В России трудно быть молодым ученымАндрей Райгородский – молодой ученый, ставший лауреатом премии Президента РФ в области науки и инноваций. В беседе с нашим корреспондентом он рассказал о том, легко ли в России быть молодым ученым, каким должен быть лидер в науке и что подразумевает понятие «качественно подготовленный специалист в сфере IT». Просмотров: 3110
В феврале подписан указ о присуждении премий Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2011 год. Среди лауреатов профессор мехмата МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей РАЙГОРОДСКИЙ, удостоенный высокой награды за крупные достижения в области дискретной математики и их практическое применение в информационных технологиях. Он рассказал нашему корреспонденту о своей работе и о том, почему для российской молодежи столь труден путь в науку.
– Андрей Михайлович, информационные технологии в СМИ называют кровеносной системой современного мира. В какой степени это относится к России, на ваш взгляд? Насколько велика в стране сфера пользования информационными технологиями? Идем ли мы в ногу со временем? – Конечно, сфера эта велика, важна, бурно развивается. Да, есть еще регионы, где она хуже развита, но работа ведется везде. – Есть мнение, что сфера программной инженерии в РФ находится на более низком уровне, чем в США, что наши разработчики занимаются в основном аутсорсингом. В чем причины? Это зависит от подготовки специалистов в вузе, от методик, по которым обучают инженеров-программистов, веб-дизайнеров и прочего подобного? – Не стоит забывать, как много наших специалистов работает сейчас в США. У нас колоссальный потенциал, очень сильная и целеустремленная молодежь. Да, у США несколько больше денег… Ну и, конечно, наши вузы не всегда адекватно готовят молодых людей к работе в современных компаниях. Зачастую настолько неадекватно, что компании сами организуют образование в тех вузах, которые к такому «вмешательству» морально готовы. МФТИ оказался в этом смысле исключительно удобной площадкой, которую с успехом используют «Яндекс», «Абби» и другие.
– Как вы считаете, растут ли в последние годы потребности российского общества в образовательных услугах в сфере подготовки IТ-специалистов? – Растут, безусловно. И спрос растет, и предложение вместе с ним. Но до совершенства еще очень далеко. – Что подразумевает понятие «качественно подготовленный специалист в области IТ»? Какими знаниями и умениями, характерными для этой профессии, он должен обладать? – Разные бывают информационные технологии. Если ответить вкратце... Во-первых, должно быть очень хорошее, фундаментальное математическое образование. Анализ, алгебру, дискретную математику, теорию вероятностей и прочие необходимые дисциплины просто необходимо преподавать на самом высоком уровне, иначе специалист не сумеет глубоко разобраться в современных очень сложных системах. Во-вторых, нужно изучать современные методы программирования – параллельные, облачные вычисления. А для этого тоже необходима значительная математическая база. – Вопрос, который невозможно обойти. Как лично вы оцениваете уровень российской науки? – Очень высоко оцениваю. Считаю, что потенциал российской науки неисчерпаем. Столько талантливой молодежи нет нигде в мире! Я говорю, конечно, о тех областях, в которых компетентен. Математика, на мой взгляд, пережила все невзгоды. Но денег на науку нужно тратить больше. И надо больше давать ресурсов в «провинцию», а не аккумулировать средства в Москве. – Легко ли быть в России молодым ученым? – Очень трудно. К сожалению, ниша, которую можно заполнять молодыми специалистами, крайне невелика. Многие институты развалились, не всегда талантливого молодого человека удается адекватно трудоустроить. В регионах с этим еще хуже. Если в Москве научных центров еще довольно много, то в регионах их не хватает, несмотря на большое количество энтузиастов – очень сильных ученых и организаторов науки. Денег мало… Регионы зачастую становятся донорами Москвы, что далеко не всегда приводит к успеху, а Москва в свою очередь поставляет кадры в те же США. Я как раз и стараюсь на физтехе и в «Яндексе» создавать такие ниши, где могли бы успешно проявлять свои способности талантливые молодые люди. – Вам удалось создать команду единомышленников. Объединила тема исследований? Каким, по-вашему, должен быть лидер в науке? – Лидер должен в первую очередь увлекать наукой. Должен суметь убедить молодежь, что наука – это реально круто. Я огромное количество времени трачу на преподавание: читаю лекции в МГУ, в МФТИ, в Российской экономической школе, в Высшей школе экономики, в Независимом московском университете, в ШАД «Яндекса». Работаю в школе № 179 Московского института открытого образования, организую летнюю и зимнюю школы для старшеклассников под Костромой. Это и дает плоды. – Как вы отнеслись к тому, что стали лауреатом премии Президента РФ? – Это достойная оценка нашей работы – не только моей, но и всей команды, которую несколько лет я собирал на мехмате МГУ, на физтехе, в «Яндексе». Премия – это хороший старт и обязательство к дальнейшему росту. Она не только мне, но всей нашей команде. Это очень важно подчеркнуть! Коллеги много работают и занимаются наукой. Я поддерживаю и подталкиваю их к этому, ищу новых мотивированных людей. – Возможно ли рассказать о сути вашей научной работы в области дискретной математики доступным для непрофессионалов языком? – Я бы тогда говорил о прикладной составляющей. Вот есть Интернет. Все знают, что это огромная сеть. Узлы этой сети – страницы, а связи – это ссылки, которые идут с одной страницы на другую. Такой объект и подобные ему объекты называются «графами» – от греческого корня, означающего «рисунок». Мы изучаем различные свойства графов. Например, того самого, который образован страницами и ссылками в Интернете. Оказывается, этот граф обладает весьма специфическим устройством. Например, в нем от любого узла до любого другого узла можно пройти по ссылкам, «кликая» мышью, – всего за 10-15 кликов. Это означает, что мир очень тесен. Есть и ряд других важных свойств. Можно строить модели графов, свойства которых крайне похожи на те, что мы наблюдаем в Интернете. Сравнение этих моделей с реальным графом помогает улучшать качество поиска больших поисковых систем типа «Яндекс». – Было время, когда ученых называли романтиками и мечтателями. О чем мечтаете вы, Андрей Михайлович? – О том чтобы создать свой научный мир, и чтобы этот мир никто не разрушил. – Пусть сбудутся мечты! Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|