Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Классический университет исследовательского типа

Как часть образовательной системы страны и инновационной системы НГУ определяет себя как классический университет исследовательского типа. НГУ обеспечивает качественное фундаментальное обучение, основанное на интеграции с академическими институтами, бизнесом и социальными партнерами.

Просмотров: 1810
СОБЯНИН Владимир Александрович – ректор Новосибирского государственного университета, доктор химических наук, профессор

Новосибирский государственный университет (НГУ) строился и развивался вместе с Сибирским отделением Академии наук и Новосибирским академгородком, ориентируясь на подготовку квалифицированных кадров для науки и образования. Изначально ему было разрешено работать по индивидуальным учебным планам, а несколько позже предоставлен статус базового вуза по совершенствованию форм взаимодействия высшей школы и Сибирского отделения АН СССР.

НГУ сегодня – это физико-математическая школа, Высший колледж информатики, 13 факультетов, Институт профессиональной переподготовки, развитая научно-исследовательская часть, аспирантура и докторантура. Одновременно это социальный комплекс, где студенты не только учатся, но и живут, занимаются спортом, укрепляют здоровье, интересно проводят свободное время. Студгородок университета включает 11 расположенных рядом общежитий на 3,5 тысячи мест, столовую, медико-оздоровительный центр, спортивный комплекс, общественно-культурный центр. Пользование локальной компьютерной сетью и Интернетом для учащихся бесплатное.

В НГУ учится более 6,5 тысяч студентов по 13 направлениям магистратуры и бакалавриата, 15 специальностям высшего профессионального образования и 4 – среднего. В течение последних восьми лет в вузе реализуется модель инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья, которая предполагает их обучение в общих группах на всех факультетах.

Педагогический коллектив насчитывает около 1800 преподавателей, в том числе 550 докторов наук, профессоров (из них 42 – члены РАН), 740 кандидатов наук, доцентов. Около 80 процентов преподавателей составляют сотрудники академических научно-исследовательских институтов Сибирского отделения РАН, представляющие научные школы мирового уровня и работающие на принципах совместительства.

Из университета вышло около 50 тысяч специалистов. Из них более 6 тысяч защитили кандидатские диссертации, свыше 1500 стали докторами наук. 47 выпускников избраны в Российскую Академию наук.

Благодаря высоким профессиональным компетенциям, выпускники вуза быстро адаптируются на рынке труда. К настоящему времени они возглавляют 20 институтов РАН и составляют больше половины творческого состава Новосибирского научного центра. Заслугой бывших студентов является создание эффективно работающих компаний федерального уровня: УРСАбанк, Сибирская межбанковская валютная биржа, «Сибирский берег», «Катрен», Центр финансовых технологий, а также более 100 малых инновационных фирм. Кроме того, выпускники работают в вузах, федеральных, региональных и муниципальных органах управления, в российских и иностранных компаниях. В 2008 году они первыми в Сибири зарегистрировали Фонд целевого капитала (эндаумент) НГУ.

О ведущих позициях университета в образовательном пространстве Сибирского федерального округа и России свидетельствуют многочисленные официальные рейтинги, количество получаемых студентами, аспирантами, преподавателями и выпускниками различных, в том числе очень престижных, международных и отечественных наград (Филдсовская медаль и премия, премия Европейского физического общества, ленинские и государственные премии, премии Правительства РФ и т.д.), а также именных стипендий и грантов.

Миссия и принципы функционирования

Стремление к лидерству в условиях быстро меняющегося мира вынуждает университет к активному поиску баланса между разумным консерватизмом и освоением новаций в образовательных программах и технологиях, научно-исследовательской деятельности и развитии человеческого капитала.

Как часть образовательной системы страны и инфраструктуры национальной инновационной системы вуз определяет свое предназначение следующим образом: НГУ – классический университет исследовательского типа, ориентированный на опережающую подготовку разносторонне образованных, творчески мыслящих специалистов и интеллектуальное развитие общества. Он обеспечивает качественное фундаментальное обучение, основанное на глубокой интеграции с академическими институтами и бизнесом, инновационном мировоззрении и социальном партнерстве.

Поддерживая творческий исследовательский дух и свободу поиска, сочетаемую со сложившимися традициями, гибкость образовательных планов и программ, развивая систему непрерывного профессионального образования, университет формирует открытое образовательное пространство на основе сетевого партнерства с наукой, образованием и бизнесом.

Принципы функционирования вуза таковы:

  • непрерывность и многоуровневость (рис. 1);
  • ориентация обучения на развитие широкого спектра компетенций выпускников, в том числе на восприятие и генерацию нового знания, развитие креативного мышления (способности находить нестандартные пути решения проблем), лидерство и социальную ответственность;
  • системное включение в учебный процесс решений реальных научных и практических задач («обучение в действии»);
  • сочетание научной и образовательной деятельности преподавателей («все преподают – все исследуют»), взаимодействие и взаимопроникновение образования и науки;
  • открытость университета, реализуемая во взаимодействии со стратегическими партнерами и потребителями в сфере науки, образования и бизнеса.

Какие отличительные особенности НГУ определяют его позицию в научно-образовательном сообществе?

  • Подготовка выпускников в рамках интегрированной научно-образовательной среды Новосибирского научного центра и компактной модели студенческого кампуса.
  • Разнообразие форм и методов интеграции с академическими институтами: от совместных исследований до формирования единого информационного пространства.
  • Подготовка и профессиональная переподготовка преподавателей вузов и других образовательных учреждений.
  • Многоплановая система отбора и селективной подготовки абитуриентов: 40-50 процентов из них проходят через систему специализированных школ (летних, зимних, заочных) и предметных олимпиад по математике, физике, химии, биологии, информатике.
  • Ориентация образовательного процесса на современное состояние науки и знаний, использование авторских программ известнейших ученых, организация элективных курсов, позволяющих с разных сторон взглянуть на изучаемую проблему или явление.

Образовательные технологии университета предусматривают:

  • обучение в малых группах;
  • наличие творческой составляющей;
  • научно-исследовательскую практику студентов;
  • широкую информатизацию учебного процесса, владение информационными технологиями;
  • формирование навыков лидерства и развитие личности обучающихся.

Ставка делается на раннее вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, которая осуществляется на базе академических институтов СО РАН и СО РАМН, университетских научно-образовательных комплексов и центров, учебно-научных центров, инновационных компаний.

В вузе реализуется программа «Доступное образование», позволяющая людям с ограниченными физическими возможностями получать высшее образование.

Культура и традиции НГУ направлены на сохранение демократического духа и академической свободы, всестороннее развитие личности студентов.

Ежегодно университет проводит несколько сотен разнообразных мероприятий, среди которых более 20 научных конференций, дни карьеры и дни национальных культур, интеллектуальные игры, политические диспуты и дебаты, выставки студенческих творческих коллективов и другие. Ежегодная международная студенческая научная конференция НГУ «Студент и научно-технический прогресс» является самой представительной в России и странах СНГ. А ежегодно проводимая Интернеделя, в ходе которой проходят разнообразные культурные и спортивные мероприятия, диспуты, привлекает гостей из многих стран.

НГУ и национальный проект

Значительный импульс развитию университета дал национальный проект «Образование», в рамках которого проект «Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства» стал победителем конкурса инновационных программ. В результате НГУ получил грант в размере 901 млн. рублей и привлек 190 млн. руб. софинансирования. Более 90 процентов средств, полученных на реализацию программы, пошло на приобретение современного оборудования для научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Это позволило существенно модернизировать материально-техническую базу учебного процесса, оснастить современным оборудованием, тренажерами, аппаратно-программными комплексами лабораторные практикумы, компьютерные классы и лингафонные кабинеты.

Были разработаны 25 новых магистерских программ, в число которых входят междисциплинарные, программы практико-ориентированного бакалавриата в сфере ИТ-технологий. Подготовлено около 200 авторских учебников и учебно-методических комплексов, отвечающих современному уровню развития научных знаний.1 В сфере развития фундаментальных и прикладных исследований созданы 12 научно-образовательных комплексов кластерного типа по приоритетным сферам науки и технологий: по наносистемам и современным материалам, живым системам, лазерной спектроскопии и другим. Они действуют на принципах сетевого партнерства с академическими институтами и инновационными компаниями, оснащены современным, в том числе уникальным, оборудованием. Наличие таких структур позволяет:

  • усилить фундаментальные исследования, проводимые в рамках признанных в мировом сообществе научных школ, увеличить число студентов и преподавателей, вовлеченных в исследовательскую и инновационную деятельность;
  • перевести на качественно новый уровень образовательный процесс (на базе кластера реализуются программы опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов: магистерские, в том числе междисциплинарного типа, послевузовского и дополнительного образования);
  • использовать оборудование кластера таким образом, как это делается в центрах коллективного пользования, а также для реализации совместных научных проектов с российскими и зарубежными партнерами.

В результате проделанной работы увеличились объем привлеченных средств и количество междисциплинарных проектов, выполняемых в научно-образовательном кластере, выросло число научных публикаций в престижных международных журналах и международных контактов сотрудников. Стало больше предложений о сотрудничестве со стороны зарубежных и российских университетов и компаний. Число патентов и заявок на патенты с участием НГУ как заявителя тоже в плюсе.

Более 750 преподавателей и сотрудников университета повысили квалификацию, прошли стажировки в ведущих российских и зарубежных вузах.

Интеграция с наукой и бизнесом

В последние годы модель интеграции университета с базовыми академическими институтами Сибирского отделения РАН успешно переносится на высокотехнологичные компании, происходит отработка модели сетевого частно-государственного партнерства «образование – наука – бизнес». Партнерами НГУ являются более 40 академических институтов, ведущие российские и зарубежные вузы, иностранные и отечественные компании.

Формы партнерства разнообразны:

  • создание совместных лабораторий, учебно-научных центров, центров компетенций и иных структур (например, совместные лаборатории НГУ – «Intel», НГУ – «Parallels», НГУ – «Hewlett Packard», учебно-научные центры с рядом академических институтов);
  • передача современного оборудования, компьютеров, программных продуктов и т.д.;
  • разработка магистерских программ, специальных курсов по заявкам и при участии представителей бизнеса (совместным продуктом являются 4 магистерские программы, несколько десятков учебных курсов и практикумов);
  • проведение мастер-классов для преподавателей и студентов и иные формы непосредственного участия бизнеса в совершенствовании образовательного процесса в вузе (например, на экономическом факультете организован цикл семинаров «Секреты профессионалов», где занятия проводят специалисты крупных компаний Новосибирска, в том числе учредители фонда «Эндаумент НГУ», а мастер-классы – зарубежные партнеры университета, представители высокотехнологичных компаний);
  • организация научно-образовательных школ (например, компания Intel – значительную часть сотрудников ее новосибирского филиала составляют выпускники НГУ – проводит зимнюю школу для студентов «Технологии высокопроизводительных вычислений», «Parallels» – летнюю, в области информационных технологий, а лаборатория НГУ–«Intel» организовала школу студенческих инновационных проектов в ИТ-сфере);
  • выплата именных стипендий студентам, предоставление исследовательских грантов молодым ученым и студентам, работающим на оборудовании компании или выполняющим проекты в интересующих производственников областях (в настоящее время более 3 процентов студентов НГУ получают именные стипендии от различных компаний, а также от фонда Шемякина – США, Союза юристов, институтов СО РАН и других структур).

Реализация инновационной программы привела к дальнейшему развитию сотрудничества с зарубежными университетами и фондами, росту числа студентов и преподавателей, участвующих в совместных научных и образовательных программах, дальнейшему развитию программ «двойных дипломов» с ведущими университетами и инженерными вузами Франции, обмену опытом довузовской подготовки школьников с Германией, расширению сотрудничества с вузами Китая и Кореи.

Также возрос интерес к опыту университета со стороны российских вузов, представителей государственных структур и бизнеса. Для распространения опыта уже подготовлено около 90 программ дополнительного профессионального образования: по заказу следственного комитета при прокуратуре Сибирского федерального округа, Фонда науки Республики Казахстан, малых инновационных фирм и т.д. Университет открыт для сотрудничества, готов делиться опытом и разработками.

Таким образом, в ходе реализации инновационной программы созданы современные условия для получения качественного образования и заложены основы развития НГУ как классического университета исследовательского типа не только на ближайшие годы, но и на отдаленную перспективу.

1 Например, учебники «Нефтегазоносность акваторий мира» и «Homo urbanus: Сибирский мегаполис в зеркале криминологии», УМК «Биоразнообразие», «Компьютерная структурная геномика», «Механика и теория относительности», «Основные понятия и формулы химической кинетики», «Физическая химия», «Биохимия», «Теория алгоритмов и вычислимость», «Юридическая психология», «Введение в информационную биологию и биоинформатику. Ч.16», «Горизонтальные скважины в нефтедобыче. Технологические задачи» и многие другие.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инновационный потенциал СибГУТИ
Дагестанский государственный университет - кадровый «цех» Дагестана
Ивановская государственная сельскохозяйственная академия: испытание кризисом
ВГУЭС – лидер бизнес-образования
Интервью с Ириной Корюкиной о подготовке врачей
Кадры для сервисной экономики
СИБСТРИН: гарантия качества, профессионализма, надежности
Подготовка кадров для сельского хозяйства Чувашии
Новосибирская государственная академия водного транспорта: кадры для флота
Исследовательская деятельность в Пермской фармацевтической академии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ