Интервью ректора МИЭТа Юрия ЧаплыгинаИнтервью с Юрием Чаплыгиным, ректором Московского института электронной техники, «градообразующего» вуза Зеленограда, состоялось в разгар подготовки к празднованию 50-летия университета. Просмотров: 99
Юрий Чаплыгин: «Мне за МИЭТ не стыдно»Интервью с ректором Московского института электронной техники, «градообразующего» вуза Зеленограда, состоялось в разгар подготовки к празднованию 50-летия университета — в кабинете с окнами на площадь Шокина, прямо над крыльцом, через которое за это время в институт вошли более 35 тысяч студентов и вышли его выпускниками. Они идут и сейчас, спешат на лекции и семинары, едут в общежитие, растекаются по городу и его предприятиям струйками новой жизни. «Весь Зеленоград — это люди, которые приехали сюда учиться и остались работать», — говорит ректор и мечтает о новом общежитии и об увеличении приема в вуз. Юрий Александрович Чаплыгин родился в 1951 году в Курске, в 1974 году закончил с отличием МИЭТ, затем продолжал работать на кафедре общей физики. С 1984 года заместитель проректора по научной работе, с 1988 занял должность проректора, а с 1998 года — ректор МИЭТ. Лауреат премии Президента РФ в области образования, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники. Руководитель научной школы в МИЭТ, заведующий «ректорской» кафедрой интегральной электроники и микросистем, член ВАК и редколлегий пяти научно-технических журналов. Область научных интересов: микро- и наноэлектроника, микро- и наносистемная техника, нанотехнология — более 230 научных трудов, из них 2 монографии, 20 авторских свидетельств и патентов. О прошлом: построить Зеленоград и остаться в нем жить— Каким вы помните институт в годы вашей учебы? — Когда я поступал в МИЭТ, это была школа на Северной промзоне Зеленограда, а лаборатории размещались в школьной пристройке. И в 1969 году, после моего первого курса, студенческий стройотряд перевозил имущество института из этой школы в нынешний третий корпус МИЭТа, который был сдан первым из пяти корпусов. Все остальные сдали к 1971 году — и первое время мы учились и в здании школы, и в новом здании института. В общежитии жилым был только 02 корпус, в 03 шли занятия, а 04 и 05 МИЭТу тогда не принадлежали. — Наверное, все, кто приходил в МИЭТ в те годы, начиная с преподавателей и кончая студентами, испытывали воодушевление: появился Зеленоград, развивалась молодая электроника… — Выпускники МИЭТа в жизни Зеленограда и электронной промышленности сыграли огромную роль: и сегодня, и в те годы не только руководители зеленоградских предприятий, но и большинство их основных разработчиков были выпускниками МИЭТа. Первый выпуск состоялся в 1972 году — и я помню, как нам на лекциях говорили о том, что такой-то и такой-то стали старшими инженерами, возглавили группу разработчиков и т. д. Ведь прежде чем прийти на предприятия, эти выпускники два года были там на практике, они уже были органично вписаны в текущие проекты. И такая система работала на протяжении многих лет. Конечно, в 90-е предприятия сокращали численность сотрудников в огромных количествах. Я сам в середине 90-х встречал за рубежом выпускников МИЭТа, которые только-только закончили вуз и говорили: «Мы бы никогда не уехали, если бы мы были востребованы в Зеленограде». — Сегодня эта картина меняется — уезжает за рубеж гораздо меньше выпускников? — Насколько я знаю, поток отъезжающих совсем невелик. А некоторые возвращаются, в том числе, и на работу в МИЭТ — на мою кафедру один профессор вернулся после длительной работы в Калифорнии. В нынешней обстановке востребованность электронной промышленности, отечественной электронной продукции значительно возросла, как и востребованность наших выпускников. Главная моя мечта — чтобы молодые люди активно работали в нашей сфере: в электронике, в микро-, наноэлектронике, в информационных технологиях. Направления подготовки МИЭТа должны быть пиковыми с точки зрения популярности. Хотелось бы, чтобы у нас отбою не было ни от желающих поступить, ни от желающих потом сагитировать, взять к себе на работу наших выпускников. Чтобы их приоритет в стране подавил бы приоритет нефти, газа и других добывающих отраслей. Если бы так было, то и остальные проблемы исчезли бы. А пока престиж инженерного образования в России гораздо ниже, чем в Европе и в Азии. Если будет активность в промышленности и производстве, будут высокие зарплаты, то и приоритеты у молодежи изменятся. Так было, когда мы поступали в МИЭТ — тогда в Финансовый университет шли одни троечники. Чтобы эта ситуация вернулась, вся экономика страны должна перестроиться. — Какие качества, которых не было в ваше время, есть у нынешних студентов? — Жизнь изменилась. Когда был Советский Союз, все было достаточно определено. Гораздо больше было фундаментальной подготовки — сейчас она осталась, но больше стало специальных дисциплин. Наука и техника развились за это время достаточно сильно, хочется дать это студентам, но дать все невозможно, человек должен сам потом расти вместе с той сферой деятельности, в которой он работает. Конечно, информационные технологии, интернет сформировали другого человека. — Интерес к науке вырос или упал? Сейчас много тех, кто хотел бы дальше заниматься наукой? — Недавно в МИЭТе при полном зале прошла лекция нобелевского лауреата Жореса Ивановича Алферова. Мне сказали, что в первом корпусе института люди тоже стояли у всех телевизоров, брали из библиотеки стулья и смотрели трансляцию. И это не только интерес «к звезде», но и интерес к науке, о которой эта звезда рассказывает — причем рассказывает великолепно. Безусловно, у студентов есть интерес к профессии. А заниматься наукой и раньше было непросто. Было бы желание, ничего невозможного нет. Все-таки сегодня люди, которые получили хорошее образование и ведут себя активно, зарабатывают достаточно, чтобы решить бытовые вопросы — снимать квартиру, например. О настоящем: реформы вузов и проблемы преподавателей— Время сейчас непростое: идет реформирование высшего образования, введен возрастной ценз для ректоров вузов, а вам в 2016 году исполняется 65 лет… Теперь ректора будут назначать в Минобрнауки, а не выбирать, как было раньше? — У меня контракт до 12 июня 2016 года. Дальше его могут либо продлить, либо не продлить, решение в руках учредителей МИЭТа. Кандидатуры на должность ректора представляет Наблюдательный совет, который теперь есть в каждом автономном образовательном учреждении, каким является МИЭТ. — На 2016 год бюджетных мест уже не получили факультет ИнЯз и Институт экономики и управления МИЭТа. Как вы оцениваете вероятность или риск того, что вуза эти реформы коснутся более жестко: скажем, произойдет закрытие направлений? — Пока МИЭТ — национальный исследовательский университет, это дает определенный статус: он входит в категорию ведущих вузов, в числе которых около 40 федеральных университетов и национальных исследовательских университетов. Навсегда ли это? Не знаю, пока так. Уход от непрофильных направлений — это тенденция, о которой все говорят и знают. Правильно это или нет? Я считаю, что любые такие разрушения… Много было вложено, чтобы открыть в свое время Экономический факультет, факультет Иняз в МИЭТе, сделать выпускающими их кафедры. Они сразу стали расти профессионально, занимались наукой, там защищали диссертации, одновременно продолжая преподавание. Пусть это были непрофильные направления, но они могли быть качественными или нет. На факультете Экономики мы никогда не готовили бухгалтеров, мы занимались подготовкой менеджеров. Менеджмент нужен инженерам, и та же кафедра, которая выпускает менеджеров, преподает менеджмент техническим факультетам. Если она не будет выпускающей, значит, она не будет работать с магистрантами, с аспирантами, она будет подзакисать. И уровень преподавания тоже будет снижаться. — Реформы сегодня выливаются и в объединение вузов. Допустимо ли объединить в единое образовательное пространство, например, МИЭТ и МФТИ? — Да, сейчас в Москве вузы объединяют, причем часть по понятному принципу, а часть по абсолютно непонятному. МФТИ — очень специфический вуз, который стоит особняком… Впрочем, объединяться сложно любым вузам, везде есть специфика. Не дай бог присоединить МИЭТ к какому-то огромному вузу, в котором он растворится. Все-таки мы даем на сегодняшний день уникальное образование — не только в том, что мы работаем на конкретную отрасль, но и в том, что у нас создана огромная научная база и среда: инновационный центр, завод, технологический центр. Назовите другой подобный у какого-либо вуза Москвы. МИЭТ таким создавали ректоры Преснухин и Вернер, он с самого начала формировался как исследовательский университет. Объединение с кем-то и утрата этой уникальности были бы страшной бедой. — Отчетность — известная сегодня проблема, ученые и преподаватели говорят о большом грузе бумажной работы, которая затмевает все остальные задачи и отнимает 90% времени. Так ли это, и можно ли что-то изменить? — Прежде всего люди выполняют свою работу: ведут занятия, выполняют научные работы, которые мы выигрываем, на которые заключаем договора. Но, действительно, написания бумаг стало больше — хотелось бы оптимизации всего этого бумагооборота. — Одновременно идет увеличение нагрузки на преподавателей и сокращение их числа, чтобы поднять оставшимся зарплаты до требуемого уровня — это все тоже вызывает большую смуту в вузовском сообществе… — Нашим правительством принята дорожная карта по зарплатам и по соотношению «преподаватель-студент». Мы обязаны и стараемся ее выполнять. Постепенно мы должны перейти от соотношения 1:10 (преподаватель-студент) к соотношению 1:12. Сейчас мы примерно посередине, то есть на одного преподавателя — одиннадцать студентов. Естественно, это приводит к сокращению числа преподавательских ставок. Мы стараемся это делать максимально аккуратно и плавно. Есть дорожная карта и по зарплатам, мы тоже должны ее выполнять. О будущем: общежитие сегодня — это мечты про завтра— О каких главных проблемах сегодня болит голова у ректора МИЭТа? — Общежитие — вот, наверное, главная проблема. Будут деньги — будет общежитие. Проектирование мы практически закончили, земля есть, дальше нужны средства на его строительство. Их обещали на следующий год, но сейчас понятно, что если они и будут, то это будет только начало. Сами знаете, какая сейчас ситуация с бюджетом на образование, который подвергли сокращению. А Счетная палата недавно журила Министерство образования и науки за то, что есть много незаконченных объектов. То есть, прежде чем начинать новое строительство, надо закончить старое. Ситуация не самая благоприятная, но будем стараться. Хотелось бы видеть в МИЭТе больше активной растущей молодежи. — Общежитие и приток молодежи — это ведь взаимосвязанные вещи. У МИЭТа градообразующая функция, он обеспечивает приток новой крови Зеленограду. Нехватка мест не позволяет привлекать сюда талантливых ребят со всей страны? — Позволяет, но хотелось бы это делать еще больше и шире. Хотелось бы сделать хотя бы часть общежития достаточно комфортным, чтобы размещать в нем иностранцев или людей с особым статусом, которые приезжают в магистратуру. Это был бы нормальный рост. А люди из регионов — это весь Зеленоград, очень многие приехали сюда учиться и остались работать. Это говорит о том, что в большинстве своем люди, которые приезжают, более активны и более мотивированы. — Это та самая активная молодежь, которую вы тоже хотите здесь видеть? — Конечно. Но мы не можем вести полноценную агитацию, в том числе в регионах, если люди приезжают, а мы им говорим: «У нас нет для вас общежития». Было бы общежитие — можно было бы и прием увеличивать, а сейчас его за счет кого увеличивать? Мы не хотим терять качество приема. Регионы это неисчерпаемый источник абитуриентов для МИЭТа, у нас есть традиционные партнерские школы, оттуда дети из поколения в поколение сюда едут. Можно было бы более агрессивно привлекать абитуриентов и получать дополнительные бюджетные места, если обеспечить их общежитием. А увеличивать прием в МИЭТ, думаю, сейчас актуально в государственном масштабе. — Где вы видите место МИЭТа в будущем? Есть ли что-то уникальное не только для страны, но и для Европы, для всего мира — ниши, которые МИЭТ мог бы занять на мировом уровне? — Знаете, мне за МИЭТ не стыдно. Два года назад мы проходили международную общественную аккредитацию. Специальное европейское агентство прислало экспертов: два немца, один австриец и один поляк, который в Союзе до этого был один раз. Они плотно отработали в университете неделю — с утра до вечера разговаривали со студентами, причем без преподавателей, или с преподавателями, но без ректората, ходили по лабораториям, смотрели. В пятницу я собрал ученый совет, и они рассказали о своих впечатлениях. Прозвучало очень много хороших слов, что-то из увиденного они хотели бы видеть у себя в университетах — такую же оснащенность, организацию учебного процесса, внедрение в него информационных технологий. Они признали, что наш университет соответствует очень высокому современному уровню. Вместе с тем, высказались и о недостаточной интеграции в мировое пространство, о том, что у нас мало иностранных студентов. — Вы тесно работаете с предприятиями электроники и корректируете учебные программы, чтобы они были более актуальными. Но сейчас в технологиях все быстро меняется — через 4-5 лет, когда доучатся сегодняшние первокурсники, технологии уйдут вперед. Как вы работаете на опережение? — В заказной подготовке по программам Cadence и Synopsys, например, есть САПРЫ для проектирования микросхем 65, 45 нанометров, которые, в общем-то, еще не делают на наших предприятиях. То есть, студентов учат не конкретным знаниям, с которыми они пойдут на работу, их учат работать в определенной области и готовят расти дальше. В тех же Cadence и Synopsys говорят: «Мы не учим продукту, мы учим проектировать, но с помощью этого продукта». Так же и с технологиями — мы запускали программы обучения, когда «Микрон» только еще внедрял производство микросхем 180, 90 нанометров, сотрудничали с РОСНАНО по разработке программ. Но под 22 нанометра еще не делали. — Если бы у вас сейчас была возможность написать из 2015 года письмо в 1975, себе, своим друзьям — молодым выпускникам МИЭТа — о чем бы вы написали? Что будет, чего стоит или не стоит бояться, к чему готовиться? — Я не фантаст. Вот у Стругацких была такая профессия «прогрессор». А мне недавно показывали в интернете текст «Как развалить систему образования за семь шагов» — это рецепт для «регрессора»… В 1975 год я бы сказал то же, что говорю и нынешней молодежи: не теряйте то время, которое вам дано на обучение в институте, возьмите отсюда все для того, чтобы быть успешными и счастливыми в своей дальнейшей жизни и карьере. А взять в МИЭТе можно достаточно много. Спорт и здоровья — это необходимо, а всех остальных развлечений нужно лишь столько, чтобы они не мешали учебе и закладыванию того фундамента, который обеспечит дальнейшую успешную жизнь. Вот это я готов сказать любому поколению, и прошлому, и будущему. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|