Виноградов: «Если нет цели, любое образование будет бесполезно»
РосНОУ в топ 100 лидеров инновационной экономики России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ