Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Марина Истиховская: «Необходимо общественное обсуждение концепции этнокультурного образования»

17 марта в Сыктывкаре открылся образовательный форум Республики Коми «Образование. Государство. Общество». Ректор СыктГУ Марина Истиховская выступила с докладом на секции «Развитие образования этнокультурной направленности в условиях реализации ФГОС».

Просмотров: 304
17 марта в Сыктывкаре открылся образовательный форум Республики Коми «Образование. Государство. Общество». Ректор СыктГУ, депутат Государственного Совета Республики Коми Марина Истиховская выступила с докладом на секции «Развитие образования этнокультурной направленности в условиях реализации ФГОС».

По ее мнению, тема вызывает большой профессиональный и общественный интерес. Сейчас ведется работа над проектом новой редакции республиканской «Концепции образования этнокультурной направленности», которая за годы реализации не только дала позитивные результаты, но и выявила ряд проблем. Для того, чтобы понять, каким образом можно их решить, необходимо общественное обсуждение концепции.

«Концепцию отличают подходы, которые я как законодатель много лет видела в некоторых федеральных законах: она не учитывает территориальную специфику. Например, закон № 131 о местном самоуправлении оперировал критерием «шаговая доступность в течение светового дня», не учитывая того, что в ряде субъектов есть такое явление, как полярная ночь. Точно также и мы в нашей концепции не видим разницы в этнической и социальной ситуациях в муниципалитетах, уравнивая в подходах к изучению коми языка, к примеру, Воркуту и Усть-Куломский район. Это несправедливо и для тех, и для других. Вероятно, можно предложить несколько моделей образовательных программ, наполнение которых будет зависеть от конкретной ситуации в муниципалитете.

Приоритетом развития образования этнокультурной направленности считается общественный договор субъектов образования, предусматривающий согласование интересов личности, семьи, общества и государства и принятие ими взаимных обязательств. Однако о механизмах выработки этого договора ничего не сказано. Это должно стать темой наших дискуссий», - рассказала ректор.

Также М. Истиховская отметила, что руководство и преподаватели Сыктывкарского университета обсуждают новые подходы к подготовке национальных кадров. Принято решение о том, что в 2015 году абитуриенты, изучавшие в школе коми язык как государственный, получат возможность поступления на образовательную программу по направлению «Педагогическое образование». Прежде поступить на направления «филология» с компонентом «национальная филология» и «коми язык и литература» могли только выпускники школ, освоившие программу изучения коми языка как родного.

«При этом, учитывая, что в школах республики, где обучаются носители коми языка, удовлетворенность кадрами находится на высоком уровне, считаем важным изменить содержание программы по коми языку и сформировать у будущих педагогов навыки преподавания коми языка как иностранного для школ, где в основном обучаются дети, не являющиеся его носителями. Также требуется включить в программу подготовки учителей коми языка и литературы курс по национальной культуре», - подчеркнула М. Истиховская.

Другое важное изменение – расширение спектра направлений подготовки национальных кадров. «В Республике Коми вопрос подготовки национальных кадров много лет рассматривался как вопрос подготовки педагогических кадров. Упор всегда делался на то, чтобы подготовить квалифицированного учителя коми языка и литературы. В этом направлении были достигнуты определенные успехи.

При этом педагоги и филологи сегодня занимаются и национальной политикой, и национальной журналистикой, и взаимодействием с общественностью. Мы предлагаем расширить спектр направлений подготовки национальных кадров и включить национальный компонент в такие направления, как «политология», «реклама и связи с общественностью», «журналистика».

Правда, данные программы, исходя из стандартов, утверждаемых Министерством образования и науки РФ, не могут содержать в себе необходимых дисциплин для формирования важных для республики компетенций у будущих специалистов.

Поэтому мы предлагаем организовать прием на эти направления подготовки через целевой прием по квоте органов власти и МСУ. Для данных групп студентов университет будет готов разработать дополнительные программы, реализацию которых планируется начать с 3-4 курса. По согласованию с Правительством Республики Коми мы можем предусмотреть в них то содержание, которое поможет сформировать необходимые компетенции выпускникам. Для направления подготовки «политология» и «реклама и связь с общественностью» мы предлагаем рассмотреть подготовку и реализацию дополнительной программы «национальная и региональная политика». Для направления «журналистика» - программу «коми журналистика». Таким образом, мы сможем обеспечить стратегически важные с точки зрения национальной политики отрасли квалифицированными специалистами», - сообщила ректор.

***
В Сыктывкарском университете пройдут заседания двух дискуссионных площадок в рамках образовательного форума: «Профессиональный стандарт педагога - вызов времени и общества» и «Государственно-общественное управление в образовании».
В форуме принимают участие 426 участников из 13 муниципальных образований.
Пять площадок форума выстроены по принципу четырех уровней образования: дошкольное, общее, профессиональное и дополнительное образование. В их числе «Современное дошкольное образование: развивающаяся личность через взгляд общества», «Эффективные механизмы развития общего образования в условиях реализации ФГОС» (2 площадки), «Совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы», «Дополнительное образование – ресурс самоопределения личности ребенка».
Второй принцип – тематический. То есть площадки организованы по тем острым проблемам, которые сегодня обсуждаются в обществе.

 

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В столице Коми презентовали проект республиканского IT- парка
Поддержка молодых ученых и гранты для гуманитариев
Университет как научный, образовательный и инновационный комплекс
Развитие медицинского образования в Республике Коми
Правительство Республики Коми поддержало объединение двух вузов региона
Какие профессии станут востребованными в Коми в ближайшем будущем
В Сыктывкаре состоялся круглый стол по вопросам студенческого самоуправления
Вячеслав Гайзер: «Решение о реорганизации университета было правильным»
Республика Коми: необходимо осовременить систему профобразования
В Коми утверждена региональная Концепция развития биотехнологий до 2020 года

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ