Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Заменит ли online-образование традиционные университеты?

Проблемы развития online-обучения и открытых университетов в России, новые мировые тренды в образовании – массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), геймификацию, адаптивное обучение и другие новейшие образовательные технологии обсудили на международной конференции «EdCrunch».

Просмотров: 1090

Проблемы развития online-обучения и открытых университетов в России, новые мировые тренды в образовании – массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), геймификацию, адаптивное обучение и другие новейшие образовательные технологии обсудили замминистра образования и науки РФ Александр Климов, ректоры и проректоры ведущих технологических вузов (НИТУ «МИСиС», МГТУ «Станкин», МЭИ и др.), основатели и руководители международных образовательных платформ - Дафна Коллер (Coursera), Анант Агарвал (edX), Ханс Клеппер (Iversity) и известная российская телеведущая Тина Канделаки на международной конференции «EdCrunch».

Мировой рынок электронного обучения на 2015г. оценивается экспертами в $107 млрд: Европа – 41,6%, Азия – 28,4% Северная Америка – 22,4%, Южная Америка – 3,3%. Основными игроками на этом рынке являются Открытые, Виртуальные, Электронные, Сетевые и Кибер-университеты, Smart-университеты, основной рост которых пришелся на последнее десятилетие. Масштабы их деятельности поражают,  в каждом из них обучаются более 500 тыс. человек. В первую очередь это открывает широкие возможности для людей с ограниченными возможностями и оборонных предприятий. Однако большую озабоченность вызывает тот факт, что в России эти процессы представлены незначительно.

Как интегрировать новейшие технологии в систему российского образования? Что такое «большие данные» и как они помогут современным студентам?  Заменит ли online-обучение традиционные вузы? Эти вопросы обсуждали на конференции «EdCrunch» , организованной  НИТУ «МИСиС», центром технологического предпринимательства «Digital October» и интернет-журналом о новых образовательных технологиях «Edutainme.ru» при поддержке Министерства образования и науки РФ.

Стремительно растущая конкуренция среди вузов за одаренных и мотивированных студентов, постоянно растущие требования к качеству образования ставят все новые и новые задачи перед университетами. Online-обучение дает большие возможности, но оно вряд ли способно полностью заменить традиционный вуз в ближайшей перспективе.

Дискуссию о возможности замещения online-образованием традиционных вузов поддержала известная телеведущая Тина Канделаки: «Может ли online-образование победить offline. Нет, не может. Если мы говорим о таких профессиях, как хирург, летчик, то для них важны практические навыки, получить которые можно только в традиционной системе образования. Мы должны убедить наших школьников, абитуриентов, студентов, что не надо выбирать одно или другое. Учась в вузах сегодня есть уникальная возможность пользоваться online-знанием. Я считаю, что будущее за агрегацией. У студентов сейчас есть возможность пользоваться знаниями, предметами, подходами, которые часто бывают абсолютно уникальными из открытых  курсов и университетов».

Один из самых популярных в мире проектов  в сфере массового online-образования «Coursera»  дает бесплатный доступ к образовательным курсам лучших учебных заведений мира. Проект сотрудничает с университетами, которые публикуют и ведут в системе курсы по различным отраслям знаний. Учащиеся слушают курсы, общаются с сокурсниками, проходят тесты и сдают экзамены непосредственно на сайте «Coursera». На июль 2014 года в Coursera зарегистрировано более 7 млн пользователей и 702 курса от 108 образовательных учреждений . О новых образовательных  возможностях, открывая конференцию,  рассказала Дафна Коллер основатель «Coursera»: «Слушатели наших курсов говорят, что их «окрыляют» возможности новых технологий. У них есть возможность получить доступ к образовательным курсам, разработанным в Принстоне, Стенфорде, Университете Лозанны и других ведущих мировых университетах – это тот уровень знаний, который невозможно получить на своем внутреннем рынке образования».

Для развития новых образовательных технологий и форм обучения в системе общего и высшего российского образования необходим ряд мер. Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, обязательным требованием являются количественные показатели по площадям зданий, а также условия для охраны здоровья обучающихся. В случае дистанционного обучения эти показатели не важны, а обязательство их наличия стопорит развитие целого образовательного направления. В настоящий момент идет активная работа над изменением статуса открытых образовательных учреждений на законодательном уровне.

Дистанционное обучение  открывает широкие возможности, в том числе для людей с ограниченными возможностями и тех, кто живет в отдаленных районах. Этому фактору зам. министра науки и образования РФ Александр Климов придал особое значение, перечисляя основные задачи онлайн обучения, среди которых вариативность образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей студентов, сочетание образовательной и профессиональной деятельности, возможность получать дополнительные профессиональные знания по выбранной профессии,  а также возможность вовлечь большее количество людей в образовательный процесс.

Необходимость интеграции  online образования в систему университетского обучения подчеркнула на открытии конференции  ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова: "В прошлом НИТУ «МИСиС» подарил миру многих выдающихся специалистов в области теоретической физики, физической химии, металлургии, материаловедения и горного дела. Эти предметные области по сей день остаются основными направлениями специализации нашего университета и залогом его конкурентоспособности на российском и международном уровне. Но мир стремительно меняется. Чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом уровне и адекватно отвечать на вызовы времени, в нашем университете создаются новейшие научно-исследовательские лаборатории и центры по развитию высоких технологий, в которых работают ведущие мировые ученые. Наш университет также активно укрепляет отношения с зарубежными партнерами, выводя сотрудничество на более высокий уровень. Делом чести для профессорско-преподавательского коллектива каждого университета является непрерывное повышение качества обучения, в том числе за счет внедрения в образовательный процесс передовых механизмов и методов открытого электронного образования".

Ряд проектов в области дистанционного обучения уже реализован в НИТУ «МИСиС». Крупнейший из них - совместный проект НИТУ «МИСиС» и Министерства энергетики России по повышению квалификации лиц, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере. НИТУ «МИСиС» была поручена работа в 27 субъектах РФ. Обучение на online курсах университета прошли более 10 тыс. человек. Всего в проекте участвовало 60 вузов и более 30 тыс. учащихся. Университет  имеет большие планы по созданию онлайн-курсов своих ведущих профессоров.

Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова отметила, что при аудиторной организации таких занятий было бы невозможно обучить так быстро, такое большое количество людей.

Непрерывную взаимоинтеграцию offline- и online-образования отметил Анант Агарвал - основатель образовательной платформы «edX»: «Мы понимаем как важно сейчас использовать современные технологии для преподавания самых разных дисциплин, в том числе технических.  Для edX очень важно поддерживать высокое качество образования, и мы считаем, что странно преподавать технические предметы без использования технологий. Сейчас у нас есть виртуальные лаборатории по биологии, математике, физике, химии и другим предметам. Будут появляться новые лаборатории и все это в online. Если в процессе работы человек проводитит исследования при помощи компьютера, то и обучать его можно при помощи компьютера. И главное, что эти технологии проникают в университеты. Уже сейчас двое из трех бакалавров, заканчивающих  MIT, используют для обучения в аудиториях компьютеры. Все большее количество университетов заметным образом меняют технологию преподавания не только онлайнового, но и оффлайнового тоже».

В рамках EdCrunch педагоги, стартаперы, венчурные инвесторы, чиновники и менеджеры сферы образования обсудили массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), геймификацию, адаптивное и смешанное обучение, работу с большими данными, достижения и исследования в области цифровой педагогики.

На конференции  работала аллея стартапов, участники которой получили экспертную оценку своих идей, и хакатон для образовательных проектов. Прямая трансляция выступлений велась в Интернете.

Пресс-центр НИТУ «МИСиС»

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Конференция «Социальные лифты для талантливой молодежи» прошла при внушительной медиа поддержке
Интернет-конференция «Образование в современном мире: проблемы качества образования в контексте болонской декларации»
II Всероссийская очная научно-практическая конференция аспирантов, студентов и учащихся "Молодежь и образование XXI века"
Образовательные стандарты: проверка временем
Национальную платформу онлайн-образования представят на конференции EdCrunch
Новейшие технологии электронного обучения в ВятГГУ
Инновационное развитие образования, науки и технологий
Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура
Образование без информационных технологий невозможно
Россия и Германия: информационное общество перед вызовами ХXI века

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ