Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модернизация профобразования Тульской области в зеркале Закона об образовании

В Тульском государственном университете состоялась областная педагогическая конференция работников системы профессионального образования Тульской области "Модернизация системы профессионального образования Тульской области в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Просмотров: 1306

В Тульском государственном университете состоялась областная педагогическая конференция работников системы профессионального образования Тульской области "Модернизация системы профессионального образования Тульской области в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Участие в её работе приняла директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ Наталия Михайловна Золотарева, а также представители правительства Тульской области, руководители учреждений высшего и среднего профессионального образования региона.

Обращаясь с приветственным словом к участникам конференции, заместитель председателя правительства ТО Марина Викторовна Левина подчеркнула, что Тульская область активно участвует в процессе модернизации регионального здравоохранения и профессионального образования, тех сфер, в которых имеют место самые острые кадровые проблемы. Каждый участок производственного фронта, по словам Марины Викторовны, должен быть обеспечен высококвалифицированными кадрами. Средний возраст высококлассных специалистов в области составляет 40-50 лет. Да, это люди, имеют опыт и знания, обладают достаточным авторитетом. Однако нужно работать на перспективу, готовить такие молодые кадры для региональной экономики, которые уже на выходе обладали бы соответствующими навыками, позволяющими им сразу же адаптироваться в условиях современного производства. И для решения этой задачи необходимо консолидировать усилия Правительства ТО и учреждений профессионального образования разного уровня.

В свою очередь, ректор ТулГУ Михаил Васильевич Грязев отметил, что проведение областной педагогической конференции в стенах вуза не случайно, а вполне закономерно: с 2010 года ТулГУ совместно с техническим колледжем им. С.И. Мосина реализует программу прикладного бакалавриата, а 31 августа 2011 года колледж вошёл в структуру университета. Практико-ориентированное обучение дало новый импульс высшему профессиональному образованию и способствовало повышению качества подготовки специалистов для промышленного сектора.

Рассказывая об основных направлениях государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, Наталия Михайловна Золотарёва сделала акцент на том, что новый закон об образовании предусматривает не только серьёзные изменения в системе среднего профессионального образования, но и доведение уровня начального профессионального образования до уровня СПО. Показателен также опыт кластерной политики, в ходе реализации которой осуществляется сетевое взаимодействие между предприятиями и учебными учреждениями, значительно повышающее качество образовательной деятельности.

Профессиональная подготовка, подчеркнула Наталия Михайловна, должна осуществляться в соответствии с требованиями реальных секторов экономики и при непосредственном с ними сотрудничестве. Огромное значение придаётся переподготовке кадров, в этих целях целесообразно создание Центров профессиональных квалификаций, готовых к оперативному реагированию на потребности нашей экономики и позволяющих специалистам разного возраста получить дополнительную квалификацию по смежным профессиям. В ближайшее время в России планируется создать 250 таких центров.

Необходимо, как отметила Наталия Михайловна, проводить мониторинг образования по всем уровням, начиная с дошкольного и заканчивая высшим. Тульская область уже принимала участие в мониторинге, у неё накоплен определённый опыт, и ей осталось только обновить перечень показателей для целевых ориентиров на год.

Как было сказано выше, стратегия профессионального образования предусматривает обеспечение качественной и эффективной подготовки в соответствии с потребностями экономики и общества. При этом люфт на адаптацию должен быть минимальным, иными словами, молодой специалист сразу же включается в производственный процесс.

В подготовке кадров, отметила Наталия Михайловна, огромное значение имеет государственно-частное партнёрство, отсюда вытекает вывод об усилении роли общественных институтов управления. Координация кадровой политики должна осуществляться на верхнем уровне, например, при губернаторе области может быть создан совет по кадрам.

Особое внимание директор департамента уделила вопросу интернационализации профессионального образования. К примеру, проводится съезд, на котором собираются сварщики из 62 стран. Специалисты обсуждают задачи, которые они должны решать и эти же задачи выносятся на соревнования. В этом году представители России в первый раз приняли участие в подобных соревнованиях, состоявшихся в Лейпциге. Рекомендации, полученные ими, были переданы в учреждения профобразования. Таким образом, не только повышается квалификация, но и происходит обмен опытом.

Подводя итог всему сказанному, Наталия Михайловна Золотарёва отметила основные задачи, стоящие перед профессиональным образованием. Это, прежде всего, развитие содержания и технологий, подразумевающее создание модели сетевого обучения, проведение олимпиад профессионального мастерства, наставничество, обучение на рабочем месте. Следующая задача заключается в консолидации ресурсов бизнеса, образования и власти и предусматривает передачу учреждений СПО и НПО на региональный уровень. Создание и обеспечение широких возможностей для всех категорий граждан предполагает развитие дистанционных технологий. А создание условий для успешной социализации и эффективной реализации обучающихся означает формирование навыков предпринимательства и военно-патриотическое воспитание.

В своём докладе "Перспективы развития системы профессионального образования Тульской области" министр образования ТО Денис Владимирович Бычков сделал акцент на том, что в регионе 103 учреждения ПО, в которых обучается 70 тысяч человек. В 2012 году в Тульской области была реализована региональная программа по развитию профессионального образования. Размер финансирования составил 31млн. рублей.

По словам Дениса Владимировича, интересы сферы образования должны соотноситься с интересами промышленности, то есть учреждения профобразования совместно с предприятиями должны выполнять региональный заказ. Лучшим подспорьем в этом случае станет ежегодный мониторинг потребности в специалистах определённого профиля. Для успешного развития системы профобразования необходимо привлекать молодые кадры, ввести новую систему оплаты труда, осуществлять социальное партнёрство учреждений образования с промышленными предприятиями, увеличить долю представителей предприятий в составе преподавателей, регулярно проводить процедуру независимой оценки образовательных учреждений.

Министр промышленности и топливно-энергетического комплекса ТО – директор департамента промышленной политики ТО Дмитрий Алексеевич Ломовцев, рассказывая о потребностях в кадрах промышленных предприятий ТО на период до 2030 года, подчеркнул, что успешному развитию профессионального образования способствуют повышение престижа рабочих специальностей, обеспечение взаимодействия учебных центров с предприятиями, возрождение практики профессионального наставничества на предприятиях и целевая подготовка специалистов. Огромное значение придаётся созданию на базе Тульского государственного университета инновационного территориального кластера оборонной промышленности и формированию технопарков на базе крупных промышленных предприятий регионов, а также развитию отечественного производства электронных компонентов.

Начальник отдела Тульской торгово-промышленной палаты Татьяна Николаевна Кисурина поделилась опытом взаимодействия ТТПП и образовательных учреждений. В частности, она отметила, что Тульская торгово-промышленная палата выступает посредником между предприятиями и учреждениями профобразования, а на её информационной площадке происходит сближение точек зрения представителей бизнеса и образования. При участии ТТПП Тульский государственный университет выиграл грант на целевую подготовку специалистов для машиностроения. Палата выступает с инициативой проведения совместно с предпринимателями оценки качества образования и добровольной сертификации дополнительного профессионального образования.

Проректор-директор Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ Виталий Николаевич Скрябин рассказал о тенденции развития многоуровневой подготовки специалистов в Тульском государственном университете. Он подчеркнул, что вуз ведёт подготовку по 25 укрупнённым группам направлений и специальностей, реализует 81 программу подготовки кадров высшей квалификации по 16 отраслям наук, 73 образовательным программам бакалавриата, 38 программам магистратуры, 105 моноспециальностям ВО и 19 программам СПО.

Включение в структуру ТулГУ технического колледжа им. С.И. Мосина способствовало развитию программ дополнительного профессионального образования вуза. Благодаря использованию кадрового и материально-технического потенциала колледжа в 2013-2014 учебном году планируется увеличить число программ ДПО с 65 до 71.

К настоящему времени ТулГУ является единственным научно-образовательным учреждением региона, готовящим высококвалифицированные кадры для ОПК Тульской области. При этом предприятия ОПК активно включены в процесс подготовки профильных специалистов. В свою очередь, многолетнее и плодотворное сотрудничество вуза с крупнейшими предприятиями области трансформировалось в отраслевой образовательный кластер по подготовке кадров.

С 2010 года ТулГУ участвует в эксперименте по программе прикладного бакалавриата по специальности "Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)", что позволяет уже говорить о формировании вузом новых видов профессиональных образовательных программ, которые ориентируют обучающихся на освоение прогрессивных производственных технологий. Теоретическую подготовку студентов осуществляет профессорско-преподавательский состав ТулГУ, а практическую — преподаватели колледжа. Производственная практика студентов проходит на предприятиях области, что даёт ребятам возможность непосредственно погрузиться в производственную среду.

На крупных оборонных предприятиях региона созданы семь филиалов кафедр ТулГУ, которые реализуют образовательные программы оборонного профиля. Кроме того, в вузе создано 11 малых инновационных предприятий (МИП), целью которых является коммерциализация и внедрение в производство результатов интеллектуальной деятельности. По словам Виталия Николаевича, в ближайшем будущем МИПы будут включены в практико-ориентированную подготовку специалистов.

Подготовке высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям социально-экономического развития региона на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого посвятил своё выступление проректор Константин Андреевич Подрезов. В частности, он коснулся программы прикладного бакалавриата на таких специальностях, как "Химия", "Агрономия", "Агроинженерия" и "Техносферная безопасность".

Директор Щёкинского политехнического колледжа Ольга Васильевна Зябрева на примере сотрудничества своего образовательного учреждения и ОАО "Щёкиноазот" затронула проблемы социального партнёрства в процессе модернизации профессионального образования. Ольга Васильевна высказала мысль о том, что необходимо на государственном уровне продумать нормативно-правовую базу такого взаимодействия.

По итогам областной педагогической конференции было принято консолидированное решение. Завершилось мероприятие торжественной церемонией награждения педагогических работников системы профобразования: Татьяны Алексеевны Прохоровой и Игоря Сергеевича Карпова.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Об образовательном процессе под знаком ФГОС 3+
Бюджет 2014-2016: финансирование национальной системы образования
За диплом без аккредитации – дисквалификация или штраф
В Тульской области состоялось заседание Совета ректоров
В Госдуму внесен законопроект о бесплатном посещении музеев студентами
Тульская область. Трудоустройство медиков — вопрос №1
Многоуровневая подготовка: проблемы и задачи
Более 20 поправок к законопроекту об образовании обсудили в ОП РФ
Актуальные вопросы развития системы образования Тульской области
Итоги законотворчества в образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ