Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Елена Дианова: История приобретает новое назначение

Интервью с доцентом кафедры отечественной истории ПетрГУ, кандидатом исторических наук Еленой Диановой. По её мнению, история Отечества становится особенно значимой в поисках и определении своей национальной идентичности, сохранении исторической памяти народа, граждан нашей страны.

Просмотров: 2115

Елена Васильевна Дианова : «Для более глубокого понимания истории России историкам нужно прочитать “Былое и думы”». Она недавно отметила юбилей — из тех, когда понимаешь, что уже есть профессиональный опыт, и еще много жизненных сил и дерзости для крупных свершений. Она начала заниматься историей Карелии, когда краеведение было на взлете, и она верит в свое дело, несмотря на то, что сегодня для гуманитарного знания «пришли другие времена».

— Мой первый вопрос стандартен, любому историку рано или поздно приходится на него отвечать. Итак, зачем нужна история?

— На этот вопрос можно было бы ответить высказываниями знаменитых людей о важности изучения истории, но в наше время всеобщей глобализации и вестернизации история приобретает новое назначение. История Отечества становится особенно значимой в поисках и определении своей национальной идентичности, сохранении исторической памяти народа, граждан нашей страны. Сейчас идет очевидный процесс искажения истории России. Казалось бы, те хрестоматийные знания, которые составляли своего рода минимум устоявшихся исторических понятий и представлений любого выпускника неполной средней школы, и то подверглись наглому, беззастенчивому искажению.

Например, в 2011 году, когда отмечался 290-летний юбилей окончания Северной войны, мне и моим коллегам приходилось неоднократно слышать от студентов разных факультетов, что эта война не имела значения для России, она закончилась ничем. И это в Карелии! Точно так же выброс ложной информации, разрушающей национальное историческое сознание, происходил и в 2012-м, год 200-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г. Кстати, Наполеон понимал значение дезинформации для морального поражения противника, и даже свое бегство с последнего сражения на реке Березине он представил как победу над Кутузовым. Еще более мощная информационная и идеологическая кампания развернута против истории Великой Отечественной войны. Грязь и ложь льются сплошным мутным потоком на неокрепшие души и умы подростков и юношества. Услышанное со стороны броское словцо надолго оседает в подсознании, и попробуй доказать самоуверенному юноше значение партизанского движения, если ему уже сказали, что оно не имело большой важности, и неизвестные герои зря сложили свои жизни за его светлое будущее. Особенно больно, когда молодежь ничего не знает про подвиги своих сверстников, погибших во время войны. Не раз приходилось приходить в ужас от студенческих перлов типа: подпольная группа в Краснодоне называлась «Сволочи». Конечно, если бы в кинотеатре «Победа» показывали фильм «Молодая гвардия», то ответы были бы другие. Я не являюсь противником поиска истины, я выступаю против легковесного отношения к истории.

— Если бы Вы не стали историком, какую профессию могли бы выбрать?

— Честно говоря, никогда не задумывалась над этим. Я увлеклась историей в школе, когда стали изучать историю Древнего мира и средних веков. С 7-го класса, как только стали изучать историю СССР, тогда так называлась история Отечества, уже твердо решила, что буду историком и других вариантов не рассматривала. Единственно, что могли быть колебания относительно периода русской истории, мне всегда нравилась история Древней Руси и XVIII века, но и ХХ век оказался не менее интересным.

Почему стали заниматься XX веком?

— Изучение истории ХХ века определилось прикреплением к кафедре и преподавателю для написания курсовой работы, а затем и диплома. Хотя я училась в спецгруппе с углубленным изучением иностранных языков (могу заметить, что вместе со мной в немецкой подгруппе проходили обучение доцент кафедры всеобщей истории Ю.В. Суворов и работник Национального музея Республики Карелия археолог М.М. Шахнович), область исследования и тему курсовых работ разрешалось выбирать самостоятельно. В университете я окончательно определилась с выбором в пользу истории России, поэтому прикрепилась к кафедре истории СССР. В 1980-е гг. не было разделения на кафедру Отечественной истории и кафедру истории дореволюционной России. Кто учился в 1970-1980-е гг. помнит, что был историко-филологический факультет, и три отделения: история, русский язык и литература и финно-угорское отделение. На 1-м курсе я писала курсовую работу по социально-экономическому развитию Великого Новгорода у Т.В. Никулиной, на 2-м курсе – по истории Отечественной войны 1812 г. у Г.Д. Корнилова. А с 3-го курса я перешла к Рене Константиновне Кябелевой. Она занималась ХХ веком, соответственно, и темы курсовых работ были по этому периоду. Получается, что с 3-го курса научные интересы, так или иначе, концентрируются вокруг истории Гражданской войны. В 2007-2012 гг. я участвовала во всех конференциях, посвященных Гражданской войне и иностранной военной интервенции, которые проходили в Архангельске и Мурманске. Безусловно, меня интересуют и другие направления исторических исследований, история кооперации, историческая психология, история повседневности.

— Студенты инженерных и гуманитарных факультетов в ПетрГУ сильно различаются?

— Мне приходится работать со студентами ЛИФа первого курса и студентами-историками старших курсов. Безусловно, существует отличие между ними в возрастном и образовательном уровне. Вместе с тем, надо учитывать их различное отношение к истории. Технари историю не учили и не собирались ею заниматься, а тут вдруг выясняется, что в вузе необходимо знать историю в мельчайших подробностях. Историки целенаправленно шли на исторический факультет, и для них история - «главный хлеб». К сожалению, были случаи, что некоторые студенты ЛИФа знали историю России лучше некоторых историков-специалистов. В то же время работа с неспециалистами иногда помогает взглянуть на исторические события с другой стороны. Технические знания позволяют студентам лучше осваивать сюжеты, связанные с развитием техники, вооружения, историей народного хозяйства. Например, предмет «Материаловедение» помогает механикам разбираться в качестве металлов, шедших на производство танков в СССР, сравнивать с крупповской сталью в Германии. Студенты-заочники, работающие на ГОКе в Костомукше, лучше воспринимают рассказ о шахтере А. Стаханове. Замечания относительно приводимых данных свидетельствует о наличии у студентов критического мышления. В основном студенты внимательно слушают, что говорит преподаватель, критически, даже придирчиво относятся к выдаваемой информации. Все это заставляет серьезно относиться к преподаванию предмета «Отечественная история» на непрофильном факультете.

— Вы знакомите студентов с основами краеведения, при этом значительная часть молодежи покидает Карелию, не является ли в таком случае этот курс «работой впустую»?

— Ключевые слова в этом вопросе: знакомство с основами краеведения. Эти основы предназначены для будущих учителей, преподавателей курсов «Моя Карелия» и «История Карелии» в школе. Некоторые мои бывшие студенты работают в школах Петрозаводска и районов Карелии, кто-то из них ведет эти предметы. Так что я не считаю, что работаю «впустую». Кроме того, я не беру на себя всю полноту ответственности за социально-экономическую политику власть предержащих. Закрытие промышленных предприятий, свертывание основных традиционных видов производства в районах, деградация сельского хозяйства, отсутствие жизненных перспектив на получение более или менее обеспечивающую жизнь заработную плату и жилье – все это гонит молодежь и не только ее за пределы республики. Гарантия в завтрашнем дне, работа и жилье – вот что должно остановить отток молодых кадров из Карелии. К сожалению, решение этих вопросов находится вне сферы моей компетенции.

— Вы изучаете историю кооперативного движения в России. И каково же будущее кооперации в России?

— Любая экономика, развивающая в условиях товарно-денежных отношений, имеет три основных сектора: государственный, частный и кооперативный. В советский период преобладал государственный сектор, сейчас – частный. Кооперативному сектору отводится весьма незначительная роль. Вместе с тем развитие малого бизнеса, выживание на рынке частных предпринимателей невозможно без их объединения в товарищества. Кроме того, не только не устарел, а стал еще более актуальным призыв первых кооператоров: «Устраняй посредников». Дороговизна и спекуляция – спутники рыночной торговли. Устранить их может настоящая, а не коммерциализированная потребительская кооперация.

— Если бы можно было выбирать, в какое время Вы бы «перенеслись» жить?

— Когда-то меня увлекала история движения народников, их желание послужить верой и правдой народу, повысить образовательный уровень крестьян. В общем-то, я разделяю просветительские идеи народников и полагаю, что без духовно-нравственного просвещения, насаждения культуры и широкого просветительства общество погружается в пучину невежества и мракобесия. К сожалению, сейчас наблюдается процесс одичания общества.

— Ваши любимые места в Петрозаводске?

— Раньше я любила проспект Ленина весной, когда он покрывался цветущими яблонями и сиренью. Сейчас главная улица города утратила свой романтический облик: зелени стало меньше, техники – больше. Хорошо, что оставили район исторической застройки, где находятся здания музея-заповедника «Кижи». Именно там в День города проводится реконструкция «Иллюзии старого города».

— Сейчас только ленивый не ругает современную школу. Вместе с дочками Вы повторили «школьную жизнь». Что стало лучше в сравнении с советским школьным детством?

— На мой взгляд, хорошо, что появились профильные классы, разделение на технические и гуманитарные профили. Но как всегда, это преобразование носит половинчатый характер. ЕГЭ по математике все ученики сдают по одинаковым тестам, что физики, что лирики. В непрофильных классах история кое-где почти не изучается, а в профильных гуманитарных классах часы на ту же историю прибавляют не во всех школах, так что это еще один пример модернизации образования на российский манер. Кроме того, меня тревожит тенденция к сокращению гуманитарного знания.

— Знаю, что Вы много читаете. Кого из авторов открыли в последнее время?

— Я действительно много читаю, у меня существует определенный интерес к произведениям советских писателей и современных авторов про советскую эпоху. И как бы ни ругали социалистический реализм, но он на то и есть реализм, чтобы реально показывать реальную жизнь людей. Даже в произведениях, по которым прошелся частый гребень цензуры, все равно можно найти очень интересные наблюдения и замечания относительно истории нашей страны в ХХ веке, особенно в советское время. Кого из авторов открыла в последнее время? Как ни странно, А.И. Герцена. Великолепный язык, отточенный слог, юмор, ирония, богатство образов. Еще в школе, роясь на полках школьной библиотеки в поисках какой-нибудь интересной книжки, в первую очередь, фантастики, я наткнулась на потрепанные томики всем известного произведения «Былое и думы». Первые пролистанные мимоходом страницы дали понять, что это не рядовое произведение, но поскольку надо было что-то срочно читать по школьной программе, да и под руку попалась не менее потрепанная и без обложки книжка «Понедельник начинается в субботу» Стругацких, эта книга была отложена на потом. Как оказалось, надолго, но, тем не менее, когда пришло время чтения А.И. Герцена, я могу сказать, что для более глубокого понимания истории России историкам нужно прочитать «Былое и думы».

— Есть ли у Вас цели?

— Конечно, у каждого человека есть цель в жизни, только ее нужно правильно сформулировать. Я считаю, что человек не должен останавливаться на достигнутом, должен заниматься саморазвитием и самообразованием и стремиться к воплощению задуманного. В жизни есть еще очень много вещей, с которыми надо познакомиться, увидеть, изучить. Ну, к примеру, я интересуюсь эпиграфикой и хотела увидеть некоторые лапидарные памятники, камни с древними надписями. В Коломенском мне удалось не то что увидеть, а даже прикоснуться к одному из Борисовых камней, а в 2012 г. побывать в далекой Тмутаракани, в том месте, где князь Глеб измерял ширину Керченского пролива и был найден Тмутараканский камень. Кстати, Тмутаракань – это Тамань, описанная М.Ю. Лермонтовым в повести «Герой нашего времени». У нас богатая история и большая страна, и ее каждый уголок связан с каким-нибудь историческим событием.

— О чем хотите, чтобы я Вас спросила?

— Обычно спрашивают о людях, которые повлияли на выбор профессии и становление личности. В данном случае я хочу выразить благодарность своим учителям и преподавателям, которые своим высоким профессионализмом, увлеченностью любимым делом, безусловно, сформировали некоторые мои преподавательские и личные качества. Они были настоящими представителями русской интеллигенции, показали образец порядочности и человеческого достоинства, которые мы должны передать как нравственную эстафету другим поколениям студентов.

— Завершая нашу беседу, позвольте от лица всей нашей кафедры еще раз поздравить Вас, Елена Васильевна, с юбилеем, поблагодарить за тот весомый вклад, который Вы вносите в работу нашего коллектива и пожелать Вам здоровья, вдохновения в научном творчестве и преподавательской работе, теплоты и понимания близких.

Беседу вела доцент кафедры отечественной истории ПетрГУ С.Н. Филимончик

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Академик Андрей Вадимович Смирнов: «Мы все живем в посткантовском мире»
Вехи развития образования
Инновационная политика – политический приоритет
Где наука расставит акценты?
В ПетрГУ обсуждают перспективы информатизации лесного хозяйства в регионах
Электронное обучение: бег через нормативные барьеры
Учитель года России - Наталья Никифорова
Физика в системе современного образования
ПетрГУ-Венгрия: сотрудничество продолжается
Рейтинг вузов. Опасности трактовки

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ