Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Наука – главная стратегия развития

Кубанский государственный университет по праву считается одним из признанных лидеров России в области образования и науки. Ученые, преподаватели и студенты КубГУ регулярно побеждают в различных конкурсах, получают гранты, патенты, именные стипендии, демонстрируют свои достижения на выставках всероссийского и международного уровней, подтверждая тем самым высокий статус альма-матер.

Просмотров: 159
Михаил Астапов

Кубанский государственный университет по праву считается одним из признанных лидеров России в области образования и науки. Ученые, преподаватели и студенты КубГУ регулярно побеждают в различных конкурсах, получают гранты, патенты, именные стипендии, демонстрируют свои достижения на выставках всероссийского и международного уровней, подтверждая тем самым высокий статус альма-матер.

В 2015 году университет готовится отметить девяностопятилетие. С какими результатами и каким настроением встретит один из крупнейших вузов юга России свой юбилей? Об итогах и перспективах развития КубГУ рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, ректор Михаил АСТАПОВ.


– Михаил Борисович, каким вам видится будущее Кубанского государственного университета в свете последних тенденций реформирования системы отечественной высшей школы?

– Если позволите, начну с юбилея. Дата, как вы понимаете, по российским меркам солидная и ко многому обязывающая. Сделано многое, и я об этом еще скажу. Но кто не смотрит в будущее, тот обречен на отставание.

Каждый серьезный вуз должен иметь программу стратегического развития, которая определяет перспективы и направления движения. Если говорить о нашей, то в 2012 году ее поддержало Минобрнауки РФ, и она вошла в число 55 победителей конкурса программ стратегического развития. Это позволило в период с 2012 по 2014 годы реализовать задуманное за счет средств федерального бюджета – мы получали по 100 млн. рублей в год. С 2015 года университет переходит на следующий этап реализации программы – за счет собственных ресурсов.

Целью стратегического развития университета является системная интеграция и модернизация научно-исследовательской, образовательной и инновационной деятельности вуза, направленная на формирование, наращивание и эффективное использование потенциала устойчивого развития южного макрорегиона. При этом содержательная и организационная модернизация образовательного процесса вполне закономерно дополняется модернизацией научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности.

– Сейчас в прессе часто поднимаются вопросы о дополнительном образовании. Кубанский государственный университет включает этот сегмент образовательных услуг в свой план стратегического развития?

Кубанский госуниверситет– Не просто включает, но и придает ему важное значение. В 2014 году в КубГУ осуществлялась реализация 36 программ дополнительного профобразования. Большинство из них носит адресный характер и разработано по заявкам органов государственной власти, различных предприятий, организаций с ориентацией на формирование у слушателей профессиональных компетенций, способствующих повышению качества работы. Свыше 3,3 тыс. человек прошли обучение по этим программам, направленным на социально-экономическое развитие региона. Во исполнение ряда поручений Правительства РФ и в соответствии с приказом Минобрнауки РФ в 2013 году КубГУ реализовывал программу «Совершенствование личностных и профессиональных компетенций персонала, необходимого для подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».

Особое внимание в университете уделяется профориентационной работе и довузовской подготовке. На базе КубГУ в январе-феврале совместно с региональным Минобрнауки и Краевым центром дополнительного образования детей ежегодно проходит региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по 17 общеобразовательным предметам. В апреле нам выпала честь провести и заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Ведущие преподаватели возглавляли предметно-методические комиссии, проводили занятия для 900 участников олимпиад школьников различных уровней и для участников заключительного этапа, являлись тренерами команд Краснодарского края.

Кубанский государственный университет – это более 29 тыс. студентов, которые обучаются по 295 направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и специальностям, более 3 тыс. сотрудников, 17 факультетов, институт начального и среднего профессионального образования, институт переподготовки и повышения квалификации специалистов, 5 филиалов на территории Краснодарского края. В вузе создана конкурентоспособная научно-исследовательская инфраструктура, интегрирующая 26 научно-образовательных центров, Международный центр наук о Земле, геофизический полигон, сейсмологическую лабораторию, информационно-аналитический центр. В университете открыт первый на Кубани вузовский бизнес-инкубатор, функционируют 10 малых инновационных предприятий, единственный в крае центр нанотехнологий с уникальнейшим оборудованием, не имеющим аналогов в Южном федеральном округе, астрофизическая оптическая обсерватория с международным статусом.

– В последние годы все большие требования предъявляются к научной деятельности высших учебных заведений. Кубанский государственный университет является лидером в сфере науки не только в южных пределах России. За счет чего удается достичь такого высокого уровня?

– Если коротко, успех – в сочетании фундаментальной науки с прикладной. Ведь наука не просто предмет теории, но и мышления, постоянно вовлекаемого в практику и подкрепляемого ею. Одна из приоритетных задач, которую Кубанский госуниверситет решает в рамках программы стратегического развития, – создание единой многоуровневой интеллектуальной научно-исследовательской среды, обеспечивающей повышение инновационной, образовательной и научной активности вуза. При этом актуальным является развитие научных исследований в интересах макрорегиона. Основные направления – нанотехнологии и новые материалы, биотехнологии, технологии обработки информации, эколого-аналитические технологии.

Так, научное направление «Компонентная база оптоэлектроники и инфокоммуникационные технологии» базируется на достижениях научных школ университета в областях физики твердого тела, физики лазеров, оптики, спектроскопии и физики полупроводников. Возьмем, например, два проекта из этой области: «Создание градиентного PPLN преобразователя» и «Многоканальный оптоэлектронный демодулятор для опроса волоконных датчиков Брэгга». Итоги работы последних лет – диплом и серебряная медаль Международного салона изобретений «INOVA» в Загребе, диплом и серебряная медаль 111-го Международного салона изобретений «Конкурс Лепин» в Париже, диплом и золотая медаль XV, XVI и XVII Московских международных салонов изобретений и инновационных технологий «Архимед», диплом и серебряная медаль 41-го Международного салона изобретений «Женева», диплом и серебряная медаль Европейского салона изобретений «Конкурс Лепин» в Страсбурге. Список наград можно продолжить. Не менее высока оценка проекта «Геоинформационное обеспечение мониторинга сельскохозяйственных посевов и земельных угодий по данным спутниковых снимков».

Одновременно с получением престижных наград ученые университета активно публикуются в ведущих международных журналах, что повышает рейтинги не только вуза, но и российской науки в целом.

А если снова обратиться к цифрам, то в 2012 году ученые КубГУ на международных и всероссийских выставках завоевали 19 медалей и 47 дипломов, в 2013 году – 20 медалей и 25 дипломов, в 2014 – 24 медали и 43 диплома.

Только в 2014 году ученые Кубанского государственного университета выиграли 174 гранта (РФФИ, РГНФ, РНФ) на развитие научных исследований и 6 грантов Президента РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых молодыми российскими учеными.

И еще статистика, но уже финансового характера. Научно-исследовательская активность сотрудников КубГУ создала условия для устойчивого роста объемов финансирования научной деятельности. Если в 2010 году общий объем составлял 149,1 млн. рублей, то в 2014 году – 261 млн. Цифры говорят сами за себя. Кстати, согласно мониторингу эффективности деятельности образовательных организаций Минобрнауки РФ, значение показателя «научно-исследовательская деятельность» в КубГУ превышает пороговое более чем в четыре раза: в расчете на одного НПР – 212,2 тыс. рублей при пороге 51 тыс.

– Получается, что практическая реализация научных разработок рассматривается как неотъемлемая часть инновационно-научной деятельности университета?

Кубанский госуниверситет– Несомненно. Давайте посмотрим на значимость такого научного проекта, реализуемого силами ученых КубГУ, как «Исследования в области альтернативной энергетики и экотехнологий». Геополитическое положение нашего региона является залогом его развития как центра пересечения магистральных логистических потоков и газопроводов, а климатические условия определяют высокий потенциал развития альтернативной энергетики и перспективных экотехнологий.

КубГУ – один из первых вузов юга России, активно участвующих в решении проблемы обеспечения экобезопасности транспортировки нефти и газа в Азово-Черноморском бассейне края. Возрастающее количество магистральных газопроводов («Голубой поток», «Южный поток», ставший недавно «Турецким потоком» и другие) и наличие незамерзающих многоцелевых портов (Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Ейск), которые являются базами по транспортировке углеводородов на мировой рынок, делают регион областью энергетических интересов США и ЕС, что увеличивает экологическую угрозу.

Перспективные экотехнологии направлены на разработку технологий биоэнергетики, биологической утилизации нефтесодержащих отходов с целью восстановления природных экосистем и ландшафтов, создание банка микроорганизмов с уникальными продукционными характеристиками и высоким биотехнологическим потенциалом для биологической утилизации нефтесодержащих отходов, создание новых технических объектов на основе химических сенсоров и биосенсоров для исследования биологических объектов. Цель реализации проекта – присвоение региону статуса самой экологически чистой территории на юге России.

– Скажите, ведется ли КубГУ инновационно-предпринимательская деятельность, иначе говоря, коммерциализация научных разработок, доведение фундаментальных и прикладных исследований до уровня производственной технологии?

– Мы считаем этот аспект жизненно необходимым. Ради этого создано и работает 10 малых инновационных предприятия на базе бизнес-инкубатора и технопарка. Образован бизнес-инкубатор малого инновационного бизнеса. Поэтому наблюдается устойчивая динамика роста количества патентов, полученных КубГУ: от 5 – в 2010 году до 21 – в 2014.

Наиболее значимые и интересные разработки были представлены на различных международных и всероссийских выставках и инновационных салонах. Усилено производство таких прорывных технологических продуктов, как биполярные мембраны и легкая вода. Эти разработки ученых КубГУ не имеют аналогов в России. В настоящее время с администрацией Краснодара ведутся переговоры с целью подписания договора о сотрудничестве в сфере проведения работ по очистке водоемов в соответствии с уникальной технологией, разработанной университетом.

В 2012-2014 годах сформирована и получила развитие сеть взаимодействия КубГУ с индустриальными партнерами для реализации совместных научно-исследовательских, образовательных и инновационных проектов. На сегодняшний день университетом заключены 32 договора с промышленными предприятиями вне Южного федерального округа и 859 – внутри.

– В настоящее время большое значение придается научным и образовательным связям с другими учебными заведениями. Как обстоит дело с контактами в этой сфере?

Кубанский госуниверситет– Трудно себе представить эффективное развитие университета вне обмена научным и образовательным опытом, без плодотворных контактов с коллегами из других вузов и научных организаций.

В 2014 году достигнуты соглашения о совместной деятельности в осуществлении образовательных, научно-исследовательских, издательских и иных проектов между Кубанским госуниверситетом (факультет истории, социологии и международных отношений) и МГУ им. М.В. Ломоносова (философский факультет).

Осуществлена реализация международного сетевого взаимодействия в рамках совместной подготовки аспирантов Университетом Монпелье 2 и Восточным Парижским Университетом с их последующей защитой во Франции. Одна из двух планируемых защит успешно состоялась в конце прошлого года. С 2014 года реализуется международная магистерская программа на английском языке «Economics and management» с присвоением двойного диплома совместно с Чешским университетом естественных наук.

Реализуются не только совместные образовательные программы, но и проводятся совместные научные исследования в стране (Институт проблем химической физики РАН, г. Черноголовка) и далеко за ее пределами (Департамент энтомологии Королевского бельгийского института естественных наук, университет Гете и другие).

Придается большое значение внутрироссийской и международной академической мобильности, зарубежным стажировкам и программам повышения квалификации в Ирландии (Институт культуры Галавея), Германии (Университет прикладных технических и экономических наук Берлина), Чехии (Карлов университет), Франции и Испании (города Тье и Барселона – международный проект CoTraPhen) и многих других. Кроме того, наши молодые сотрудники активно участвуют в конгрессах, семинарах и школах молодых ученых по всему миру.

Наука и образование, несомненно, являются главенствующими направлениями деятельности вуза. Вместе с тем неотъемлемой частью работы любого учебного заведения являются воспитательная, социальная, спортивная и иная работа, способствующая всестороннему развитию молодежи. Во всем Кубанский госуниверситет придерживается одной стратегии – побеждать. Коллектив КубГУ уверенно смотрит в будущее и настроен на успех. Высокий статус, подтвержденный многочисленными успехами и достижениями, сформировавшийся имидж центра образования, науки и культуры Кубани снискали университету авторитет не только в России, но и за рубежом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Кубанский государственный университет: наука побеждать
В КубГУ подвели итоги международной астрономической конференции
Как измерить «гранит науки»?
Где наука расставит акценты?
Путь один – к новым исследовательским формам
Кубанский государственный университет: инициатива, динамика, открытость
Ученые КубГУ за год заработали 180 миллионов рублей
Интервью профессора М.А. Королева – о прошлом настоящем и будущем МИЭТа
Сюжетные линии российского образования
Эпоха физики: актуальное интервью

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ