Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инновационное развитие образования, науки и технологий

Виктор Дёмин: Огромное значение имеет вовлечение доли начального и среднего профессионального образования в сферу наноиндустрии. В этих целях необходимо интегрировать академическую науку, учреждения НПО и СПО и производство. Также очень важно создать атлас профессионального образования, в котором будут представлены потребности рынка труда в рабочих кадрах.

Просмотров: 1735

В Тульском государственном университете прошла III Всероссийская научно-техническая конференция "Инновационное развитие образования, науки и технологий". Участие в её работе приняли представители учреждений среднего и высшего профессионального образования, а также инновационных предприятий.

Организаторами конференции выступили Тульский государственный университет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Федеральный институт развития образования, aилиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в городе Севастополе, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Альянс "Олбани-Тула, Union College, NY".

Основная цель конференции заключалась в обсуждении итогов реализации программы инновационного развития университета, поддержанной грантом конкурса в рамках Постановления Правительства Российской Федерации № 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" и выработка основных направлений дальнейшего инновационного развития университета.

Конференция работала по направлениям: "Обмен опытом создания и развития инновационно-технологических центров высших учебных заведений", "Внедрение новых инновационных образовательных технологий в вузах через модульные планы к асинхронному обучению", "Обмен опытом международного взаимодействия инновационных инфраструктур вузов и предприятий", "Внедрение новых инновационных образовательных технологий в среднее профессиональное образование", "Разработка инновационных технологий в различных отраслях промышленности, в энергосбережении, в медицине, внедрение экологически чистых технологий и оборудования".

- Для меня участие в данной конференции означает возможность поделиться с коллегами своим опытом и узнать как можно больше об их деятельности, - рассказал в беседе с корреспондентом председатель альянса "Тула-Олбани" Джерри Шей. - Я очень верю в будущее Инновационного бизнес-инкубатора Тульского государственного университета. В прошлом году у нас, в Олбани, с рабочим визитом побывали Юрий Андреевич Чадаев и Владимир Михайлович Панарин, которые познакомились с нашей практикой бизнес-инкубирования. В свою очередь, я совершенно не хочу производить впечатление человека, который знает всё. Поэтому и прибыл в Тулу, чтобы узнать о новых идеях коллег и познакомить их с нашими. Бизнес-инкубатор генерируют малые инновационные предприятия, которые предоставляют рабочие места для выпускников вуза. Это очень важно, поскольку талантливая молодёжь имеет возможность успешно работать здесь, у себя на родине. Малые инновационные предприятия, созданные на базе вуза, - это великолепный пример симбиоза образования и технологий.

- Место проведения сегодняшней конференции было выбрано вполне закономерно, - поделился советник Федерального института развития образования Борис Алексеевич Сазонов. - В современной России появился вуз, а речь идёт о Тульском государственном университете, который поставил перед собой цель перейти от дисциплинарных учебных планов к модульным. И сегодня нам предстоит обсудить вопросы, связанные с решением этой задачи. К 2014 году все образовательные программы университета из типовых должны преобразоваться в модульные. Это позволит существенно сократить количество образовательных единиц, учебных пособий, контрольно-измерительных материалов, повысить взаимозаменяемость преподавателей. А в дальнейшем - перейти на асинхронную модель образования.

Обращаясь на пленарном заседании с приветственной речью к участникам конференции, доктор технических наук, профессор, ректор ТулГУ Михаил Васильевич Грязев особо подчеркнул, что Тульская область всегда славилась инновационной деятельностью. Позиция высшего учебного заведения должна заключаться в следующем: любой университет - это инновация. И Тульский государственный университет придерживается данного принципа. В ТулГУ создана инновационная инфраструктура, которая позволяет решить вопросы трудоустройства ярких, талантливых выпускников. По сути, это база для расширения границ науки.

"Карл Маркс писал о том, что наука должна стать производительной силой, - завершил своё выступление Михаил Васильевич Грязев. - Наш вуз именно к этому и стремится!"

- Тула - мощнейший центр инновационной деятельности, - отметил в своём выступлении заместитель председателя Правительства - министр экономического развития Тульской области Денис Владимирович Тихонов. Безусловно, лидирующие позиции здесь принадлежат высшей школе. Да, у нас, в Тульской области нет ни газа, ни нефти. Но при этом доля экспорта у нас в три раза превышает долю импорта. Оборонка, гражданские технологии - очень важно использовать их опыт. Наши учёные могут создать конечные инновационных продуктов, которые принесут региону заслуженную славу. Поэтому огромное значение имеет поддержка малых инновационных предприятий.

Член президиума Российской академии наук Леопольд Игоревич Леонтьев на примере создания Инновационно-технологического центра "Академический" (г. Екатеринбург) при ИМЕТ УрО РАН рассказал об истории и механизмах создания инновационно-технологических центров. По словам докладчика, главное заключается в механизме стимулирования привлечения частных средств для проведения инновационных разработок, который был бы выгоден тем, кто будет вкладывать деньги. Как, например, это делается за рубежом, где частные инвесторы, вкладывающие средства в инновационные исследования, получают существенные налоговые льготы.

В 1997 году Министерство науки приняло решение о создании инновационных центров в крупнейших регионах страны. Для этих целей были выделены серьёзные бюджетные средства. Инновационно-технологический центр ";Академический" был образован на базе СКБ технологий. В настоящее время ИТЦ осуществляет свою деятельность на основе некоммерческого партнёрства. Сфера научных исследований довольно широка: высокодисперсный металлический порошок, технология создания противоизносных материалов, термодиффузиозноецинкование, получение ферромолибдена, концентраты для получения драгоценных металлов, металлическая дробь различных типоразмеров и другие. Оборот ИТЦ составляет 1 млрд. 200 тысяч рублей в год, а рабочие, которые трудятся в нём, самые высокооплачиваемые рабочие в городе.

В своём докладе "Современная стратегия развития системы начального и среднего профессионального образования России" Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Михайлович Дёмин особый акцент сделал на том, что роль начального и среднего профессионального образования очень велика. По словам выступающего, Президент РФ В.В. Путин констатирует, что проблема нехватки высококвалифицированных кадров по своей актуальности уже давно обогнала проблему коррупции. Перед профессиональной школой стоит задача подготовки выпускников, способных решить задачу роста производства. И вот здесь показателен пример Тульского государственного университета, в структуру которого вошёл технический колледж. Интеграция среднего и высшего профессионального образования в стенах вуза позволяет успешно реализовать программу непрерывного профессионального образования.

Как подчеркнул Виктор Михайлович, огромное значение имеет вовлечение доли начального и среднего профессионального образования в сферу наноиндустрии. В этих целях необходимо интегрировать академическую науку, учреждения НПО и СПО и производство. Также очень важно создать атлас профессионального образования, в котором будут представлены потребности рынка труда в рабочих кадрах. И, безусловно, большую роль играет общественно-профессиональная оценка деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования.

Член-корреспондент Российской академии наук, директор Международного института логистики ресурсосбережения и технологической инноватики РХТУ им. Д.И. Менделеева Валерий Павлович Мешалкин сделал доклад на тему: "Роль логистики ресурсоэнергосбережения в инновационном развитии нефтегазохимического комплекс". В частности, особое внимание он уделил так называемой "зелёной" логистике, позволяющей давать оценку воздействия цепи поставок на окружающую среду и уменьшить расход ресурсов в процессе их осуществления.

Работа конференции продолжилась по секциям. В рамках секции "Создание инновационных технологических центров при вузах" обсуждались стратегические приоритеты в политике, проводимой Минобрнауки России в отношении высших учебных заведений, которые связаны со стимулированием в вузах исследований прикладного характера, коммерциализацией научных разработок. Участники секции проанализировали результаты формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в ТулГУ и других российских вузах, подвели промежуточные итоги реализации программы развития инновационной инфраструктуры ТулГУ, выявили проблемы, с которыми сталкиваются вузы при формировании своей инновационной инфраструктуры и рассмотрели возможные пути их решения.

Секцию ";Инновационные образовательные технологии: через модульные планы к асинхронному обучению" открыло выступление проректора ТулГУ по учебной работе Сергея Александровича Руднева. Он рассказал об истории Тульского государственного университета и о деятельности вуза в настоящее время. Как подчеркнул Сергей Александрович, одним из инструментов управления учебным процессом в многопрофильном вузе может стать модульный учебный план, который, в дальнейшем будет способствовать переходу к асинхронной системе образования. Этой теме и посвятил своё выступление Борис Алексеевич Сазонов. Существует две системы высшего профессионального образования: классическая, то есть поточно-групповая, синхронная и индивидуально-ориентированная, асинхронная, "кредит-система".

Схема синхронной модели образования подразумевает общее расписание занятий и общий аудиторный фонд для учебных групп и потоков. Кроме того, при синхронной модели студенты обучаются в учебных группах (потоках), создаваемых на весь нормативный срок освоения ими общей образовательной программы. Поэтому они "привязаны" ив течение длительного времени к определённому преподавательскому составу. И управлять своим временем эти студенты имеют возможность только вне расписания занятий или нарушая его, что равнозначно пропуску занятий. Основной принцип асинхронной программы заключается в том, что студент самостоятельно решает, чему и как ему учиться.

Для асинхронной модели свойственны модульные учебные планы, составленные согласно заявкам студентов по расписанию занятий. Особое место в асинхронной модели образования занимают преподаватели-консультанты. Общего аудиторного фонда и общего расписания студентов и преподавателей в асинхронной модели не существует, а потому расписание занятий каждого студента может быть уникальным. При асинхронной модели каждый студент учится по своему расписанию и объединяется с другими студентами в поток или группу на конкретное занятие. В течение одного дня студент может изучать разные дисциплины со студентами, обучающимися на разных курсах и факультетах.

Таким образом, постоянная учебная группа отсутствует. Перечень изучаемых модулей студент формирует сам из перечня модулей дисциплин учебного плана, а при составлении заявки на расписание занятий студент сам выбирает время занятий и преподавателя. В случае, если тот или иной студент получает неудовлетворительную оценку по модулю, то он должен повторно изучить этот модуль в следующем семестре, но только платно, то есть оплатив стоимость этого обучения. Перейти к следующему модулю дисциплины он может только при условии успешной сдачи предыдущего. Что же касается синхронной системы, то при ней, как правило, ликвидация задолженности накладывается и, соответственно, негативно влияет на реализацию учебного плана текущего семестра.

Асинхронная модель предусматривает прохождение студентами перед началом первого семестра специального тестирования, призванного определить у них уровень школьных знаний по тем дисциплинам, на базе которых будут строиться модули обучения в вузе. Если знания вчерашних школьников, а ныне первокурсников не достаточны, то для них вводится дополнительный quot;модуль-0quot; для соответствующей дисциплины. Если студент не сдал некоторые модули, повторное обучение которых включено в текущий семестр, то он имеет возможность продолжить обучение по учебному плану.

По мнению ректора Тверского государственного университета, доктора физико-математических наук, профессора, эксперта по образованию ЮНЕСКО Андрея Владленовича Белоцерковского, асинхронная модель позволяет студенту сделать выбор: что и когда ему учить. Кроме того, студент имеет возможность подстраивать расписание под своё личное время.

В свою очередь, проректор Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии, доктор технических наук, профессор Мухтар Юсупович Беккиев рассказал о практике асинхронной модели в США. Он особо подчеркнул, что данная система, в хорошем смысле, подстёгивает как студента, так и преподавателя. Первый стремится не пропускать занятия и лекции, а второй старается не переписывать лекции из одной книги, а набрать как можно больше интересного материала. В противном случае на его лекции никто из студентов не запишется. Зачем слушать то, что можно самому прочитать в книге?

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Балтийский образовательный форум начинает работу
Global education – Образование без границ
Международная научная конференция "СпортМед-2015"
Международный симпозиум «Физика кристаллов-2013»
Тульская область: кадры для региона
XVII Всемирный маркшейдерский конгресс состоится в Иркутске в 2019 году
Инновационные разработки учёных ТюмГНГУ – альтернатива зарубежным аналогам
В САФУ обсуждают инновационные технологии в строительстве
В ПГУПС состоится Международный симпозиум «ЭЛТРАНС–2013»
Перспективы различных видов энергоносителей обсудили в УрФУ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ