Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В России трудно быть молодым ученым

Андрей Райгородский – молодой ученый, ставший лауреатом премии Президента РФ в области науки и инноваций. В беседе с нашим корреспондентом он рассказал о том, легко ли в России быть молодым ученым, каким должен быть лидер в науке и что подразумевает понятие «качественно подготовленный специалист в сфере IT».

Просмотров: 3104

В феврале подписан указ о присуждении премий Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2011 год. Среди лауреатов профессор мехмата МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей РАЙГОРОДСКИЙ, удостоенный высокой награды за крупные достижения в области дискретной математики и их практическое применение в информационных технологиях. Он рассказал нашему корреспонденту о своей работе и о том, почему для российской молодежи столь труден путь в науку.

РАЙГОРОДСКИЙ Андрей Михайлович – профессор кафедры математической статистики и случайных процессов механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой дискретной математики факультета инноваций и высоких технологий Московского физико-технического института (МФТИ), руководитель отдела теоретических и прикладных исследований ООО «Яндекс», учитель школы №179 Московского института открытого образования, доктор физико-математических наук.
Родился в 1976 году в Москве. Окончил механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Математика. Прикладная математика».
Научные интересы – дискретная математика,  теория чисел, теория вероятностей, большие сети. Автор более 100 научных работ, опубликованных в авторитетных российских и международных изданиях. Активный популяризатор достижений науки, автор 11 популярных книг.
Лауреат премии Президиума РАН ( 005). Лауреат премии Президента РФ для молодых ученых ( 011).
Женат.
Любит путешествовать.

– Андрей Михайлович, информационные технологии в СМИ называют кровеносной системой современного мира. В какой степени это относится к России, на ваш взгляд? Насколько велика в стране сфера пользования информационными технологиями? Идем ли мы в ногу со временем?

– Конечно, сфера эта велика, важна, бурно развивается. Да, есть еще регионы, где она хуже развита, но работа ведется везде.

– Есть мнение, что сфера программной инженерии в РФ находится на более низком уровне, чем в США, что наши разработчики занимаются в основном аутсорсингом. В чем причины? Это зависит от подготовки специалистов в вузе, от методик, по которым обучают инженеров-программистов, веб-дизайнеров и прочего подобного?

– Не стоит забывать, как много наших специалистов работает сейчас в США. У нас колоссальный потенциал, очень сильная и целеустремленная молодежь. Да, у США несколько больше денег… Ну и, конечно, наши вузы не всегда адекватно готовят молодых людей к работе в современных компаниях. Зачастую настолько неадекватно, что компании сами организуют образование в тех вузах, которые к такому «вмешательству» морально готовы. МФТИ оказался в этом смысле исключительно удобной площадкой, которую с успехом используют «Яндекс», «Абби» и другие.

Один из наиболее ярких и талантливых молодых математиков в России, Андрей РАЙГОРОДСКИЙ известен как специалист в области комбинаторного анализа, геометрической комбинаторики и их приложений в информационных технологиях. Ученый получил результаты мирового уровня в решении ряда классических и новых проблем комбинаторной и дискретной геометрии, теории графов. Его исследования вносят существенный вклад в решение задач теории кодирования. В компании «Яндекс» исследует проблемы информационного поиска, соответствия найденных документов запросам, структуры спамовых документов. Полученные результаты позволили существенно повысить качество поиска системы «Яндекс».

По материалам сайта kremlin.ru

– Как вы считаете, растут ли в последние годы потребности российского общества в образовательных услугах в сфере подготовки IТ-специалистов?

– Растут, безусловно. И спрос растет, и предложение вместе с ним. Но до совершенства еще очень далеко.

– Что подразумевает понятие «качественно подготовленный специалист в области IТ»? Какими знаниями и умениями, характерными для этой профессии, он должен обладать?

– Разные бывают информационные технологии. Если ответить вкратце... Во-первых, должно быть очень хорошее, фундаментальное математическое образование. Анализ, алгебру, дискретную математику, теорию вероятностей и прочие необходимые дисциплины просто необходимо преподавать на самом высоком уровне, иначе специалист не сумеет глубоко разобраться в современных очень сложных системах.

Во-вторых, нужно изучать современные методы программирования – параллельные, облачные вычисления. А для этого тоже необходима значительная математическая база.

– Вопрос, который невозможно обойти. Как лично вы оцениваете уровень российской науки?

– Очень высоко оцениваю. Считаю, что потенциал российской науки неисчерпаем. Столько талантливой молодежи нет нигде в мире! Я говорю, конечно, о тех областях, в которых компетентен. Математика, на мой взгляд, пережила все невзгоды. Но денег на науку нужно тратить больше. И надо больше давать ресурсов в «провинцию», а не аккумулировать средства в Москве.

– Легко ли быть в России молодым ученым?

– Очень трудно. К сожалению, ниша, которую можно заполнять молодыми специалистами, крайне невелика. Многие институты развалились, не всегда талантливого молодого человека удается адекватно трудоустроить. В регионах с этим еще хуже. Если в Москве научных центров еще довольно много, то в регионах их не хватает, несмотря на большое количество энтузиастов – очень сильных ученых и организаторов науки. Денег мало… Регионы зачастую становятся донорами Москвы, что далеко не всегда приводит к успеху, а Москва в свою очередь поставляет кадры в те же США.

Я как раз и стараюсь на физтехе и в «Яндексе» создавать такие ниши, где могли бы успешно проявлять свои способности талантливые молодые люди.

– Вам удалось создать команду единомышленников. Объединила тема исследований? Каким, по-вашему, должен быть лидер в науке?

– Лидер должен в первую очередь увлекать наукой. Должен суметь убедить молодежь, что наука – это реально круто. Я огромное количество времени трачу на преподавание: читаю лекции в МГУ, в МФТИ, в Российской экономической школе, в Высшей школе экономики, в Независимом московском университете, в ШАД «Яндекса».

Работаю в школе № 179 Московского института открытого образования, организую летнюю и зимнюю школы для старшеклассников под Костромой. Это и дает плоды.

– Как вы отнеслись к тому, что стали лауреатом премии Президента РФ?

– Это достойная оценка нашей работы – не только моей, но и всей команды, которую несколько лет я собирал на мехмате МГУ, на физтехе, в «Яндексе». Премия – это хороший старт и обязательство к дальнейшему росту. Она не только мне, но всей нашей команде. Это очень важно подчеркнуть! Коллеги много работают и занимаются наукой. Я поддерживаю и подталкиваю их к этому, ищу новых мотивированных людей.

– Возможно ли рассказать о сути вашей научной работы в области дискретной математики доступным для непрофессионалов языком?

– Я бы тогда говорил о прикладной составляющей. Вот есть Интернет. Все знают, что это огромная сеть. Узлы этой сети – страницы, а связи – это ссылки, которые идут с одной страницы на другую. Такой объект и подобные ему объекты называются «графами» – от греческого корня, означающего «рисунок». Мы изучаем различные свойства графов. Например, того самого, который образован страницами и ссылками в Интернете. Оказывается, этот граф обладает весьма специфическим устройством. Например, в нем от любого узла до любого другого узла можно пройти по ссылкам, «кликая» мышью, – всего за 10-15 кликов. Это означает, что мир очень тесен. Есть и ряд других важных свойств. Можно строить модели графов, свойства которых крайне похожи на те, что мы наблюдаем в Интернете. Сравнение этих моделей с реальным графом помогает улучшать качество поиска больших поисковых систем типа «Яндекс».

– Было время, когда ученых называли романтиками и мечтателями. О чем мечтаете вы, Андрей Михайлович?

– О том чтобы создать свой научный мир, и чтобы этот мир никто не разрушил.

– Пусть сбудутся мечты!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Ассамблея молодых ученых Санкт-Петербурга
Всероссийский конкурс научно-технического творчества молодежи «НТТМ-2015»
Компания ОПТЭК поддержала молодых ученых
Ученые ИрГТУ разрабатывают буровой станок нового поколения
Молодые ученые ВолГУ – победители конкурса РФФИ
Как пережить кризис горнодобывающей отрасли?
Молодой ученый САФУ работает над проектом стабилизации энергосистемы региона
IT – глобальный вызов для исторической науки
VI Всероссийский молодёжный робототехнический фестиваль
Ученые ИрГТУ предлагают технологию эффективного извлечения тяжелых металлов из сточных вод

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ