Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В России трудно быть молодым ученым

Андрей Райгородский – молодой ученый, ставший лауреатом премии Президента РФ в области науки и инноваций. В беседе с нашим корреспондентом он рассказал о том, легко ли в России быть молодым ученым, каким должен быть лидер в науке и что подразумевает понятие «качественно подготовленный специалист в сфере IT».

Просмотров: 3024

В феврале подписан указ о присуждении премий Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2011 год. Среди лауреатов профессор мехмата МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей РАЙГОРОДСКИЙ, удостоенный высокой награды за крупные достижения в области дискретной математики и их практическое применение в информационных технологиях. Он рассказал нашему корреспонденту о своей работе и о том, почему для российской молодежи столь труден путь в науку.

РАЙГОРОДСКИЙ Андрей Михайлович – профессор кафедры математической статистики и случайных процессов механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой дискретной математики факультета инноваций и высоких технологий Московского физико-технического института (МФТИ), руководитель отдела теоретических и прикладных исследований ООО «Яндекс», учитель школы №179 Московского института открытого образования, доктор физико-математических наук.
Родился в 1976 году в Москве. Окончил механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Математика. Прикладная математика».
Научные интересы – дискретная математика,  теория чисел, теория вероятностей, большие сети. Автор более 100 научных работ, опубликованных в авторитетных российских и международных изданиях. Активный популяризатор достижений науки, автор 11 популярных книг.
Лауреат премии Президиума РАН ( 005). Лауреат премии Президента РФ для молодых ученых ( 011).
Женат.
Любит путешествовать.

– Андрей Михайлович, информационные технологии в СМИ называют кровеносной системой современного мира. В какой степени это относится к России, на ваш взгляд? Насколько велика в стране сфера пользования информационными технологиями? Идем ли мы в ногу со временем?

– Конечно, сфера эта велика, важна, бурно развивается. Да, есть еще регионы, где она хуже развита, но работа ведется везде.

– Есть мнение, что сфера программной инженерии в РФ находится на более низком уровне, чем в США, что наши разработчики занимаются в основном аутсорсингом. В чем причины? Это зависит от подготовки специалистов в вузе, от методик, по которым обучают инженеров-программистов, веб-дизайнеров и прочего подобного?

– Не стоит забывать, как много наших специалистов работает сейчас в США. У нас колоссальный потенциал, очень сильная и целеустремленная молодежь. Да, у США несколько больше денег… Ну и, конечно, наши вузы не всегда адекватно готовят молодых людей к работе в современных компаниях. Зачастую настолько неадекватно, что компании сами организуют образование в тех вузах, которые к такому «вмешательству» морально готовы. МФТИ оказался в этом смысле исключительно удобной площадкой, которую с успехом используют «Яндекс», «Абби» и другие.

Один из наиболее ярких и талантливых молодых математиков в России, Андрей РАЙГОРОДСКИЙ известен как специалист в области комбинаторного анализа, геометрической комбинаторики и их приложений в информационных технологиях. Ученый получил результаты мирового уровня в решении ряда классических и новых проблем комбинаторной и дискретной геометрии, теории графов. Его исследования вносят существенный вклад в решение задач теории кодирования. В компании «Яндекс» исследует проблемы информационного поиска, соответствия найденных документов запросам, структуры спамовых документов. Полученные результаты позволили существенно повысить качество поиска системы «Яндекс».

По материалам сайта kremlin.ru

– Как вы считаете, растут ли в последние годы потребности российского общества в образовательных услугах в сфере подготовки IТ-специалистов?

– Растут, безусловно. И спрос растет, и предложение вместе с ним. Но до совершенства еще очень далеко.

– Что подразумевает понятие «качественно подготовленный специалист в области IТ»? Какими знаниями и умениями, характерными для этой профессии, он должен обладать?

– Разные бывают информационные технологии. Если ответить вкратце... Во-первых, должно быть очень хорошее, фундаментальное математическое образование. Анализ, алгебру, дискретную математику, теорию вероятностей и прочие необходимые дисциплины просто необходимо преподавать на самом высоком уровне, иначе специалист не сумеет глубоко разобраться в современных очень сложных системах.

Во-вторых, нужно изучать современные методы программирования – параллельные, облачные вычисления. А для этого тоже необходима значительная математическая база.

– Вопрос, который невозможно обойти. Как лично вы оцениваете уровень российской науки?

– Очень высоко оцениваю. Считаю, что потенциал российской науки неисчерпаем. Столько талантливой молодежи нет нигде в мире! Я говорю, конечно, о тех областях, в которых компетентен. Математика, на мой взгляд, пережила все невзгоды. Но денег на науку нужно тратить больше. И надо больше давать ресурсов в «провинцию», а не аккумулировать средства в Москве.

– Легко ли быть в России молодым ученым?

– Очень трудно. К сожалению, ниша, которую можно заполнять молодыми специалистами, крайне невелика. Многие институты развалились, не всегда талантливого молодого человека удается адекватно трудоустроить. В регионах с этим еще хуже. Если в Москве научных центров еще довольно много, то в регионах их не хватает, несмотря на большое количество энтузиастов – очень сильных ученых и организаторов науки. Денег мало… Регионы зачастую становятся донорами Москвы, что далеко не всегда приводит к успеху, а Москва в свою очередь поставляет кадры в те же США.

Я как раз и стараюсь на физтехе и в «Яндексе» создавать такие ниши, где могли бы успешно проявлять свои способности талантливые молодые люди.

– Вам удалось создать команду единомышленников. Объединила тема исследований? Каким, по-вашему, должен быть лидер в науке?

– Лидер должен в первую очередь увлекать наукой. Должен суметь убедить молодежь, что наука – это реально круто. Я огромное количество времени трачу на преподавание: читаю лекции в МГУ, в МФТИ, в Российской экономической школе, в Высшей школе экономики, в Независимом московском университете, в ШАД «Яндекса».

Работаю в школе № 179 Московского института открытого образования, организую летнюю и зимнюю школы для старшеклассников под Костромой. Это и дает плоды.

– Как вы отнеслись к тому, что стали лауреатом премии Президента РФ?

– Это достойная оценка нашей работы – не только моей, но и всей команды, которую несколько лет я собирал на мехмате МГУ, на физтехе, в «Яндексе». Премия – это хороший старт и обязательство к дальнейшему росту. Она не только мне, но всей нашей команде. Это очень важно подчеркнуть! Коллеги много работают и занимаются наукой. Я поддерживаю и подталкиваю их к этому, ищу новых мотивированных людей.

– Возможно ли рассказать о сути вашей научной работы в области дискретной математики доступным для непрофессионалов языком?

– Я бы тогда говорил о прикладной составляющей. Вот есть Интернет. Все знают, что это огромная сеть. Узлы этой сети – страницы, а связи – это ссылки, которые идут с одной страницы на другую. Такой объект и подобные ему объекты называются «графами» – от греческого корня, означающего «рисунок». Мы изучаем различные свойства графов. Например, того самого, который образован страницами и ссылками в Интернете. Оказывается, этот граф обладает весьма специфическим устройством. Например, в нем от любого узла до любого другого узла можно пройти по ссылкам, «кликая» мышью, – всего за 10-15 кликов. Это означает, что мир очень тесен. Есть и ряд других важных свойств. Можно строить модели графов, свойства которых крайне похожи на те, что мы наблюдаем в Интернете. Сравнение этих моделей с реальным графом помогает улучшать качество поиска больших поисковых систем типа «Яндекс».

– Было время, когда ученых называли романтиками и мечтателями. О чем мечтаете вы, Андрей Михайлович?

– О том чтобы создать свой научный мир, и чтобы этот мир никто не разрушил.

– Пусть сбудутся мечты!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: наука, поддержка талантливой молодежи, андрей райгородский, молодые ученые, точка зрения, ао-56

Похожие материалы:
Ассамблея молодых ученых Санкт-Петербурга
Компания BP назвала стипендиатов среди магистрантов и аспирантов НИ ИРГТУ
Чему российская наука может поучиться у Европы?
Социальные лифты для талантливой молодежи
Зворыкинский проект: мода на инновации
Ученый ЮУрГУ приблизился к созданию совершенного компьютера
IT – глобальный вызов для исторической науки
Битва ученых ScienceSlam в Кирове
Заседание городского научно-популярного семинара для молодых ученых
Молодежь устойчивого будущего

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Преподаватели Дальнего Востока освоят технологии онлайн-образования
3 декабря на острове Русском, в Дальневосточном федеральном университете стартовала Международная...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#112Стратегии совершенствования профессионального мастерства
#107Кубанский государственный университет: на благо Кубани и России
#107Формирование современной модели подготовки кадров: мнение экспертов
#104Нацаккредсовет рассмотрел вопросы аккредитации вузов культуры и искусства
#112QUALITY ASSURANCE: развитие на примере образовательных систем ведущих стран мира
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ