Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инженерное образование: центры спроса и предложения

Ректоры российских университетов и руководители научных предприятий обсудили практики инженерного образования: какие механизмы взаимодействия крупных компаний и университетов могут обеспечить совместную работу над созданием новых продуктов и технологий.

Просмотров: 1133

Ректоры российских университетов и руководители научных предприятий обсудили практики инженерного образования: какие механизмы взаимодействия крупных компаний и университетов могут обеспечить совместную работу над созданием новых продуктов и технологий. Панельная дискуссия «Инженерное образование: центры спроса и предложения» прошла в рамках томского инновационного форума INNOVUS.

Представители ведущих российских и мировых университетов, научных организаций, инновационного бизнеса и крупных корпораций говорили о ключевых вызовах, задачах и результатах инженерного образования. Один из главных тезисов, с которыми согласились все спикеры, – университеты не могут готовить современных и востребованных инженеров без поддержки промышленности. Вузы должны учитывать запросы тех компаний, для которых они готовят специалистов.

Однако, как отметил модератор дискуссии Дмитрий Песков – директор направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», главная проблема сотрудничества вузов и предприятий сегодня заключается в том, что  требования работодателей не соответствуют трендам времени.

«Предложение инженерных вузов, в принципе, соответствует спросу инновационных компаний. Проблема в том, что спрос наших компаний чуть-чуть не соответствует требованиям времени, – сказал Дмитрий Песков.

–  И вторая проблема: в уравнении «бизнес – университеты» не хватает третьего игрока – стартапов, которые создаются внутри этих университетов. С нашей точки зрения, для достижения задачи глобальной конкуренции, вузы должны быть не только исполнителями заказов, они должны стать центрами компетенции, центрами продуцирования, должны быть очень богатыми учреждениями, которые способны конкурировать на глобальном рынке так, чтобы являться объектами настоящей гордости».

По мнению спикера, человеческого потенциала, опыта и школы у российских вузов для этого достаточно. Нужно лишь предпринять организационные меры, которые позволят вузам стать такими центрами. Анатолий Александров, ректор Московского государственного технического университета им. Баумана, подчеркнул, что сейчас идея создания в вузах инжиниринговых центров обсуждается очень широко  – «вплоть до верхнего уровня руководства страны».

«Жизнь заставляет создавать такие центры, – говорит Анатолий Александров. – Инжиниринг – это означает взять задачу от идеи и завершить конкретным «железом» и внедрением в производство. Это организационно-проектное, менеджерское решение любой проблемы.

Беда в том, что на процесс мы работаем очень хорошо – результаты нашей научной работы широко известны. Но внедрить результаты интеллектуального труда в производство и тут же, сейчас, получить прибыль в интересах разработчика и государства – это мы умеем плохо… В инжиниринговых центрах должны быть сгустки интеллекта по конкретным прорывным проектам науки и техники. И это, безусловно, должно быть в университетах».

Ректор Томского политехнического университета Пётр Чубик предложил еще один возможный путь, который позволит университетам готовить нужных инновационным компаниям и крупным корпорациям специалистов, – «учить разных студентов по-разному».

«Сегодня в вузах учатся 90% выпускников школ, сделать из них инноваторов – нереальная задача, – говорит Пётр Чубик. –  Практика показывает, что обычно инноваторами становятся всего 5%... Мы в прошлом году запустили проект личностно ориентированной образовательной среды. Все, кто поступили в вуз, разделены по итогам тестирования на три категории в зависимости от их способностей, проявленных в школе... Мы их учим по-разному».

Кроме того, ректор ТПУ высказал еще одну смелую идею о том, что российские вузы могут специализироваться на конкретных уровнях подготовки студентов. Одни могут обучать студентов по программам классического бакалавриата, вторые – по программам прикладного бакалавриата, а третьи смогут стать только магистерскими вузами.

«Если учить по-разному бакалавров, магистров и сделать прикладной бакалавриат, да еще обучать студентов по очной, очно-заочной и заочной формам, вуз не справится. Это колоссальная работа. Как вариант я предложил ввести специализацию вузов, – говорит Пётр Чубик. –

Одни будут магистерскими вузами, другие будут реализовывать прикладной бакалавриат, третьи – классический, академический бакалавриат. Может быть, это путь быстрого решения задач, потому что любая специализация увеличивает качество подготовки – человек делает то, что у него получается лучше».

При этом он подчеркнул, что «речь не идет о делении на первый-третий сорт, речь идет только о разделении труда, специализации».

Все высказанные на этой панельной дискуссии предложения еще будут детально обсуждаться представителями и вузов, и предприятий, и власти. Как подчеркнул ректор МГТУ им. Баумана, «образование меняется каждый день, и задача обсуждений и форумов – найти правильные тренды и пути развития, узнать, что у нас не получается и почему».

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Студенты ТПУ и ТУСУРа ведут совместный межвузовский проект по энергетике
Юрий Похолков: Надо готовить инженеров для будущего
СФУ представил в Томске разработки в области инженерного образования
Конференция «Подходы к формированию национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой индустриализации»
Трое политехников претендуют на звание лучших инженеров России
Сертифицированные инженеры – промышленная элита страны
Михаил Мягков: «ТПУ был и остается лидером по применению CDIО в России»
9 проектов ТПУ прошли предварительную экспертизу Союза машиностроителей России
Форпост инженерного образования в Кузбассе
Международная конференция «Междисциплинарность в инженерном образовании»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ