Классический университет исследовательского типаКак часть образовательной системы страны и инновационной системы НГУ определяет себя как классический университет исследовательского типа. НГУ обеспечивает качественное фундаментальное обучение, основанное на интеграции с академическими институтами, бизнесом и социальными партнерами. Просмотров: 1810
Новосибирский государственный университет (НГУ) строился и развивался вместе с Сибирским отделением Академии наук и Новосибирским академгородком, ориентируясь на подготовку квалифицированных кадров для науки и образования. Изначально ему было разрешено работать по индивидуальным учебным планам, а несколько позже предоставлен статус базового вуза по совершенствованию форм взаимодействия высшей школы и Сибирского отделения АН СССР. НГУ сегодня – это физико-математическая школа, Высший колледж информатики, 13 факультетов, Институт профессиональной переподготовки, развитая научно-исследовательская часть, аспирантура и докторантура. Одновременно это социальный комплекс, где студенты не только учатся, но и живут, занимаются спортом, укрепляют здоровье, интересно проводят свободное время. Студгородок университета включает 11 расположенных рядом общежитий на 3,5 тысячи мест, столовую, медико-оздоровительный центр, спортивный комплекс, общественно-культурный центр. Пользование локальной компьютерной сетью и Интернетом для учащихся бесплатное. В НГУ учится более 6,5 тысяч студентов по 13 направлениям магистратуры и бакалавриата, 15 специальностям высшего профессионального образования и 4 – среднего. В течение последних восьми лет в вузе реализуется модель инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья, которая предполагает их обучение в общих группах на всех факультетах. Педагогический коллектив насчитывает около 1800 преподавателей, в том числе 550 докторов наук, профессоров (из них 42 – члены РАН), 740 кандидатов наук, доцентов. Около 80 процентов преподавателей составляют сотрудники академических научно-исследовательских институтов Сибирского отделения РАН, представляющие научные школы мирового уровня и работающие на принципах совместительства. Из университета вышло около 50 тысяч специалистов. Из них более 6 тысяч защитили кандидатские диссертации, свыше 1500 стали докторами наук. 47 выпускников избраны в Российскую Академию наук. Благодаря высоким профессиональным компетенциям, выпускники вуза быстро адаптируются на рынке труда. К настоящему времени они возглавляют 20 институтов РАН и составляют больше половины творческого состава Новосибирского научного центра. Заслугой бывших студентов является создание эффективно работающих компаний федерального уровня: УРСАбанк, Сибирская межбанковская валютная биржа, «Сибирский берег», «Катрен», Центр финансовых технологий, а также более 100 малых инновационных фирм. Кроме того, выпускники работают в вузах, федеральных, региональных и муниципальных органах управления, в российских и иностранных компаниях. В 2008 году они первыми в Сибири зарегистрировали Фонд целевого капитала (эндаумент) НГУ. О ведущих позициях университета в образовательном пространстве Сибирского федерального округа и России свидетельствуют многочисленные официальные рейтинги, количество получаемых студентами, аспирантами, преподавателями и выпускниками различных, в том числе очень престижных, международных и отечественных наград (Филдсовская медаль и премия, премия Европейского физического общества, ленинские и государственные премии, премии Правительства РФ и т.д.), а также именных стипендий и грантов. Миссия и принципы функционированияСтремление к лидерству в условиях быстро меняющегося мира вынуждает университет к активному поиску баланса между разумным консерватизмом и освоением новаций в образовательных программах и технологиях, научно-исследовательской деятельности и развитии человеческого капитала. Как часть образовательной системы страны и инфраструктуры национальной инновационной системы вуз определяет свое предназначение следующим образом: НГУ – классический университет исследовательского типа, ориентированный на опережающую подготовку разносторонне образованных, творчески мыслящих специалистов и интеллектуальное развитие общества. Он обеспечивает качественное фундаментальное обучение, основанное на глубокой интеграции с академическими институтами и бизнесом, инновационном мировоззрении и социальном партнерстве. Поддерживая творческий исследовательский дух и свободу поиска, сочетаемую со сложившимися традициями, гибкость образовательных планов и программ, развивая систему непрерывного профессионального образования, университет формирует открытое образовательное пространство на основе сетевого партнерства с наукой, образованием и бизнесом. Принципы функционирования вуза таковы:
Какие отличительные особенности НГУ определяют его позицию в научно-образовательном сообществе?
Образовательные технологии университета предусматривают:
Ставка делается на раннее вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, которая осуществляется на базе академических институтов СО РАН и СО РАМН, университетских научно-образовательных комплексов и центров, учебно-научных центров, инновационных компаний. В вузе реализуется программа «Доступное образование», позволяющая людям с ограниченными физическими возможностями получать высшее образование. Культура и традиции НГУ направлены на сохранение демократического духа и академической свободы, всестороннее развитие личности студентов. Ежегодно университет проводит несколько сотен разнообразных мероприятий, среди которых более 20 научных конференций, дни карьеры и дни национальных культур, интеллектуальные игры, политические диспуты и дебаты, выставки студенческих творческих коллективов и другие. Ежегодная международная студенческая научная конференция НГУ «Студент и научно-технический прогресс» является самой представительной в России и странах СНГ. А ежегодно проводимая Интернеделя, в ходе которой проходят разнообразные культурные и спортивные мероприятия, диспуты, привлекает гостей из многих стран. НГУ и национальный проектЗначительный импульс развитию университета дал национальный проект «Образование», в рамках которого проект «Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства» стал победителем конкурса инновационных программ. В результате НГУ получил грант в размере 901 млн. рублей и привлек 190 млн. руб. софинансирования. Более 90 процентов средств, полученных на реализацию программы, пошло на приобретение современного оборудования для научно-исследовательской и образовательной деятельности. Это позволило существенно модернизировать материально-техническую базу учебного процесса, оснастить современным оборудованием, тренажерами, аппаратно-программными комплексами лабораторные практикумы, компьютерные классы и лингафонные кабинеты. Были разработаны 25 новых магистерских программ, в число которых входят междисциплинарные, программы практико-ориентированного бакалавриата в сфере ИТ-технологий. Подготовлено около 200 авторских учебников и учебно-методических комплексов, отвечающих современному уровню развития научных знаний.1 В сфере развития фундаментальных и прикладных исследований созданы 12 научно-образовательных комплексов кластерного типа по приоритетным сферам науки и технологий: по наносистемам и современным материалам, живым системам, лазерной спектроскопии и другим. Они действуют на принципах сетевого партнерства с академическими институтами и инновационными компаниями, оснащены современным, в том числе уникальным, оборудованием. Наличие таких структур позволяет:
В результате проделанной работы увеличились объем привлеченных средств и количество междисциплинарных проектов, выполняемых в научно-образовательном кластере, выросло число научных публикаций в престижных международных журналах и международных контактов сотрудников. Стало больше предложений о сотрудничестве со стороны зарубежных и российских университетов и компаний. Число патентов и заявок на патенты с участием НГУ как заявителя тоже в плюсе. Более 750 преподавателей и сотрудников университета повысили квалификацию, прошли стажировки в ведущих российских и зарубежных вузах. Интеграция с наукой и бизнесомВ последние годы модель интеграции университета с базовыми академическими институтами Сибирского отделения РАН успешно переносится на высокотехнологичные компании, происходит отработка модели сетевого частно-государственного партнерства «образование – наука – бизнес». Партнерами НГУ являются более 40 академических институтов, ведущие российские и зарубежные вузы, иностранные и отечественные компании. Формы партнерства разнообразны:
Реализация инновационной программы привела к дальнейшему развитию сотрудничества с зарубежными университетами и фондами, росту числа студентов и преподавателей, участвующих в совместных научных и образовательных программах, дальнейшему развитию программ «двойных дипломов» с ведущими университетами и инженерными вузами Франции, обмену опытом довузовской подготовки школьников с Германией, расширению сотрудничества с вузами Китая и Кореи. Также возрос интерес к опыту университета со стороны российских вузов, представителей государственных структур и бизнеса. Для распространения опыта уже подготовлено около 90 программ дополнительного профессионального образования: по заказу следственного комитета при прокуратуре Сибирского федерального округа, Фонда науки Республики Казахстан, малых инновационных фирм и т.д. Университет открыт для сотрудничества, готов делиться опытом и разработками. Таким образом, в ходе реализации инновационной программы созданы современные условия для получения качественного образования и заложены основы развития НГУ как классического университета исследовательского типа не только на ближайшие годы, но и на отдаленную перспективу. 1 Например, учебники «Нефтегазоносность акваторий мира» и «Homo urbanus: Сибирский мегаполис в зеркале криминологии», УМК «Биоразнообразие», «Компьютерная структурная геномика», «Механика и теория относительности», «Основные понятия и формулы химической кинетики», «Физическая химия», «Биохимия», «Теория алгоритмов и вычислимость», «Юридическая психология», «Введение в информационную биологию и биоинформатику. Ч.16», «Горизонтальные скважины в нефтедобыче. Технологические задачи» и многие другие. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|