Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Развитие инженерного образования в Кемеровской области

Как происходит реформирование вузовского образования в Кемеровской области, какими видятся перспективы тем, кто непосредственно заинтересован в качественной подготовке специалистов для угледобывающей отрасли региона, рассказывает ректор Кузбасского государственного технического университета им Т.Ф. Горбачева, профессор Владимир КОВАЛЕВ.

Просмотров: 175

Инженерное дело – основа развития России

В последние годы в России предприняты важные шаги по реформированию системы вузовского образования. Процессы, происходящие сегодня в экономике страны, ставят перед вузами новые задачи по кадровому обеспечению промышленного комплекса России.

Как развиваются эти процессы в Кемеровской области, какими видятся их перспективы тем, кто непосредственно заинтересован в качественной подготовке специалистов для угледобывающей отрасли региона, рассказывает ректор Кузбасского государственного технического университета им Т.Ф. Горбачева, профессор Владимир КОВАЛЕВ.

КОВАЛЕВ Владимир Анатольевич – ректор Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева, доктор технических наук, профессор.
Родился в 1962 году в городе Прокопьевске Кемеровской области. Окончил Кузбасский политехнический институт (ныне – КузГТУ) по специальности «Строительство подземных сооружений и шахт», получив квалификацию горного инженера. Прошел путь от горного мастера до генерального директора шахты «Красногорская». В дальнейшем занимал должности генерального директора компании «Прокопьевскуголь», генерального директора «Интел Синдик», директора производственно­технического департамента компании «Белон», первого заместителя генерального директора «Сибирь­Уголь», руководителя управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области, заместителя губернатора Кемеровской области по топливно-энергетическому комплексу, по природным ресурсам и экологии. С 2011 года – ректор КузГТУ.
В сферу научных интересов входят промышленная безопасность, утилизация шахтного метана.
Действующий член Академии горных наук. Автор 36 научных трудов.
Женат, двое детей.

– Владимир Анатольевич, одним из главных критериев образования является его качество. Что сегодня предпринимается для повышения качества подготовки специалистов?

– Когда перед страной стоят задачи экономического развития, повышения обороноспособности и улучшения уровня жизни граждан, происходит бурное развитие науки и техники, внимание к качеству высшего, и особенно технического образования, со стороны государства и общества значительно возрастает.

Ряд последних документов, принятых на самом высоком уровне власти, дает целевые ориентиры для развития российской высшей школы. Они касаются, прежде всего, вопросов единства управления сетью федеральных государственных образовательных организаций, объёмов финансового обеспечения их образовательной деятельности, механизма независимой оценки знаний студентов и деятельности научно¬педагогических работников, установления порога минимального количества баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, необходимого для приёма в вузы.

В соответствии с правительственной программой развития экономики в ближайшие годы должны активизироваться отрасли технической сферы, особенно высокотехнологичные и наукоемкие производства. Поэтому ставка делается на развитие инженерного образования.
Об этом говорилось и на III Съезде инженеров Сибири, прошедшем в конце мая в Омске под девизом «Инженерное дело – основа развития России». Участники обратились к правительству страны с предложением ускорить принятие законов «О промышленной политике в РФ» и «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в РФ». Было предложено разработать меры, направленные на возведение инженерной профессии и труда в разряд самых престижных и высокооплачиваемых, повышение инвестиционной привлекательности вузов, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров, усиление профориентационной работы среди школьников.

Российские инженерные вузы неизменно отличались высоким качеством подготовки выпускников, являясь гордостью образовательной системы страны. Однако сегодня требуется значительная модернизация системы технического образования.

На рассмотрении в администрации Президента РФ находится документ с предложениями, касающимися государ­ственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Среди них вопросы реструктуризации имеющейся сети инженерных вузов России и формирования региональной сети опорных учебных заведений по аналогии с федеральными университетами – некий пул вузов, которые играли бы роль локомотива. Неэффективные инженерные вузы предложено «понизить в звании» и готовить в них специалистов по программе прикладного бакалавриата.

– Вы разделяете точку зрения, что планомерное снижение количества бюджетных мест в вузах негативно сказывается на качестве подготовки кадров?

– Сегодня идет безудержная коммерциализация высшего образования. В СССР сто процентов студентов учились за счёт бюджета, а сейчас в России таких лишь треть. Для сравнения: более 90 процентов студентов в Германии и более 80 во Франции учатся за счёт бюджета.

На всех уровнях власти говорится о падении качества отечественного высшего образования и уровня подготовки специалистов. Но разве может быть иначе в ситуации, когда вузы хронически недофинансируются, а зарплата российского профессора ниже не только чем у его коллег в США, Великобритании, Швеции или Японии, но и в Нигерии и Эфиопии. Однако вуз изначально по статусу – некоммерческая организация, задача которой не зарабатывать деньги, а заниматься образованием, наукой.

Другой принципиальный момент. На реализацию идей продолжающейся реструктуризации системы высшего образования направлена утвержденная Правительством РФ «дорожная карта», призванная учитывать, в том числе, последствия демографической ямы. Безусловно, в документе содержатся важные предложения: например, повышение уровня мотивации научно-педагогических кадров. Однако ряд посылов вызывает вопрос: знакомы ли авторы документа с реальным положением дел в регионах? Например, они прогнозируют сокращение числа преподавателей вузов на 44 процента при росте их нагрузки на 28. К каким последствиям это приведет?
В целом на сегодняшний день стратегия Минобрнауки РФ по региональным вузам четко не обозначена. В частности, не решен вопрос создания на государственном и региональном уровнях реальных механизмов частно-государственного партнерства, налоговых льгот для представителей бизнеса, которые вкладывают средства в развитие образования.

– Вы являетесь председателем Совета ректоров вузов Кемеровской области. Какие задачи стоят в настоящее время перед вузами региона и, в частности, КузГТУ?

– Процессы, происходящие сегодня в экономике страны, – развитие горной промышленности в целом и угольной отрасли в особенности – ставят перед нами новые задачи в решении вопросов кадрового обеспечения горного производства.

В январе 2012 года в Кемерове президент Путин утвердил Долгосрочную программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Запланировано, что добыча угля вырастет до 260 млн. тонн в год, будет построено 38 новых угольных предприятий, существенно повысится эффективность углепереработки. Это приведет к увеличению потребности в высококвалифицированных специалистах. Осознавая важность роли КузГТУ в кадровом обеспечении программы, мы предпринимаем все усилия, чтобы направления подготовки специалистов соответствовали требованиям базовой отрасли экономики региона.

Согласно данным мониторинга трудоустройства выпускников вузов России на предприятия угольной промышленности, проведенного Минэнерго РФ в 2013 году, вклад нашего вуза составил 36 процентов – при том, что горняков в стране готовят более 15 университетов. На сегодняшний день 38 процентов инженерного корпуса 12 ведущих отечественных горно­металлургических компаний также составляют выпускники КузГТУ.

Вуз осуществляет активное взаимодействие с региональной властью и ведущими угольными компаниями – реализуется свыше 80 договоров о стратегическом партнёрстве. В то же время на сегодняшний день подготовка специалистов не более чем на 50 процентов удовлетворяет кадровые потребности угольных предприятий Кузбасса. Мы могли бы работать эффективнее, но существуют проблемы, решение которых выходит за рамки полномочий университета и региона.

В частности, в протоколе совещания в Кемерове в августе 2013 года по вопросам развития топливно-энергетического комплекса, проходившего под председательством Владимира Путина, указано на необходимость проработки вопроса объединения и создания крупных региональных учебно-научных центров на базе действующих высших учебных заведений горно­геологического и топливно-энергетического профилей. Это необходимо для консолидации на их основе как образовательного процесса, так и комплексных научных исследований по подготовке квалифицированных кадров. Однако Минобрнауки РФ соответ­ствующих решений до сих пор не приняло.

Руководство КузГТУ направило в Правительство РФ предложение о создании сети крупных региональных учебно-научных центров минерально-сырьевой направленности на базе пяти университетов, в том числе и КузГТУ. Это, на наш взгляд, позволит существенно повысить эффективность формирования кадрового потенциала горнопромышленного комплекса страны. У себя в области мы также не сидим сложа руки, ожидая решений. В прошлом месяце на заседании Совета ректоров КузГТУ предложил, и все поддержали, идею создания крупного регионального минерально-сырьевого учебно-научного центра «Угольный». Такой центр может быть открыт в рамках действующего Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов. Именно формат консорциума, то есть добровольного и равноправного временного объединения независимых образовательных и научных учреждений, позволяет реализовать механизмы наиболее эффективного сотрудничества в области науки и образования. Предполагается, что в состав консорциума войдут институты Кемеровского научного центра СО РАН, вузы Кемеровской области и другие.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Программа КузГТУ стала призером конкурса Минобрнауки РФ
Проблемы технической школы Украины
Новые тренды в развитии технического образования
Инженерное образование: компетентность – вектор модернизации
Кадры должны расти на успехе
Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?
В КузГТУ обсудили вопросы подготовки инженеров в Кузбассе
Инновационное образование для автомобильной отрасли
Обучение под задачи будущего

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ